От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 31.08.2005 10:30:33 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

А.Усатов "Не будет свободной Родина - не может быть и науки"

А.Усатов "Не будет свободной Родина - не может быть и науки", "На боевом посту" (г.Чита, издание Сибирского военного округа) N59-60 от 06.08.2005, стр. 12

"НЕ БУДЕТ СВОБОДНОЙ РОДИНА - НЕ МОЖЕТ ВЫТЬ И НАУКИ".

Не сгладит время в памяти народной события грозных дней Великой Отечественной. Развязанная врагом война прокатилась по просторам нашей Родины, сея смерть и разрушения, собирая обильную и страшную жатву. Это была самая кровопролитная война, пережитая нашей страной за всю ее многовековую историю. Но история не знала такого поистине массового героизма, беззаветного самопожертвования и беспримерной стойкости, которую проявили советские люди. Победа над германским фашизмом и японским милитаризмом, 60-летие которой со скорбной торжественностью отмечает наш народ, ковалась и на полях сражении, и в героическом труде тыла.

Когда над Родиной грянула военная гроза, на борьбу против гитлеровской Германии поднялся весь наш многонациональный народ. Движимые великим чувством патриотизма приходили в военные комиссариаты, партийно-государственные органы мужчины и женщины, подростки и убеленные сединами старики, ученые и малограмотные граждане с просьбой направить их на фронт, чтобы с оружием в руках бороться с вероломным агрессором. Война заставила всех - от мала до велика - перестроить не только свою работу, но и жизнь. Не остались в стороне и отечественные ученые-востоковеды. Известный китаевед профессор Г.С. Кара-Мурза заявил: "Не будет свободной Родина - не может быть и науки, поэтому каждый гражданин в такой момент не может сидеть в кабинете. Он должен быть на самой передовой позиции, в самом пламени сражений". И в августе 1941 года в военкомат явился профессор Георгий Сергеевич Кара-Мурза. Специалист по истории Китая настаивал на немедленной отправке его на фронт для борьбы против немецко-фашистских захватчиков.

Вскоре Георгий Сергеевич явился в Главное политическое управление Красной Армии. Он доложил, что готов отправиться на советско-германский фронт, чтобы бороться против фашистского вермахта, готов внести вклад в победу над врагом нашей Родины. Отечественные работники ГлавПУ РККА сказали Г.С. Кара-Мурзе, что они понимают его патриотические чувства, но считают более целесообразным использовать его знания и опыт на Дальнем Востоке, где не исключена война против союзника Германии - японских империалистов. Георгий Сергеевич выслушал должностных лиц военно-политического органа с большим интересом. На вопрос, как он относится к своей предстоящей роли военного востоковеда, сказал: "Вся моя прошлая деятельность педагога и исследователя была направлена на укрепление дружбы советского и китайского народов. К выполнению этой задачи я отношусь исключительно серьезно".

Так началась ратная служба Г.С.Кара-Мурзы на дальневосточных рубежах нашей Родины, в политуправлении Забайкальского военного округа. Обращала на себя внимание его личная ответственность и высокая работоспособность. Георгию Сергеевичу было присвоено высокое воинское звание - майор, и, чтобы оправдать его, он уделял немало времени овладению общевойсковой специальностью: аккуратно посещал лекции и занятия по командирской подготовке, хотя это ему давалось, безусловно, трудно. Он был непременным участником учений войск нашего округа, при этом использовал каждый удобный случай для выступлений с лекциями о Китае, его народе, о борьбе китайского народа против японских колонизаторов.

Кара-Мурза с помощью молодых китаеведов готовил и издавал на типографской базе фронта серию брошюр на тему "Маньчжоу-го - колония нового порядка". Эти брошюры пользовались большим спросом у офицеров и рядовых в частях и соединениях действующей армии.

Особенно следует поставить в заслугу Г.С.Кара-Мурзе его большой интерес к научному обобщению опыта работы среди войск, населения и военного противника - немецко-фашистских захватчиков. Командование направляло его на германский фронт, он стажировался непосредственно на передовых позициях, участвовал в спецоперациях, направленных на подрыв морального состояния германского вермахта. После возвращения со стажировки майор Г.С.Кара-Мурза, первый среди политработников РККА, подготовил и издал книгу об опыте организации, содержании и целенаправленности психологической борьбы на фронте. Книга сослужила добрую службу в деле подготовки специалистов-востоковедов в Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Знания и способности Георгия Сергеевича развернулись в период проведения Маньчжурской стратегической операции и разгрома японской Квантунской армии в августе 1945 года. Он с исключительной настойчивостью и самоотверженностью осуществлял кропотливую разъяснительную работу среди китайского, корейского и монгольского народов на территории Северо-Восточного Китая, освобожденного нашей армией от многолетнего японского ига.

Свои мысли, чувства Г.С.Кара-Мурза отразил в своем дневнике (записи с 6 ноября 1943 года по июль 1945 года), который был опубликован в журнале "Новый мир" (1950 г. N4) под заголовком "Из писем ученого".

Привлекает внимание то, как гражданский ученый оценивал армейский коллектив. В ноябре 1943 года он пишет в своем дневнике: "В армии я вновь почувствовал себя молодым. Как в юности, легко и быстро дружишь, охотно слушаешь, споришь, говоришь. Среди профессоров есть много хороших людей, тонких и умных, но вот такого ощущения коллектива не было. Собираясь вместе, мы говорим о работе, лекциях, университете, о книгах и событиях, но это как-то спокойно, без глубокого вникания в ход жизни друг друга. Каждый сам по себе... Здесь коллектив возникает естественно: мы вместе живем, работаем, отдыхаем, обедаем. Все вместе. По вечерам спорим, читаем стихи, поем песни. Какие чудесные песни появлялись у нас! Поистине приятные слова и для тех, кто служит, и для тех, кому военная служба предстоит!

А как Георгий Сергеевич оценивал боевые документы с точки зрения общего языкознания. "Язык военных документов - это особый язык, - писал Г.С.Кара-Мурза. Здесь даже стилисту есть чему поучиться - лаконичности, четкости формулировок...". Профессор-востоковед, наш однополчанин, в суровые ноябрьские дни 1943 года размышлял о преподавании истории. Он писал, что и Китай, и весь Восток на страницах учебников истории незаслуженно обойден. Мысли русского исследователя сводились к следующему: "До сих пор всеобщая история проходится у нас так, как и прежде. Ну, даем привесок о Китае и других странах Востока по нескольку страниц, и все. Вся схема осталась прежняя. А надо дать историю такой, как она шла на самом деле. В учебниках обычно история Европы дана в центре, но ведь так стало несколько столетий назад. Европа господствовала, поэтому ее считали канвой истории. А надо написать такую историю, чтоб все расставить по местам. И это будет выглядеть совсем иначе. Тогда Китай займет место как крупнейшая величина в истории древности, средних веков. И не только Китай, но и весь Восток. Ведь Европа тогда была захудалой деревней в сравнении с Танской империей. Так и надо показать, как Китай и другие страны Востока слабели, их подчинила Европа и как теперь они снова поднимаются...". Как все актуально звучит, словно автор писал эти строки не 6 ноября 1943 года, а именно в наши дни.

Новый учебник по истории Г.С.Кара-Мурза мечтал издать после войны. Он писал: "Это будет первая книга, которую я напишу, как только кончится война, как только мы все вернемся к мирным профессиям, своему труду". Но, к великому несчастью, Георгий Сергеевич в начале сентября 1945 года, возвращаясь после выполнения ответственного задания советского командования на территории Маньчжурии, погиб в авиационной катастрофе.

Г.С.Кара-Мурзу похоронили на главной аллее центрального кладбища Читы. А как он любил наш город! За два месяца до трагической гибели Георгий Сергеевич писал, что "мне на Читу жаловаться грешно. Работал много, все, что писал, издавалось. Лежит на столе большая пачка книжек, за 4 года здесь сделанных, ими пользуются, их читают".

Нельзя без волнения читать запись в дневнике, датированную 4 июня 1944 года: "В моей архиерейской келье стоят три букета багульника. Чудные цветы. В любое время, в самый лютый мороз можно нарвать сухие, промерзшие ветки, занести в тепло, в воду, и они расцветают чудесным розоватолиловатым цветом, вырастают новые бледно-зеленые листики...".

В любое время, в самые трескучие забайкальские морозы нарвем веток чудесного цветка и понесем на могилу майора Советской Армии, профессора МГУ Георгия Сергеевича Кара-Мурзы. Преклоним свои головы перед светлой памятью тех, кто отстоял с оружием в руках честь, свободу и независимость Отчизны.