|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
30.07.2005 22:36:26
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Александр Калягин: "У меня эти факты государственной цензуры вызывают только уважение" (*+)
----------------------------------------------------------------------------
----
"ПУСТЬ КТО-ТО НАЗОВЕТ ЭТО ЦЕНЗУРОЙ"
[ 16:02 26.07.05 ]
http://www.izvestia.ru/comment/article2357785
Сегодня все чаще и чаще раздаются тревожные голоса о том, что в нашей стране
вновь воцаряется цензура. Правда, слышны и иные голоса, настойчиво
повторяющие, что при беспределе, который сегодня существует, цензура
необходима. Признаюсь, меня одинаково беспокоят и те, и другие. И не потому,
что я, как и любой здравомыслящий человек, естественно, против цензуры - но
и против той свободы, которая обернулась разгулом и вседозволенностью.
Пугает то, что я не вижу серьезных попыток проанализировать причины
возникшей ситуации и спрогнозировать ее последствия.
Мне кажется ошибочным (а чаще всего так и делается) решать вопрос о цензуре
с позиции отношения к советской власти. "В СССР действовала цензура, но зато
не было желтой прессы, порнографии на сцене и т.д.", - рассуждают одни.
"Пусть даже такой ценой, но зато завоеваны демократические свободы", -
доказывают другие. Хотя понять, почему берется именно эта точка отсчета,
можно: слишком мало прошло времени, слишком многое мы пережили, слишком
много людей помнят, в каких чудовищных формах действовала цензура в Стране
Советов.
Но давайте хоть ненадолго перешагнем через советские годы нашей истории и
окажемся в дореволюционной России, о которой, как о мертвых, сейчас можно
говорить или хорошо, или ничего. Тем не менее в царской России действовала
жесточайшая цензура, имя графа Бенкендорфа как душителя великого русского
поэта нам знакомо еще со школы. Примеров из истории русской литературы
множество - всем известно, что были запрещены "Маскарад" и комедия "Горе от
ума", случайно был разрешен "Ревизор" и т.д. Так вот, цензура, возникшая в
России в начале XVIII века, просуществовала до Февральской революции. В
новой уже стране она появилась только в 1922 году, когда был создан Главлит.
Таким образом, революция уничтожила цензуру, а возникла она вновь, когда поб
едившей власти понадобилось идеологическое оружие. Революционные
преобразования нашего времени тоже уничтожили цензуру, но сегодня при
господстве рыночной идеологии появилась цензура рынка.
Недавно на заседании секретариата Союза театральных деятелей России кто-то
из региональных руководителей показал мне, скажем так, весьма неприличную
картинку, оказавшуюся афишкой спектакля "Чайка". Было сделано несколько
копий, и солидные люди, посмеиваясь, как школьники, стыдливо передавали друг
другу, смешно сказать, афишу к великой чеховской пьесе. Почему возникла
такая афиша? По-моему, ответ прост: в условиях рынка надо "продать"
спектакль, а в такой "упаковке", как кажется его "производителям", это
сделать легче.
Вроде бы ничего страшного, подумаешь, выпустили "рекламную" афишу, но ведь
это афиша государственного театра и подписана она учредителем! Учредителем,
который должен отстаивать интересы театра - но и зрителей города. Мне
кажется, что существующая сегодня политика невмешательства может обернуться
серьезными последствиями для развития общества.
По такой же схеме - от идеологической цензуры к рыночной - развивается жизнь
и в других странах бывшего соцлагеря. О том, что угроза для свободы слова
перекочевала в экономическую сферу после того, как удалось ликвидировать
государственную цензуру, недавно заявил и вице-президент Союза журналистов
Польши Ежи Киселевский. Конечно, можно предположить, что мы все болеем одной
болезнью под названием - "переходный период", который скоро пройдет, но как
мы из него выйдем - с потерями или приобретениями, - зависит от нас.
Я думаю, что как раз в этот период на уровне государства необходимы рычаги
управления рыночной стихией, вторгшейся в область культуры. Пусть кто-то
назовет это цензурой, я не боюсь таких обвинений. Нельзя из-за страха
показаться ретроградом, допускать то, что во все времена и во всех странах
называется глумлением над моралью общества.
Мы все время озираемся на демократические страны и сетуем, что, дескать, в
нашей стране никогда не будет такой же свободы. Но почему-то президент США
Буш счел возможным в самой демократической стране мира, как мы часто ее
называем, подписать закон, разрешающий производителям бытовой
видеоаппаратуры устанавливать в нее специальные электронные фильтры,
позволяющие автоматически "вырезать" сцены насилия, секса, нецензурную
лексику. Во Франции на уровне Государственного совета - высшей
административной инстанции в стране - был запрещен фильм "Трахни меня" для
показа тем, кому еще не исполнилось 18 лет.
У меня эти факты государственной цензуры вызывают только уважение. На мой
взгляд, они свидетельствуют: государство не закрывает глаза на то, что
происходит в обществе, а реагирует на негативные явления, контролирует их,
пусть даже в форме цензурных запретов, тем самым проявляя заботу о здоровье
нации.
Что мне кажется важным? Прежде всего, чтобы в нашем обществе начал
действовать некий гласный договор о том, что можно, а что нельзя. Тогда и
могут возникнуть самоцензура, самоконтроль, саморегулирование. Если бы в
стране сложилось такое гражданское общество, которое без подсказки сверху
решало бы, что отвечает нашим интересам, а что им мешает, не было бы, с
одной стороны, такого натиска массовой культуры, а с другой, не возникало бы
желания остановить этот поток путем введения цензурных запретов. Какое-то
движение в этом направлении уже началось, по-моему, первым таким шагом можно
считать встречу руководителей телевизионных каналов с депутатами
Государственной думы, на которой была принята договоренность вроде бы о
вещах очевидных - нельзя пропагандировать национальную вражду, насилие,
порнографию. Действительно и так ясно, что нельзя, но эти слова необходимо
было произнести вслух, и, слава богу, что это было сделано.
Необходимо, чтобы художники осознавали свою ответственность перед обществом,
а государство понимало, что в его задачи входит обеспечение прав на свободу
высказывания. Я против идеологической цензуры, отстаивающей интересы
правящей власти, но я за активную и продуманную государственную политику,
способную оградить общество от посягательств на нравственные основы
общества, от действий, оскорбляющих наши патриотические чувства.
Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей РФ