>как Вы считаете, сохранится ли в коммунистическом обществе (которое, естественно, будет всемирным) разнообразие культур? И каковым будет это разнообразие? Т.е. будут ли это только "матрешки" и "волынки", или, скажем, будет существовать и мусульманский мир, и христианский, но каким-то образом все будут друг с другом уживаться?
всегда буду раличия между людьми, их характерами, всегда будет оставаться многообразие человеческих внутренних миров. В этом плане мы не собираемся подобно новым русским солидаристам брить головы всем под одну гребенку во имя единства нации.
И всегда люди, чувствующие некую общность в своих мыслях, образах жизни и т.п. вольны объединяться в партии , общественные организации, церкви и т.д., если они считают необходимым пропогандировать и отстаивать свою идеологию.
Что же касается такого (отнюдь не добровольного, а принудительного) объединения людей по национально-государственному признаку. То оно сегодня становится анахранизмом. Но насильственным путем мы его уничтожать не собираемся, как и не делали это большевики в 1917 году.
>Т.е. допускаются ли ценностные различия, и каким образом (при отсутствии гос-ва) они будут регулироваться?
Другое дело, если "ценностные различия" (странно, ранее в вопросе речь шла о различиях в культурах, а теперь вдруг ценности выплыли, ведь и в рамках одной культуры у людей могут быть разные ценности) реально угрожают другим людям, то тогда конечно дело закона и права регулировать это.
Но только если угроза реальная и обоснована. Мы, не собираемся подобно солидарситам, запрещать, к примеру, сексменьшинствам пропогандировать свой образ жизни только на том основании, что это оскорбляет чувства добропорядочных христиан. Ведь сначала уместно было спросить, а может эти чувства просто слишком злобные, что чужой образ жизни, никах не пересекающийся с их собственным, вызывает такое раздражение.
============================================
"Важной характеристикой реакции при эмоциональной чуме является неконгруэнтность действия и даваемого объяснения. Истинный мотив всегда скрыт и замещен кажущимся мотивом. В естественной реакции здорового характера мотив, действие и цель образуют органическое единство. Ничто не скрывается, реакция сразу понятна. Например, здо¬ровый индивид не имеет иной причины для сексуального поведения, кроме естественной потребности в любви и стремления к ее удовлетворе¬нию. Аскетичный индивид, страдающий чумой, вторично оправдывает сексуальную слабость этическими требованиями. Подобное оправдание не имеет ничего общего с образом жизни. Установка на отрицание жизни присутствует уже до оправдания. Здоровый индивид не пытается навя¬зать свой образ жизни кому-либо другому, но предложит помощь, терапевтическую или иную, если его об этом попросят. Ни в коем случае здоровый индивид не будет заявлять, что все люди "должны быть здоровыми". Начать с того, что подобное утверждение не разумно, поскольку здоровье не дается по команде. Затем здоровый индивид не стремится навязать свой образ жизни другим людям, поскольку он живет своей жизнью, а никак не жизнью других. Индивид, подвержен¬ный эмоциональной чуме, отличается от здорового индивида тем, что он предъявляет требования не только к своей жизни, но преимущественно и прежде всего к жизни других людей. Если здоровый индивид дает совет и оказывает помощь, если он, исходя из своего опыта, просто живет, оставляя другим возможность следовать его примеру, то ин¬дивид, страдающий чумой, навязывает свой образ жизни другим силой. Индивиды, страдающие чумой, не переносят мнений, которые угрожают разрушением их панцирю или раскрывают их иррациональные мотивы. Здоровый индивид с удовольствием обсуждает мотивы своих поступков, индивид, страдающий чумой, впадает от этого в ярость. В ситуации, когда мнения других нарушают ход жизни здорового индивида, он борется рациональным способом за сохранение своего образа жизни. Индивид, страдающий чумой, борется против других образов жизни, даже если они совершенно не затрагивают его. Мотивом этой борьбы является та провокация, которой является само существование различ¬ных образов жизни.
...
При генитальном характере мотив, цель и действие находятся в гар¬монии; мотивы и цели имеют рациональную, то есть социальную, цель. Мотивы и цели, на основе их прежде всего биологической природы, стремятся к улучшению условий жизни, как своих, так и других людей; это то, что мы называем "социальным достижением".
При невротическом характере способность к действию сильно реду¬цирована, поскольку мотивы лишены аффекта или противоречивы. По¬скольку невротик обычно сильно подавляет свою иррациональность, ему приходится постоянно с ней бороться. Именно это и редуцирует его способность к действию. Он боится позволить себе действовать, по¬скольку опасается, что в нем могут проявиться садистические или ка¬кие-либо другие патологические импульсы. Обычно он страдает, осоз¬навая свою неспособность к полноценному функционированию, однако не проявляет зависти к здоровым индивидам. Его точка зрения такова: "Мне не повезло в жизни, и мои дети должны жить лучше, чем я" Подобное отношение делает его сочувствующим, но бесплодным на¬блюдателем жизни. Он не препятствует прогрессу.
Что же касается индивидов, пораженных эмоциональной чумой, то ситуация здесь совершенно иная. Мотив действия всегда вымышлен, провозглашенный мотив никогда не соответствует истинному, и не¬важно, является ли истинный мотив сознательным или бессознатель¬ным. Так же не идентичны провозглашенная и реальная цели. Ге¬рманский фашизм, например, провозглашал своей целью "сохранение мирной германской нации", но реальной целью — на основе структуры характера - была империалистическая война, передел мира и ничего более. Базовой характеристикой индивида, ведомого чумой, является его искренняя и честная вера в провозглашенные цель и мотив. Я хотел бы подчеркнуть, что невозможно понять структуру характера индивида, ведомого чумой, без серьезного понимания того факта, что он действует под влиянием структурной компульсивности; неважно, насколько благими могут быть его намерения, он может действовать только способом, определяемым эмоциональной чумой; действие по¬добного рода настолько же естественно для него, как потребность в любви для генитального характера, но индивид, ведомый чумой, под защитой своего субъективного убеждения не страдает от по¬нимания вредоносности своих действий. Мужчина может потребовать опеку над своим ребенком, отлучив его от матери, своей жены, которая была ему неверна и которую он ненавидит; поступая таким образом, он честно верит, что действует "в интересах ребенка"; он не сможет изменить свою точку зрения, даже если ребенок, стра¬дающий от разлуки с матерью, заболеет. Этот пораженный чумой отец создаст целую систему рациональных доводов, позволяющих ему поддерживать собственное убеждение, что он действует "исклю¬чительно в интересах ребенка"; его невозможно убедить в том, что истинным мотивом его поступка является садистическое наказание матери.
Индивид, ведомый чумой, в отличие от невротика, часто испытывает чувство зависти и смертельной ненависти ко всему здоровому. Старая дева, страдающая неврозом характера, живет в уединении и не вмешива¬ется в любовную жизнь других женщин. Старая дева, ведомая чумой, напротив, не переносит, когда другие женщины счастливы в любви; как воспитатель, она сделает все, что в ее силах, чтобы ее подопечные были лишены возможности иметь счастливые любовные отношения. Это от¬носится ко всем жизненным ситуациям. Чумной характер при любых обстоятельствах и любыми средствами будет стараться изменить свое окружение таким образом, чтобы оно не мешало его образу жизни. Он воспринимает все, что не соответствует его представлениям, как прово¬кацию и соответственно борется с этим и ненавидит это. Особенно хорошо данная черта видна у аскетов. Их представление о жизни следу¬ющее: "Другие не должны быть счастливее меня, они должны страдать так же, как страдал я". Это основное отношение в каждом отдельном случае очень хорошо замаскировано под идеологию или теорию, кото¬рые очень логичны сами по себе, и требуется большой опыт и долгие размышления, чтобы определить истинное положение вещей. Следует сказать, что европейское воспитание полностью следует такому образцу."
В.Райх ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУМА