От Дм. Ниткин Ответить на сообщение
К Alexander~S
Дата 19.07.2005 17:16:56 Найти в дереве
Рубрики История; Семинар; Версия для печати

Re: Спасибо за...

>>Ну и где поток управления?
>
>Потому что ходили в походы славяне по хазарской нужде.
>Даже если они были бы чисто наемники за деньги, под формулу зависимости это подходит.

Ага. Сегодня варяжский конунг подрядился воевать за одного - он у него вассал. А завтра перешел воевать за другого. У него, значит, новый сюзерен. Так, что ли?

Я уж не говорю, что все эти "хождения по большой хазарской нужде" - домыслы Гумилева. Пока что мы установили одно: ПВЛ фиксирует (спустя триста лет), что некоторые славянские племена платили дань хазарам. Характер этой "дани" не раскрывается. Рюриковичи заставили эти племена платить дань себе, а хазар бортанули. Отсюда выводы о "вассальной зависимости Киевской руси от хазар"?

>>Кто сказал, что управление было?
>
>По другому - сфера влияния. Вывели славянский север из под этого влияния русы ( скандинавы, норманны, германцы, хоть франки( я слышал и такую версию)) в данном случае не важно. Оспорить данное базовое построение очень трудно.

Сфера влияния - это одно. Вассалитет - другое. Иго - третье.

>А это все феодальная зависимость с вариациями.
В выплате дани как раз никакой феодальной зависимости нет. Поскольку эта выплата не основывается на земельном праве.

>Да уж историки...
>Летописи знают и разные единицы обложения: "дым", "двор", "плуг", "муж". Обычно в этом тоже просматриваются и разные эпохи, и разные традиции. "Дым" предполагает "большие дома", в которых жила "большая семья", а "малые семьи" группировались каждая около своего очага.

>Дым есть дым - то что дымит.
>Выезжают княжеские сборщики в морозное утро и смотрят "дымки".
>( не следует думать что княжеская организация сборов от сегодняшнего рэкета сильно отличалась )

Да, отличия невеликие. Только что они видят? Из одного дома - сразу несколько дымков. Потому что дом большой, общинный. Вот с дыма и берут. А то, что акие дома были - это археологами установлено. Так называемая "черняховская культура".

Так что давайте расширять кругозор. И держаться подальше от "сенсационных реконструкций".

Я совсем не историк. И именно поэтому предпочитаю быть осторожным, а не бросаться на всякие экзотические версии.