От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.08.2005 22:22:46 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

"Хотели как хуже" (*+)

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 103 (12717), четверг, 4 августа 2005 г.


ХОТЕЛИ КАК... ХУЖЕ


Наедине с экраном

За последнее время центральные телеканалы не раз совершали продолжительные
экскурсы в <период застоя>. Так, весной по Первому каналу был показан
четырехсерийный <Брежнев>. А с началом лета уже 2-й канал час за часом
выдавал на наши экраны восьмисерийный политический детектив <Красная
площадь> - о загадочном уходе из жизни второго человека в андроповском КГБ
Семена Кузьмича Цвигуна, поименованного в фильме Вигуном.
Было бы наивно полагать, что оба сериала попали в программы случайно. На
главных электронных кухнях страны рацион для зрителей тщательно
продумывается. Значит, реанимация на телеэкране событий в Кремле и вокруг
него в 1980 - 1982 гг. для чего-то понадобилась...
В своем отклике на фантасмагорию <Брежнев> (<СР>, 07.04.05 г.) я уже
высказал ряд соображений на сей счет. Позволю себе от них оттолкнуться.
Итак, очернители советского прошлого вдоволь покуражились над предвоенным,
военным и восстановительным этапами истории СССР и теперь начали изгаляться
над периодом пребывания у власти Леонида Ильича Брежнева. Данный период
клеветники-перестройщики обозвали <застойным>. Но многие миллионы россиян до
сих пор вспоминают о нем с добрыми чувствами. И новорусские идеологи взялись
искоренить этот <предрассудок> - в советской истории светлых пятен быть не
должно!
Но дело, как мне теперь представляется, не только в истории. Все говорит за
то, что копание в прошлом имеет прямой выход в текущую политику.
Россия - в трясине буржуазных реформ. Их роковая роль становится все
очевиднее. Нарастает протестное движение. И правящая команда суетливо
переводит стрелки народного негодования на порушенный ею строй социализма:
смотрите, мол, смотрите, вот откуда пошли все беды!
Для осуществления такого подлога и мобилизованы виртуальных дел мастера,
телевизионщики. И выскакивают к нам на экраны, словно черти из табакерки,
снятые на скорую руку <Дети Арбата>, <Курсанты>, <Штрафбат>.
В череде таких новоделов и <Брежнев>, и <Красная площадь>.
Можно предположить, что, получив установку <замочить эпоху Брежнева>,
аудиовизуальная обслуга режима перебирала разумные варианты решения задачи.
Вероятно, была и такая идея: охаять застой на широком историческом
пространстве и документальном видеоряде, переозвучив старые кадры убойными
голосами Познера и Сванидзе или того акустического террориста, что постоянно
как бы давится галушками...
Но от подобной затеи отказались и по-своему правильно сделали. На конкретном
архивном материале охмуреж заведомо не прошел бы. Ибо фактура созидающего
социализма настолько говорит сама за себя, что ее не осквернить никакими
ядовитыми комментариями.
Вот и решили, судя по всему, взяться за специфический отрезок времени
<позднего Брежнева>. Покопаться в личном, интимном, исподнем престарелого
генсека и членов его команды. Выпятить все мало-мальски негативное, нелепое,
курьезное. А для пущей выразительности облечь все это в игровую форму,
прибегнув к платным услугам на все готовых лицедеев.
Замысел постановщиков прозрачен. Нагнетая непривлекательные сцены, внушить
зрителю: вот, мол, какие мастодонты управляли державой - и куда бы они ее
привели?! Немудрено, что социализм рухнул...
Отсюда ненавязчивая подсказка: да ведь нужно еще в ножки поклониться
Горбачеву, Ельцину и Путину за то, что избавили страну от застоя, а потом и
от советского строя и вывели нас на светлую дорогу демократизации,
приватизации, либерализации и т.д., и т.п.
Такая сверхзадача угадывается и в <Красной площади>. Только тут в меню для
телезрителей оказалось блюдо с более острыми специями.
...Следователь Генпрокуратуры СССР Шамраев берется за расследование дела о
загадочной смерти первого зампреда КГБ генерала Вигуна. В него (Шамраева)
влюбляется некая цирковая гимнастка, и они начинают вместе бороться за
истину. Узнают: незадолго до гибели Вигун пытался встретиться с Брежневым,
но ему помешали... Продолжая распутывать узелок, Шамраев и его подруга
попадают в эпицентр схватки за власть между Брежневым и Андроповым,
спецслужбы которого стараются заполучить компромат на генсека. А к этому
компромату оказался причастен ставленник Брежнева - андроповский заместитель
Вигун. За что и поплатился жизнью. Бр-р-р...
Дальше - больше. Выясняется: компромат связан с дочерью Брежнева Галиной, а
та была... любовницей Вигуна. Страсти-то какие! Теперь уже сам Брежнев
поручает Шамраеву непременно найти изобличающие материалы. Противная сторона
оказывает на следователя давление, угрожает его убить... В автокатастрофе
погибает его любимая. Он решает отомстить спецслужбам!.. Насмотревшись
мерзостей в высших эшелонах власти, благородный следователь-супермен
все-таки выполняет свой долг.
Конец. Все рыдают...
И что же мы имеем, так сказать, в сухом остатке?
А в осадок детектива выпал его эпилог.
Если помнит читатель, <Послесловие к фильму> прилагалось и к заключительной
серии <Брежнева>. Что же до <Красной площади>, то ее увенчала документальная
передача о генерале С.К. Цвигуне (как было уже сказано, он прототип Вигуна).
Чем же примечательны оба этих аудиовизуальных приложения? А вот чем. В обоих
эпилогах внятно прозвучала оговорка о вымышленном (!) характере предыдущих
событий на телеэкране. Так, режиссер Снежкин признал, что <Брежнев> - это
его <...собственная модель советского лидера>. А литератор Тополь, по книге
которого поставили <Красную площадь>, поведал нам, что сочинял ее, исходя
только из своего видения кремлевских вождей. И что никакого Шамраева и его
подруги-циркачки не было - персонажи эти придуманы.
В свою очередь, жена и сослуживцы Цвигуна (виртуального Вигуна), получившие
слово в эпилоге <Красной площади>, заявили: между председателем КГБ Юрием
Владимировичем Андроповым и его первым заместителем были прекрасные личные
отношения; версия устранения Цвигуна чекистами даже не рассматривалась;
никто никогда не таил и не искал компромат на Галину Брежневу...
<Картина ужасов> о правителях СССР рассеялась как болотный туман.
Но поезд-то уже ушел!.. 16-часовое (вместе с повторами) мелькание
тенденциозных картинок сериала произвело свое воздействие на зрителей.
Именно то, которое требовалось фальсификаторам.
Пишу, а на домашнем экране мельтешит очередная серия очередной мистерии.
Теперь - <КГБ в смокинге> (Первый канал). И опять - застой. И зловещая
фигура Андропова возникает снова... И точно так же, как предыдущие поделки,
никакое это не экранное искусство, а наспех состряпанная мешанина из дешевых
вторичных трюков и говорящих голов, изрекающих банальности, пошлость и
похабщину. И абсолютное большинство эпизодов, включая даже интимные,
пронизано лютой ненавистью к Советскому государству, КПСС и КГБ в
особенности.
Собственно говоря, на эту бодягу больше не стоило бы тратить ни строчки,
если бы не одно занятное <но>. Оно, это <но>, из разряда тех случаев, когда
говорят об <усердии не по разуму>.
А прокололись махинаторы вот на чем. Они, как уже сказано, измываются над
кадрами с Лубянки. В их псевдофильме члены спецгруппы КГБ, направленной с
особым заданием за кордон, показаны как бездари и трусы, с которыми лихо
разделывается доблестный агент ЦРУ, заодно покорив сердце оказавшейся в
сетях КГБ комсомольской журналистки. Причем американец выводит из строя
советских горешпионов посредством их же сослуживца-разведчика, оказавшегося
неугодным ведомству Андропова... В общем, как говорится, туши свет.
Но... Юродствуя над КГБ СССР конца 70-х, создатели чернухи, видимо, не
придали значения тому обстоятельству, что именно в этой организации и как
раз в эти годы начинал свою карьеру Владимир Путин. И, конечно, только по
недосмотру незадачливых пачкунов один из <опущенных> ими чекистов имеет до
боли знакомые всем нам и бесконечно дорогие для многих еще россиян черты.
Невысокий лоб. Чуть скошенный подбородок. Бесцветные водянистые глаза... А
лексика, жаргон - почти один к одному.
Так или иначе, но кадры <КГБ в смокинге> наводят зрителей на размышления...
о своем президенте. Что вряд ли расширяет его <электоральную базу>. А она
сейчас ой как необходима!
Интересно: как сей казус воспримут в Кремле? А вообще, не думаю, что
накладка будет иметь особо неприятные последствия для исполнителей заказухи.
Они ведь хотели как лучше...
Случись публичная дискуссия - творцы всех названных картин наверняка будут
отрицать их заказной, конъюнктурный характер. Скорее всего они станут
уверять, что обращались к советскому прошлому лишь за острыми,
<эксклюзивными> сюжетами. И все это, мол, ради зрелищности, а она необходима
для рейтинга, а рейтинг нужен рекламодателям, а на рекламе, дескать, все ТВ
держится.
В ответ автор этих строк, окажись он участником такой дискуссии, заметил бы
следующее:
- Хорошо, вы ссылаетесь на остросюжетность и зрелищность. Допустим. Но зачем
отправляться за ними в туманные дали прошедшей эпохи? Обратитесь, господа, к
новейшей истории России. Сколько в ней коллизий и пертурбаций! Сколько
неразгаданных, интригующих тайн! Могу навскидку предложить несколько
сюжетов. Вот вам первый: <В дни Октября> - о событиях в Белом доме и вокруг
него 3-4 октября 1993 года. Многосерийная драма... Или - <Взрывы на
рассвете>, блокбастер о диверсиях в Москве и Волгодонске, ставших пусковым
механизмом второй чеченской войны. В этом деле до сих пор много темного...
Не хотите чернухи? Тогда возьмитесь за сериал авантюрно-биографического
характера <Сага про Убайса>...
Я бы высказался примерно в таком духе, вгляделся в лица своих оппонентов и
убежденно добавил:
- Только не займетесь вы этими проектами, господа. Ведь точно не займетесь!
Как опасливо обойдете и другие объекты отражения, могущие затронуть сильных
мира сего. А сильные мира <сего> - антиподы сильных мира <того>.
Последних-то вы и шельмуете, искажая заодно и мир, в котором они были
сильны.
И глядя на то, с какой удалью вы атакуете прошлое, расправляясь с его
беззащитными тенями, невозможно не вспомнить вислоухого героя известной
восточной пословицы.
Вы превзошли его, господа.
С чем вас и поздравляю!


О.ДЖИГИЛЬ.
Краснодар.