От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 13.07.2005 23:34:25 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Полуостров замедленного действия. Зачем Крым подарили Украине? (*+)

http://www.duel.ru/200528/?28_6_1

ПОЛУОСТРОВ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

На протяжении полувека передача Крыма Украине объяснялась волюнтаризмом
Хрущёва. Но, оказывается, есть и другая версия...

В 1954 году в Советском Союзе произошло, казалось бы, обычное для того
времени изменение в административно-территориальном делении государства:
Крымская область из состава РСФСР переводилась под юрисдикцию Украинской
ССР. Великая Русь, несущий стержень великой советской державы, лишилась
богатой, чисто российской территории, имеющей стратегическое значение в
геополитическом масштабе. И произошло это прозаически просто в силу текущих
решений высшего партийного и государственного руководства, принятых в
мирной, спокойной обстановке, без каких-либо дискуссий, борьбы мнений,
единогласно и, главное, быстро, как бы в спешном порядке.

По официальной версии, основанием для такого решения послужило
территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР, общность
экономики, тесные хозяйственные и культурные связи между Крымом и Украиной.
Сыграл свою роль и удобный временной повод: как раз в 1954 году в СССР
широко отмечалось 300-летие воссоединения России и Украины - удобный случай
подчеркнуть историческое и политическое значение этого события передачей
Крыма Украине как доказательство того, что <такой великий народ, как русский
народ, без всяких колебаний великодушно передал другому братскому народу
одну из ценных областей>.

Столь ничтожное обоснование такого важного политического и государственного
акта, как передача целой области другой республике, заставляет усомниться в
официальной версии, вызывает подозрение, что тут действовали более
серьёзные, тщательно скрываемые мотивы...

Крым был присоединён к России в 1783 году. Она получила тогда крепости Керчь
и Еникале, запиравшие вход в Азовское море, Кинбурн в устье Днепра, а также
право укреплять город Азов. Границы империи раздвинулись на юго-востоке до
Кубани, а на юго-западе до Южного Буга. Несколько позднее русские войска и
флот овладели крепостями Хотин, Аккерман, Тульча, Браилов, Измаил. В целом -
это была Новороссия - обширная территория на северном побережье Чёрного
моря. Так закончилась борьба России за выход к её южным рубежам. Казалось,
что с того времени Крым, который сделался важной опорной сферой России в
Черноморье, стал неотъемлемой частью Российской империи.

* * *

После первого сионистского конгресса в Базеле в 1897 году еврейские
организации во всём мире активизировали поиски путей создания еврейского
государства в Палестине, Африке и Южной Америке. Участвовали в этих поисках
и русские евреи, которые не только разработали проект так называемой
Южно-русской республики на территории Крыма, Волыни и Подолии со столицей в
Одессе, но и предприняли неудавшуюся попытку реализовать его в 1905 году.
После этого о проекте забыли и вспомнили лишь полтора десятилетия спустя в
Америке.

В 1923 году в Москву прибыл один из руководителей американской еврейской
благотворительной организации <Джойнт> Розен, который привёз для передачи
советскому правительству записку, содержавшую <выгодный для СССР проект
создания на территории Советского Союза еврейской автономии>. Её район
должен был охватывать Одессу, Херсон, северную часть Крыма, побережье
Чёрного моря до Абхазии и Сочи. В этот район площадью более миллиона
гектаров предполагалось для начала переселить 500 тысяч евреев из западных
областей Украины и Белоруссии. Стремясь заинтересовать советских лидеров в
своих предложениях, авторы записки давали понять, что <Джойнт> при
содействии американских и международных еврейских организаций может
посодействовать Советскому Союзу в получении крупных кредитов и в оказании
давления на правительство США.

Розен передал через Л. Каменева записку в Политбюро ЦК ВКП(б), где
предложения <Джойнта> активно поддержали Троцкий, Бухарин, Зиновьев,
Каменев, Рыков, Цюрупа, Сосновский и Чичерин. В ходе обсуждения проекта в
советских верхах район Европейской автономии постепенно смещался на
территорию Крыма. Так возник <Крымский проект> - Еврейская автономная
республика в составе РСФСР в Крыму. Однако Сталин по свойственной ему
осторожности настоял на том, чтобы не спешить с реализацией проекта,
ограничившись для начала созданием комитета по землеустройству евреев во
главе со Смидовичем. И его можно было понять...

Ведь в сущности <Крымский проект> был и противозаконным, и опасным,
поскольку в Крыму с 1921 года существовала Крымская автономная республика со
своей конституцией. Кроме того, в Крым по официальному разрешению советского
правительства вернулись 200 тысяч татар-эмигрантов из Болгарии и Румынии, а
в степных районах Крыма жили 50 тысяч крымских немцев. Планируемое
отторжение части Крыма для переселения туда евреев было чревато превращением
полуострова в крупный очаг этнической напряжённости.

Но, несмотря на всё это, в СССР под руководством Ларина (Лурье), будущего
тестя Бухарина, началась разработка <Крымского проекта>. Непосредственными
разработчиками были член коллегии Наркомата финансов Вайнштейн, заместитель
заведующего Агитпропом ЦК ВКП(б) Диманштейн, директор Внешторгбанка
Коробков, член правления Госбанка Кацнельбоген, нарком торговли Шейнман. И
на встрече с еврейскими финансистами в Берлине нарком иностранных дел
Чичерин не блефовал, говоря, что правительство СССР <весьма серьёзно
относится к <Крымскому проекту>>. Его обсуждение даже было включено в
повестку дня Еврейского конгресса Америки, состоявшегося в Филадельфии. С
обращением к делегатам конгресса (а их насчитывалось пять тысяч) выступили
представители двухсот богатейших людей Америки. Рассмотрение <Крымского
проекта> на конгрессе приветствовали присутствовавшие на его открытии
будущие президенты США Г. Гувер и Ф. Рузвельт, а председатель Комитета по
землеустройству евреев в СССР Смидович от имени правительства Советского
Союза заявил: в обмен на кредиты в СССР будет проводиться колонизация Крыма
евреями. В итоге было принято решение о вложении через <Джойнт> 15 миллионов
долларов на колонизацию Крыма.

По окончании работы Еврейского конгресса и в СССР, и в организации <Джойнт>
развернулась засекреченная подготовка к заключению договора о предоставлении
Советскому Союзу займа. Но сталинская осторожность возобладала и здесь.
Политбюро ЦК ВКП(б) приняло специальное постановление, в котором
указывалось: задача в отношении Крыма заключается в том, чтобы <держать курс
на возможность организации автономной еврейской единицы при благоприятных
результатах переселения>. Политбюро в своих заявлениях было гораздо
сдержаннее, чем Нарком-индел Чичерин.

* * *

Договор между СССР и организацией <Джойнт> был подписан 19 февраля 1929
года. С американской стороны документ подписал находившийся в Москве с 1927
года крупный финансист Варбург. Согласно этому строго секретному договору,
СССР получал в виде займа по 900 тысяч долларов ежегодно в течение десяти
лет под 5 % годовых. Если <Джойнт> признавал реализацию договора успешной,
Советскому Союзу выделялся дополнительный кредит на сумму 0,5 млн. долларов
в год. Возвращение долга по займу с обусловленными процентами должно было
начаться в 1945 году и завершиться в 1954. Особенность договора:
правительство СССР выпустило и передало организации <Джойнт> облигации на
всю сумму займа с процентами (20 миллионов долларов). Эти облигации
раскупались в США по подписке среди самых богатых в Америке евреев.
Владельцами облигаций стали, в частности, такие магнаты, как Рокфеллер,
Маршалл, Варбург и даже будущие президенты Г. Гувер и Ф. Рузвельт. При
нарушении Советским Союзом обязательств по договору финансирование со
стороны <Джойнта> прекращалось. По условиям договора Советский Союз обязан
был завершить выплаты на всю сумму займа с процентами в течение 1954 года.
Вот почему этот год был для советского руководства <критическим> как по
политическим, так и по финансовым обязательствам.

Заключение Договора между СССР и организацией <Джойнт> было важным для нас
ещё и потому, что в это время при посредничестве американских еврейских
организаций началось выяснение возможности установления
советско-американских дипломатических отношений. Представители СССР Ларин и
Вайнштейн в переговорах с руководством <Джойнта> просили американских коллег
оказать соответствующее давление на правительство США. Руководство <Джойнта>
заверило советских представителей, что такое давление будет оказано:
дипломатические отношения между СССР и США были установлены в 1933 году...

Однако после заключения договора с <Джойнтом> и установления
советско-американских дипломатических отношений интерес к <Крымскому
проекту> в Советском Союзе стал заметно охладевать. И.В. Сталин был
недоволен отказом американской стороны заключить новое соглашение о займе
ещё до полной реализации <Крымского проекта>. Кроме того, в стране началась
кампания по разоблачению <врагов народа>, к которым были причислены и
репрессированы почти все, кто участвовал в разработке <Крымского проекта> в
1920-1930-х годах. Вместо создания Еврейской автономной республики в Крыму
на Дальнем Востоке была образована Еврейская автономная область -
Биробиджан, обширная территория с плодородной почвой и неплохим климатом.
Все евреи приглашались в Биробиджан, где они могли выращивать хлеб, строить
заводы, фабрики, производить материальные ценности, лелеять национальную
культуру, традиции, обычаи, издавать свои газеты, журналы, книги... Однако
большинству евреев это мероприятие не понравилось. В Биробиджан поехали лишь
некоторые энтузиасты, но таких оказалось немного.

И.В.Сталин хотел принять некоторые дополнительные меры, чтобы увеличить
количество еврейских переселенцев в Биробиджане, но затем отказался от этого
намерения. Оказалось, что Япония тоже попыталась тогда создать некое подобие
еврейской автономии в оккупированной ею Манчжурии, приглашая туда еврейские
семьи со всего мира и обещая весьма хорошие условия для обустройства и
жизнедеятельности. Эта инициатива насторожила Сталина. Он решил, что
подобное соседство двух еврейских автономий на Дальнем Востоке будет
представлять опасность для СССР, вдруг когда-нибудь они потребуют
объединения и отделения... С середины 1930-х годов советское правительство
перестало проявлять интерес к увеличению численности населения Еврейской
автономной области. <Крымский проект>, казалось, канул в Лету.

* * *

Однако после нападения фашистской Германии на СССР советское правительство
было вынуждено вернуться к оставленному проекту. И. В. Сталин, учитывая, что
необходимые для страны поставки по ленд-лизу зависят от позиции американских
еврейских корпораций, разрешил создать в СССР Еврейский антифашистский
комитет - ЕАК, руководителем которого назначили главу Московского
государственного еврейского театра Соломона Михоэлса. В 1943 году по
предложению Берии была организована поездка в США делегации ЕАК, чтобы
показать влиятельным американским еврейским деловым кругам благожелательное
отношение к евреям в СССР.

Приём, оказанный в Америке делегации Михоэлса, был радушным,
доброжелательным. Однако делегации ЕАК напомнили о приближении начального
срока возвращения долга по займу, предоставленному Советскому Союзу
<Джойнтом>. Сумма долга составляла 20 миллионов долларов без учёта 5 %
годовых. Вместе с тем руководство <Джойнта> дало понять: если проект
создания в Крыму Еврейской автономной республики будет осуществляться, то
долг СССР может быть прощён и, более того, Советскому Союзу могут быть
предоставлены новые кредиты. Называлась колоссальная по тому времени сумма -
десять млрд. долларов на восстановление экономики, подорванной во время
войны.

В феврале 1944 года, вернувшись из США, Михоэлс и другие члены делегации ЕАК
направили Сталину и Молотову письмо о создании в Крыму Еврейской республики
и о настоятельном пожелании еврейских кругов Америки, чтобы Еврейская
автономная республика включала в себя весь Крым с его южным побережьем.
Конечно, в 1944 году И. В. Сталин не мог не отнестись со вниманием к таким
пожеланиям. Об этом свидетельствует быстрая и эффективная депортация из
Крыма татар за сотрудничество с немецкими оккупационными властями в
карательных действиях против партизан и русского населения. Но скоро всё
пошло иначе...

* * *

После Второй мировой войны геополитическая обстановка в мире серьёзно
изменилась. Отношения с преемником Рузвельта Трумэном у Сталина не
сложились. Черчилль провозгласил холодную войну против СССР. США не
отказались от претензий по займу, заключённому с <Джойнтом> в 1929 году. Они
даже использовали этот договор для оказания давления на советское
правительство, поставив условием включения СССР в сферу действия плана
Маршалла реализацию <Крымского проекта>. Но нет худа без добра. В 1947 году
ООН приняла решение о создании еврейского государства в Палестине, снявшее с
повестки дня вопрос о создании еврейской республики в Крыму. Советское
правительство охотно и без промедления поддержало создание государства
Израиль. Отныне <Крымский проект> навсегда утратил своё значение. Оставался,
однако, сложный вопрос с возвращением долга.

Срок его возвращения <Джойнту> истекал в 1954 году, когда Сталина уже не
было в живых. Советский Союз, восстанавливавший разрушенное войной народное
хозяйство, едва ли мог завершить все выплаты по займу в положенные сроки.
Назревал крупный скандал как для СССР, так и для <Джойнта>, нежелательный
для обеих сторон. Ни одна из них не хотела оглашения всех подробностей
<Крымского проекта>.

Решение Н.С. Хрущёва о передаче Крыма Украине в связи с 300-летием
воссоединения России с Украиной оказалось, как говорится, <дорогим яичком ко
Христову дню>. Это был удачный случай, позволяющий СССР разрешить весьма
сложную проблему, тяготевшую над советским руководством с начала 1920-годов.
Хрущёв воспользовался тем, что при составлении договора между СССР и
<Джойнтом> не была предусмотрена возможность передачи Крыма из состава РСФСР
под юрисдикцию Украины (кто же мог в то время предвидеть, что Украина
окажется для России иностранным государством). Кроме того, решение о
переселении евреев в Крым принимал ВЦИК РСФСР, а его решение для Украины не
было обязательным. Таким образом, передав Крым Украине, правительство СССР
обретало формальное право закрыть - и теперь уже навсегда - вопрос об
обязательствах Советского Союза перед еврейскими организациями в США о
создании в Крыму еврейской государственности. Тем не менее, это не
оправдывает волюнтаристский характер данного решения и свидетельствует о
недальновидности и поспешности его инициатора Н.С. Хрущёва. Он не заглянул в
Конституцию СССР, которая наделяла союзные республики СССР правом
заблокировать противоправные для них акции центрального руководства страны.
А именно такой акцией и была передача Крыма Украине, которая, судя по всему,
стала безвозвратной, хотя, как писала <Независимая газета> в 1999 году,
<никаких юридических оснований принадлежности Крыма Украине в настоящее
время не существует. Известные решения 1954 года о передаче Крыма Украине
были приняты с грубейшими нарушениями конституций СССР, УССР и РСФСР, что
было официально подтверждено Постановлением Верховного Совета России от 21
мая 1992 года>.

Борис СИБИРСКИЙ