От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.08.2005 22:21:10 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Командарм советской песни (К 100-летию Б. Александрова) (*+)

http://www.sovross.ru/2005/103/103_3_2.htm

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 103 (12717), четверг, 4 августа 2005 г.


Командарм советской песни


100 лет назад родился Борис Александрович Александров, народный артист СССР,
Герой Социалистического Труда, художественный руководитель Ансамбля песни и
пляски Советской Армии (1946-1986), Лауреат Ленинской и Государственной
премий СССР

Имя Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной
премий, народного артиста СССР, генерал-майора Бориса Александровича
Александрова известно во всем мире. Он прожил долгую жизнь, был
современником Д.Д.Шостаковича, И.Ф.Стравинского, И.О.Дунаевского,
А.И.Хачатуряна, Т.Н.Хренникова; дружил с величайшими творцами своего
времени - музыкантами, поэтами, художниками; неоднократно встречался с
политиками самого высокого уровня - Мао Цзэдуном, Шарлем де Голлем,
Гарольдом Вильсоном, Фиделем Кастро. Ему, обладателю красивого альта и
абсолютного слуха, в составе детского хора Большого театра посчастливилось
принимать участие в спектаклях, в которых пели Ф.И.Шаляпин, А.В.Нежданова,
Н.А.Обухова, Г.С.Пирогов, В.Р.Петров, Л.В.Собинов. Его учителями были
Рейнгольд Глиэр и отец - Александр Александров. Среди учеников - известные в
будущем хоровые дирижеры, народные артисты СССР К.Б.Птица и В.Г.Соколов. Он
сотрудничал с ведущими советскими поэтами и композиторами, для которых
Дважды краснознаменный академический ансамбль песни и пляски, возглавляемый
им после смерти отца на протяжении более чем 40 лет, стал творческой
лабораторией советской песни; сумел вырастить целую плеяду замечательных
солистов, чьи <золотые> голоса покорили весь мир.
Огромен был размах его творческой деятельности. Разносторонне одаренная
личность, он сказал свое веское слово не только как композитор, оставивший
богатое творческое наследие в различных жанрах музыки, крупнейший деятель
советской военной музыки, чья роль на мировой арене имела поистине
политическое значение, но и как дирижер, музыкальный критик, художник,
педагог.
Его подлинной стихией стало армейское музыкальное искусство. Продолжив дело
отца, он всю жизнь шел путем прославления своим творчеством Родины и ее
армии, воплощения и развития военно-патриотической темы в музыкальном
искусстве. <Искусство и армия, - говорил он, - для меня единое целое. Я не
могу представить свое искусство без армии, и армию вижу глазами искусства.
Каждое явление армейской жизни для меня - новая тема, каждый человек - герой
новой песни>.
Борис Александров родился 2 августа 1905 года в городе Бологое Тверской
области в семье выдающегося композитора, дирижера, педагога и общественного
деятеля Александра Васильевича Александрова. В семь лет началось музыкальное
образование маленького Бориса: отец привел его в свой хор. Одновременно он
стал посещать занятия по классу фортепиано в организованной отцом
музыкальной школе. В 1918 году семья Александровых переехала в Москву, и
13-летний Борис был принят в детский хор Большого театра, который, по его
словам, стал <первым музыкальным университетом>. Одновременно он начал
заниматься на фортепианном отделении Мерзляковского музыкального училища,
затем в музыкальном техникуме им. А.Н.Скрябина; с 1923 по 1929 гг. - в
Московской консерватории по классу композитора Р.М. Глиэра.
На протяжении нескольких лет по окончании консерватории Борис Александров
пробует себя в различных амплуа. Он - заведующий музыкальной частью только
что созданного Центрального театра Красной армии (1929-1937), доцент
Московской консерватории (1933-1941), композитор, пишущий в различных жанрах
симфонической и камерно-инструментальной музыки.
B 1937 году произошло важное событие в биографии Бориса Александрова,
определившее всю его дальнейшую творческую судьбу: он стал заместителем
художественного руководителя краснознаменного ансамбля, соратником и
ближайшим помощником своего отца. С этих пор вся его жизнь посвящена
прославленному коллективу: для него созданы наиболее яркие сочинения
Александрова-композитора, работа в армейском коллективе отложила отпечаток
на все его композиторское творчество, здесь же он оттачивал свое мастерство
и как дирижер.
Современники вспоминали, что в его дирижировании была какая-то особая
напевность, лиричность, активный и энергичный жест становился нередко мягким
и гибким, с едва заметно возрастающей (в зависимости от характера фразы) или
уменьшающейся амплитудой дирижерского взмаха. Вместе с тем его интерпретации
были присущи драматичность, глубокая проникновенность в образ, способность
подниматься до взволнованной патетичности, чувство высокого оптимизма, что
явственно ощущалось в героико-эпических жанрах, в драматических поэмах,
балладах и песнях. Он не пытался <гипнотизировать> исполнителей глазами,
однако его сосредоточенность и внутренняя собранность передавались полностью
и хору, и оркестру. При этом музыка захватывала его целиком, а техника
дирижирования рассматривалась лишь как средство выявления и передачи всей
глубины исполняемого произведения. И в этом было что-то от манеры
дирижирования Н.С.Голованова, Н.М.Данилина и A.В.Александрова, а точнее - от
русской дирижерской школы, давшей музыкальной культуре немало блистательных
имен.
С началом войны ансамбль был разделен на четыре группы. Три из них
отправлены в действующую армию. Четвертая группа, в числе руководителей
которой был и Борис Александров, осталась в Москве для обслуживания уходящих
на фронт частей и выступлений по радио. Работы было много. Концерты по
радио, грамзапись, записи для кинохроники и концерты для воинов.
Неоднократно Борис Александров бывал на различных фронтах во главе
концертных бригад. <Задачи нашей работы, - говорил он, - были определены с
самого начала: наш фронт - это военно-патриотическая музыка, в первую
очередь песня. Мы стремились средствами своего искусства воспитывать боевой
дух солдат, его патриотизм, стойкость...>
Также в годы войны Борис Александров стал организатором и первым
художественным руководителем Ансамбля советской песни Всесоюзного радио -
коллектива, активно пропагандировавшего песни советских композиторов и
народную музыку патриотической направленности. Коллектив состоял из
смешанного хора, оркестра и группы известных певцов-солистов. Передачи шли
прямо в эфир, поэтому нередко приходилось выступать перед микрофоном поздней
ночью, ранним утром, а порой и ночевать в радиоцентре.
Знаменательным для Бориса Александрова стал 1943 год: он призван в ряды
Вооруженных Сил и назначен на должность заместителя начальника ансамбля.
Интересны воспоминания об этом времени народного артиста СССР К.Б.Птицы:
<Грозная зима 1943 года. В одной из комнат ЦДКА за столом в расстегнутой
генеральской шинели сидит А.В.Александров. Ему нездоровится. Сдает сердце. Я
приехал доложить ему о консерваторских делах... Входит быстрыми шагами Борис
Александрович. Он в мундире, но поверх надето пальто с меховым воротником.
Молодой офицер элегантен и деловит. Как всегда ласково здоровается и тотчас,
забрав со стола нотные листы, выходит. На нем уже немалая доля забот отца.
Александр Васильевич устало смотрит ему вслед и говорит с задумчивой
грустью: <Скоро все дела ансамбля лягут на его плечи>.
И действительно, в 1946 году, после скоропостижной смерти Александра
Васильевича, на должность художественного руководителя и главного дирижера
ансамбля был назначен Борис Александров.
<Можно быть совершенно спокойным за судьбу ансамбля, - писал в 1947 году
народный артист СССР А.В. Свешников. - Александр Васильевич Александров не
только воспитал плеяду замечательных ансамблистов, но и подготовил достойную
смену: его сын Борис Александрович принял ансамбль и ведет его по верному
пути, продолжая традиции организатора. Новый руководитель - большой
художник; судьба отличного коллектива находится в надежных руках>.
И коллектив находился в надежных руках Бориса Александровича на протяжении
сорока лет! Ему досталось богатое наследство, и он умело распорядился им -
продолжил путь отца к завоеванию ансамблем мировой известности, всеобщей
любви и признания, широкой популярности среди миллионов советских и
зарубежных слушателей.
Восторгаясь искусством ансамбля, пресса неизменно связывала его успех с
дирижерским мастерством и талантом Бориса Александрова: <Хор под управлением
Б.А.Александрова, бесспорно, является лучшим в мире в этом жанре> (<Ля
пресс>); <Наконец-то они вернулись к нам, эти 200 человек с бронзовыми
голосами и потрясающими прыжками! И Борис Александров, руководитель
ансамбля, который теперь появляется на сцене Дворца спорта в генеральском
мундире. Генерал, который удостоен этого звания за свои огромные
композиторские и исполнительские достижения. Уникальное явление, не правда
ли?> (<Аврора>); <Пианиссимо и фортиссимо хора, когда им управляет
Александров, фантастичнее и убедительнее, чем у любого хорового специалиста
мира. Его крещендо и диминуэндо более тонко продуманы, чем у других
дирижеров, которых мне приходилось слышать со времен Тосканини> (<Газет>).
С самого начала первостепенной задачей деятельности коллектива Борис
Александрович определил военно-патриотическое воспитание молодежи и
пропаганду песен советских композиторов. Только за первые годы работы Бориса
Александрова в репертуаре ансамбля появилось свыше 150 новых произведений, в
том числе около ста песен советских композиторов, народные песни,
произведения русской и западноевропейской классики, песни народов мира. Во
время зарубежных гастролей ансамбль пел практически на всех языках мира,
нередко исполняя произведения композиторов тех стран, где проходили
выступления.
Одной из лучших традиций ансамбля, уже признанного творческой лабораторией
советской героико-патриотической песни, было творческое взаимообогащение:
многие молодые композиторы и поэты приходили в коллектив с черновыми
набросками, и здесь, в кругу друзей, авторы и коллектив сообща обсуждали и
дорабатывали новые произведения. С коллективом постоянно сотрудничали
ведущие советские композиторы: М.И.Блантер, Е.Э.Жарковский,
Э.С.Колмановский, И.М.Лученок, Л.А.Лядова, Б.А.Мокроусов. В.И.Мурадели,
А.Г.Новиков, А.И.Островский, А.Н.Пахмутова, В.П.Соловьев-Седой, С.С.Туликов,
О.Б.Фельцман, А.Г.Флярковский, Я.А.Френкель, А.И.Хачатурян, А.Н.Холминов,
Т.Н.Хренников.
Однако и сам Борис Александров создал немало талантливых произведений и
обработок народных песен, прочно вошедших в репертуар ансамбля. Список работ
Бориса Александрова-композитора внушителен. Здесь и симфоническая музыка, и
камерно-инструментальная, и вокально-симфоническая, и театральная. Однако
одним из центральных жанров творчества Бориса Александрова навсегда стала
песня. Перед войной специально для Краснознаменного ансамбля композитор
создал <Песню 10-й армии>, <Буденновскую кавалерийскую>, отразившие его
неповторимый композиторский стиль, отличающийся русской напевностью и точной
передачей специфики строевой солдатской песни, а после разгрома фашистов под
Москвой - песню <Да здравствует наша Держава!> (на слова А.В.Шилова, артиста
ансамбля) - произведение, ставшее песенной классикой. Позже на слова С. В.
Михалкова в соавторстве с А. А. Бабаджаняном он написал песню <Цвети,
любимая Отчизна!>, которая принимала участие в конкурсе на Гимн СССР.
Победный 1945 год был отмечен созданием Александровым <Песни Победы> на
слова А.В.Шилова и А.А.Годова, получившей на конкурсе Министерства культуры
СССР премию.
Всего Борисом Александровым написано более 100 песен и сделано около 100
обработок народных песен, преимущественно патриотического содержания, что
позволило современникам назвать его композитором-патриотом и присвоить пусть
шутливое, но многозначительное звание <командарма советской песни>.
А.Н.Пахмутова отмечала: <...сочинения Бориса Александрова - это словно
рассказанная средствами музыки история <человека с ружьем> от первых
красногвардейских отрядов до могучих, оснащенных новейшей техникой войск
наших дней>. Закономерно, что армейская тема нашла отражение и в крупных
сочинениях композитора. Серьезным творческим достижением стала написанная в
1937 году знаменитая <Свадьба в Малиновке> (либретто на украинском языке
Л.А.Юхвида, русский текст Л.А.Юхвида и В.Я.Типота), тогда же с большим
успехом поставленная в Московском театре оперетты.
В 1942 году состоялась премьера оперетты <Девушка из Барселоны> по пьесе
А.В. Софронова, рассказывающей о русских партизанах и испанской девушке,
воюющей рядом с ними. Позже он создает такие произведения для театра, как
оперетты <Моя Гюзель> (1946), <Рядом с тобой> (1949), <Сто первая жена>
(1957); балеты <Дружба юных> и <Левша> (1955), а также <Кантату о Партии>
(1955), ораторию <Солдат Октября защищает мир> (1967), кантату <Книга
Родины> (1979), сюиту <На страже> (1981).
Вклад Бориса Александрова в развитие отечественной культуры как композитора
и общественного деятеля получил заслуженное признание. Ему было присвоено
почетное звание Народного артиста СССР; за концертно-исполнительскую
деятельность присуждена Сталинская премия первой степени. Он был награжден
орденом Ленина; за музыку оратории <Солдат Октября защищает мир> и
оратории-поэмы <Дело Ленина бессмертно> получил только что учрежденную
Министерством культуры СССР, Союзом композиторов СССР и Главным политическим
управлением Советской армии и Военно-морского флота золотую медаль имени
Александра Васильевича Александрова, в последующем ежегодно присуждаемую
советским композиторам за успехи в создании военно-патриотической музыки. За
выдающийся вклад в развитие культуры и искусства Б.А.Александров был
удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда и Лауреата Ленинской
премии; награжден орденом Октябрьской Революции.
Показателем мирового признания высокого искусства руководимого им коллектива
стало присуждение ансамблю в 1961 году Французской академией грамзаписи
<Золотого дискобола> за лучшую пластинку; в 1964 году французской фирмой
<Шан дю Монд> - <Золотого диска> за рекордные тиражи грамзаписей. В том же
году ансамбль награжден монгольским орденом <Боевые заслуги>, в 1965 -
чехословацким орденом <Красная Звезда>. В 1974 году творческие достижения
ансамбля были отмечены вручением <Золотого диска> голландской фирмы <Н.О.К>.
В 1979 году ансамблю присуждено почетное звание <академический>.
Борис Александров сумел вырастить целую плеяду выдающихся солистов, чьи
<золотые> голоса звучали во многих странах мира, - солистов, составивших
целую эпоху в жизни коллектива.
В 1985 году музыкальная общественность столицы отметила 80-летие со дня
рождения Бориса Александровича, в 1987 году, после почти полувековой
деятельности в ансамбле, он передал руководство коллективом народному
артисту РСФСР И.Г.Агафонников. В 1994 году он ушел из жизни.
В памяти современников и потомков Борис Александрович Александров навсегда
останется великим артистом, воином-политработником, педагогом, человеком,
каждый день жизни и творчества которого был посвящен служению Родине.


Ольга ПОНОМАРЕВА,
начальник концертно-продюсерской группы Академического ансамбля песни и
пляски Российской Армии им. А.В. Александрова.