От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 30.07.2005 22:22:12 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

"Потеря национальной идеи исходит из кризиса семьи" (*+)


Россия, Санкт-Петербург
Документ: http://www.rosbalt.ru/2005/07/21/218432.html
Дата: 21/07/2005 14:13:00 MSD

Потеря национальной идеи исходит из кризиса семьи
С 29 июня по 2 июля в Петербурге проходил VI Конгресс этнографов и
антропологов России. В работе конгресса участвовали не только <чистые>
ученые, но и практики - те, кто работает на сохранение и развитие
национальных традиций. В Сургуте работает школа, построенная на сохранении и
развитии региональных национальных традиций. О роли национальной культуры в
воспитании достойных членов общества <Росбалту> рассказывает директор
сургутского Колледжа русской культуры им. Знаменского, председатель Общества
русской культуры Екатерина Ланшакова.


----------------------------------------------------------------------------
----

- Екатерина Владимировна, какие основные задачи вы ставите в своей работе?

- Спектр моих интересов достаточно широк, но главной целью является создание
новой образовательной системы, в основе которой лежит этническая культура. В
Западной Сибири за несколько столетий сформировался уникальный феномен
сосуществования народов. У нас такое межэтническое взаимодействие происходит
между русскими старожилами и обскими уграми (ханты, манси). В современной
этнографической науке мне наиболее интересен феномен способности народов
России жить вместе, сохраняя при этом свои традиции, национальную культуру.
Этот феномен является своеобразным вкладом России в общую мировую
стабильность.

- Какие основные принципы обучения в Колледже русской культуры им.
Знаменского?

- Начнем с того, что наше учебное учреждение имеет три составных части: это
общеобразовательная школа с углубленным изучением национальной культуры,
детская художественная школа декоративно-прикладного искусства, где дети
изучают народный фольклор, занимаются в театральном и этнографическом
кружках, и художественно-промышленный колледж, где дается среднее
специальное профессиональное образование. Воспитание детей происходит в
контексте традиционной региональной культуры. Дети приходят в нашу школу уже
в 3 года, и с этого момента в них закладываются самые ценные знания о родном
крае, о традиционных ремеслах, все дети обязательно занимаются музыкой. При
этом в обучении используются самые современные методы. В итоге мы имеем два
главных принципа обучения: образование в контексте региональной культуры и
использование самых современных методик.

- Изучение этнической культуры региона может потом применяться молодыми
людьми в повседневной жизни?

- Во-первых, у нас в регионе наблюдается дефицит специалистов в области
изучения традиционной культуры. Наш художественно-промышленный колледж, где,
в частности, готовят дизайнеров, во многом утоляет этот кадровый голод.
Во-вторых, изучение традиционной культуры дает возможность выйти на
современное искусство. Без знания народного искусства у человека нет
источника фантазии и вдохновения для создания искусства современного.

- Расскажите о ежегодной экспедиции <Славянский ход>. По своему духу это
больше христианская миссия, научная экспедиция или культпоход?

- Экспедиция <Славянский ход> впервые проводилась в 1991 году и была
организована нашим Обществом русской культуры. Корабль, пассажирами которого
стали священники, ученые-этнографы, журналисты, впервые прошел вниз по Оби и
вверх по Иртышу от Сургута до Тобольска. Во время первого хода жители
деревень и сел, сохранившие православные традиции за годы советской власти,
но не имевшие возможности крещения, крестились священниками прямо в реке
Оби. На сегодняшний день во многих селениях, где происходили массовые
крещения начала 1990-х годов, построены свои церкви.
В 2005 году <Славянский ход> будет особенно интересным: он пройдет по следам
экспедиций известного финского этнографа Уно Тавио Сирелиуса, предпринятых
им в 1898-1900 годах. Этот ученый собрал бесценные этнографические сведения,
которые позволяют нам заниматься сравнительными исследованиями. Он оставил
коллекцию уникальных фотографий, сделанных во время экспедиций. Кстати, по
этому же маршруту в 1890-1891 годах путешествовал и наследник царского
престола, будущий император Николай II.
Участники экспедиции этого года - студенты вузов, ученые Музея антропологии
и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, Университета
педагогического мастерства, Львовской академии искусств. На теплоходе
<Римский-Корсаков> они отправятся по маршруту Ханты-Мансийск - Томск -
Ханты-Мансийск. Полевые исследования намечено провести в поселках Ларино,
Нарыме, Колопашево, Каргасоке, Новоникольском.

- В чем главная цель экспедиции?

- Посредством ежегодной экспедиции мы анализируем региональное пространство.
<Славянский ход> - это прекрасная возможность изучения культуры края, сбора
фольклорно-этнографических материалов по традиционной культуре Приобья. В
рамках <Славянского хода> проходят встречи участников экспедиции с
населением, культурно-просветительная концертная программа, а также
семинары, круглые столы по проблемам воспитания молодежи, мастер-классы. За
все эти годы нам удалось собрать коллекцию для будущего музея, который так и
будет называться - <Славянский ход>. После прошлогодней экспедиции были
организованы выставки <Старожилы Сибири>, <Десять судеб>.

- Какие перспективы у школ, подобных вашей? Можно ли удачный опыт перенести
в другие регионы России?

- Мы как раз сейчас думаем о том, как открыть подобные школы во всех
российских регионах, где дети изучали бы свои национальные традиции. Кстати,
в школе мы не ограничиваемся изучением только русской культуры, несколько
детей хантов с недавнего времени изучают у нас свою национальную традицию.
Но сейчас, когда на свет появился 131-й Федеральный закон <Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ>, разграничивающий
полномочия между Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами, наша
уникальная школа оказывается лишней. Теперь чиновники требуют от нас прийти
к общим образовательным стандартам, в ином же случае угрожают прекратить
финансирование вообще.

- В чем вы видите причины отсутствия в стране национальной идеи?

- Дело в том, что с начала 1990-х годов мы наблюдаем позитивные процессы
пробуждения национального самосознания, и особенно в провинции. Житель
деревни никогда не терял духовных ориентиров. На примере нашей школы можно
увидеть, как молодой человек, возвращаясь к национальным традициям,
становится достойным членом российского общества. То есть, он умеет
сосуществовать с другими национальностями, сохраняя свою самобытность.
Сегодняшний кризис в области государства, правосознания, потеря национальной
идеи - это все исходит из кризиса семьи. Если ребенок теряет доверие к
родителям, он входит в состояние кризиса, которое остается на всю жизнь.
Каждая новая семья влияет на положение дел: или добавляет хаоса, или
укрепляет общество. В этом смысле школа - незаменимый инструмент, с помощью
которого можно как-то изменить исток общего кризиса - семью. Школа влияет на
семью через ребенка, говорил известный русский философ Иван Ильин. И нам
нужно этим воспользоваться, добавляю я.

- Современные этнографы, антропологи могут как-то помочь в преодолении
кризиса семьи?

- Они уже давно помогают. Наша школа создавалась при деятельном участии
сотрудников Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры)
РАН, Львовской академии искусств, других научных учреждений страны. Россия
может погибнуть только из-за того, что многие гуманитарные науки, такие как
этнография, традиционно не воспринимаются властями всерьез. Из-за этого в
России долгое время продолжается процесс, характерный для российской
действительности - текущее функционирование, в котором не задаются режимы
развития. Плохо, когда фольклор существует ради фольклора, это ничего не
дает обществу. Нужно ставить перед собой реальные проблемы и пытаться вместе
решать их, например, в рамках Конгресса этнографов и антропологов России.
Нынешний конгресс, кстати, этим задачам вполне отвечал. Недостатка в
противоположных мнениях и острых дискуссиях не было.

Беседовал Филипп Мостоцкий, ИА <Росбалт>


----------------------------------------------------------------------------
----

© 2000-2004 ИА "Росбалт"
При цитировании ссылка на ИА "Росбалт" обязательна.