|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
30.07.2005 22:23:17
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
"Белоруссия - бельмо в глазу дяди Сэма" (*+)
http://www.duel.ru/200530/?30_3_1
БЕЛЬМО В ГЛАЗУ ДЯДИ СЭМА
3 июля для миллионов белорусов - дата исторического значения. В 1944 году в
этот день был освобожден от фашистских захватчиков Минск. С этим событием у
большинства белорусов ассоциируется главный государственный праздник - День
Независимости, по традиции отмечаемый широко и торжественно.
Несмотря на то, что 3 июля 2005 года прошло в Минске без массовых
беспорядков, внешнеполитическое и информационное давление на Белоруссию не
ослабевает. Выступая на площади Победы перед участниками торжеств 3 июля,
президент А. Лукашенко заявил: <Белоруссия - миролюбивое государство,
которое в состоянии за себя постоять и защитить себя, какими бы изощренными
не были инструменты вмешательства в наши внутренние дела>.
Заявление уместное, как никогда. Копятся силы, которые в скором времени
будут брошены против Белоруссии. США, Евросоюз, <оранжевая> Украина, власти
Польши, Прибалтийских государств, <демократические> группировки в России
организуют выступления против <режима Лукашенко> по всем правилам
информационной войны. По оценкам, средства, выделенные из-за рубежа на
<революцию> в Минске, уже составили порядка 100 млн. долларов.
Объявлено даже время предполагаемой <революции> - лето 2006 года, когда
Александр Лукашенко в третий раз будет баллотироваться на пост президента
республики. В недавнем интервью журналу <Русский Newsweek> израильский
сиделец и сподвижник М.Ходорковского Л. Невзлин заявил, что революция в
Белоруссии - <решенное дело>. Практически о том же говорила в ходе встречи с
<оппозиционерами> во главе с А. Лебедько (лидером белорусской Объединенной
гражданской партии, тесно сотрудничающей с российским Союзом правых сил)
госсекретарь США К. Райс, заявившая, что <выборы 2006 года предоставляют
прекрасный повод международному сообществу сконцентрировать внимание на
необходимости проведения свободных и справедливых выборов>.
<Свободные и справедливые выборы> по-американски - это выборы, результат
которых заранее известен и согласован с администрацией США. Средством
добиться такого результата выступает <революция> по типу украинской, при
этом на роль <белорусского Ющенко> примеряется А. Лебедько. <Хорошо известны
планы по подготовке за рубежом смены власти в Беларуси, - говорит
председатель белорусского КГБ С. Сухоренко. - Более того, мы располагаем
документальными материалами не только о подготовке, но уже и о реализации
этих планов. Сегодня нам уже хорошо известны и зарубежные авторы этих
планов, и их исполнители на территории республики. Уже сегодня под
различными вывесками международных семинаров, конференций идет подготовка,
обучение и тренировка так называемых <цветных> революционеров из числа
радикальной оппозиции.. Мы делаем соответствующие выводы и для себя
определили главное - что в стране все должны действовать строго по закону и
в рамках закона. Малейшее послабление - и отступление от закона приводит к
тем проявлениям и последствиям, которые были у наших соседей>.
Согласно разработанному в белорусском парламенте законопроекту, деятельность
белорусских организаций, подкармливаемых из-за рубежа (вроде местного
двойника украинской <Поры> - движения <Зубр>, в октябре 2004 года уже
предпринявшего неудачную попытку смены власти в стране), считается
нарушением закона и приостанавливается, а сами партии по решению суда
ликвидируются. Ранее в Минске было закрыто отделение Фонда Сороса и других
западных организаций, финансирующих подрывную работу в молодежной среде.
Твердая позиция белорусских властей вызывает ярость не только у
<оппозиционных> группировок внутри страны, но и за рубежом. Известный
немецкий политолог Александр Рар не без сожаления констатирует в
<Независимой газете>: <...Реальные рычаги влияния Запада на Белоруссию очень
слабы. У Евросоюза нет повода для того, чтобы вмешаться во внутренние дела
Белоруссии. В ней нет этнических и территориальных конфликтов, поэтому нет и
повода для миротворческого сотрудничества, которое могло бы дать Западу
какой-то рычаг влияния в этой стране. Программы сотрудничества с НАТО, с
ОБСЕ в принципе почти все свернуты. Ставка на оппозицию опасна тем, что в
ответ белорусское население, которое традиционно смотрит на Запад с большой
опаской и имеет антизападные настроения, может в ответ переметнуться к
самому Лукашенко. Если Запад будет вводить санкции (в принципе они уже были
введены по отношению к Белоруссии, и мы видим, что они особого результата не
получили), в этом случае Белоруссия может пойти на уступки, которые от нее
требует Россия в вопросах интеграции, и тем самым опять усилить свои
позиции>.
Одним словом, куда ни кинь, всюду клин. Национальные конфликты по типу
косовского спровоцировать не удается, хотя такие попытки продолжаются:
вопрос об <угнетенных> поляках в западных областях Белоруссии периодически
всплывает на западных форумах по <продвижению демократии на восток>. В
обсуждение этого вопроса пытаются втянуть и российских официальных лиц.
Смогут ли слабые и разрозненные <демократические группировки в Белоруссии,
опираясь на западную помощь, превратиться в силу, способную при определенных
обстоятельствах, расшатать обстановку в стране? Сделать это им будет явно
труднее, чем на Украине или в Киргизии, причем по ряду причин.
Идеологически <демократические> белорусские группировки являются
наследниками Белорусского народного фронта (БНФ) Зенона Позняка,
проживающего в США. В середине 1990-х годов, когда БНФ еще был силой, он
выделялся своей русофобией и выдвигал территориальные претензии к России на
Смоленск, Брянск, Невель, Себеж, Новозыбков, Дрогобуж, а также на <огромные
земли на востоке вплоть до Вязьмы>. Русские, говорил Зенон Позняк, это
<лоскутный народ без очерченной национальной территории, перемешанный с
финно-угорскими, тюркскими, монгольскими и другими анклавами, распыленный в
сибирских и азиатских колониях>.
Экономическое положение Белоруссии, имеющей развитое государственное
регулирование и сохраняющей основные социальные гарантия населения, остается
стабильным. В 2004 году экономический рост составил 11%. Средний годовой
доход на душу населения в Беларуси - 2 тысячи долларов. Безработица
незначительна (2,1%).
В 2004 году объем экспорта из Белоруссии достиг 13 миллиардов долларов США.
Структура экспорта более диверсифицирована, чем в России: Белоруссия
экспортирует минеральное сырье (26.7%), средства транспорта (11.3%),
электромеханические приборы и оборудование (10.7%), изделия химической
(9.5%) и текстильной промышленности (7.4%). Общее экономическое пространство
с Россией позволяет Белоруссии беспрепятственно выходить на российские
рынки.
Белоруссия занимает первое место среди стран СНГ по <индексу человеческого
развития> (ООНовский показатель, учитывающий доходы, продолжительность жизни
и уровень образования населения). Тем в России, кто знаком с реальным
социально-экономическим положением Белоруссии, ее опыт видится достойным
изучения.
Авторы доклада МВФ отмечают, что в 2004 году Белоруссия добилась солидных
показателей роста <благодаря политике, нацеленной на увеличение доходов и
кредита, а также благоприятным внешним условиям>. (Не вполне ясно, впрочем,
что подразумевается под <благоприятными внешними условиями> - американцы
затруднили торговлю с <недемократической> Белоруссией, собственных сырьевых
ресурсов у нее нет; остается развитие взаимовыгодных торговых связей с
российскими регионами). Инфляция снижается <благодаря сбалансированному
бюджету, стабильности обменного курса, а также продолжающейся ремонетизации
на основе растущего доверия к банкам и национальной валюте>, выросли
золотовалютные резервы, госдолг невелик, отмечается в докладе МВФ.
<Многих перекосов, от которых еще и сегодня страдает Россия и большинство
постсоветских республик, Белоруссии... удалось избежать, - пишет немецкая
газета , - в Белоруссии не появились миллиардные состояния в
руках у горстки спекулянтов, как это произошло в России. Уровень пенсий
выше, чем в России, на Украине или в приласканной американцами
образцово-показательной Грузии. И главное: пенсии, равно как и зарплаты, в
отличие от этих государств, выплачиваются аккуратно и пунктуально. Поэтому
пенсионеры являются одними из самых верных сторонников Лукашенко, что
вызывает у некоторых стратегов его смещения надежду на создание конфликта
поколений. Большое внимание президент уделяет тому, чтобы с помощью
целенаправленных инвестиций и дотаций уберечь сельское население и сельское
хозяйство страны от катастроф, происшедших в большинстве государств бывшего
Советского Союза>.
При всем том Белоруссия - очень европейская страна: всячески способствует
проведению через свою территорию трубопроводов и иных артерий, по которым в
Европу поступает российское сырье, старается нарастить экономическое
сотрудничество с ЕС (острый конфликт Минска с рядом структур Евросоюза имеет
ту же природу, что и постоянные наскоки на Москву в ПАСЕ), сдерживает
незаконную миграцию в страны Европейского Союза, ведет борьбу с
организованной преступностью.
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ:
1) Главная причина продолжающих атак на Белоруссию лежит в сфере идеологии и
геополитики. Идеология белорусского государства, а также твердая и
достаточно последовательная социальная политика президента А.Лукашенко
вызывают симпатии и в России, и на Украине. Политическая система страны
чрезвычайно устойчива. Военно-политическое сотрудничество в рамках Союза
России и Белоруссии серьезно препятствует реализации планов США по созданию
<Балтийско-Черноморского <санитарного кордона>.
2) Несмотря на культурно-историческую близость, единство интересов населения
и военно-политическое сотрудничество двух наших стран, <белорусская модель>
вызывает активное неприятие ориентированной на США российской либеральной
элиты. Это тормозит российско-белорусскую интеграцию, необходимую для
укрепления внешнеполитических позиций России.
3) В ближайшее время попытки переворота в Минские по типу <оранжевой
революции> маловероятны, однако по мере приближения президентских выборов в
сентябре 2006 года подрывная работа против белорусского государства будет
вестись по нарастающей.
4) Любое насильственное изменение существующего в Белоруссии строя приведет
к автоматической дестабилизации внутриполитического положения в России на
этапе завершения в нашей стране в 2007 - 2008 гг. текущего политического
цикла и будет использовано в интересах сил, концентрируемых в настоящее
время для свержения <путинского режима>.
Андрей АРЕШЕВ