|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
23.06.2005 21:42:47
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Джагг. Об интернационализме. (*+)
http://www.livejournal.com/users/17ur/40906.html
Пишет Джагг (17ur)
@ 2005-06-22 09:03:00
Настроение: дедлайновое
Музыка: elvensong из Spellforce Breath of Winter... таки плАчу...
Об интернационализме.
Я - интернационалист. Сказал. Весь нижеследующий текст, на который я
потратил пару недель - объяснение того, что я понимаю под
интернационализмом. Опять же, текст, на который буду ссылаться, так что
пусть лежит тут.
Если очень коротко, то считать, что интернационализм отменяет национализм
или противостоит ему - всё равно, что считать, будто Интернет отменяет
компьютеры. Посему с национализма и начну.
I. Итак, с инструментальной точки зрения национализм есть один из способов
получения человеком силы-от-принадлежности (диалектически противоположные
способы относятся к силе-от-обладания). Под силой здесь подразумевается
способность к желательному для человека изменению реальности. Например, в
столкновении двух армий национальных государств при равных вооружении,
численности и полководческом искустве военачальников победит армия, солдаты
которой более проникнуты духом национализма, чем их противники.
Другие способы получения силы-от-принадлежности столь же известны и
очевидны - классовое или корпоративное сознание, тусовочная принадлежность,
музыкальный или футбольный фанатизм, принадлежность к покупателям товаров
определённой фирмы и прочее.
Воспроизвожу определение национального - это система оценок и стереотипов, а
также совокупность реакций, уникальные для конкретного народа и
воспроизводящиеся у его представителей статистически.
Сумма определений даёт следующий сложный тезис:
- национализм - это технология усиления способности человека, реализация
интересов которого выгодна некоторой национальной общности, производить
изменения реальности; отличительный признак этой "технологии усиления" -
использование оценок, стереотипов и реакций, статистически характерных для
данной национальной общности.
Из этого тезиса уже можно расписывать как подчинённые субтехнологии
национализма [1], так и методы борьбы с таковым. Так же отсюда можно вывести
практически все субтехнологии, используемые нерусью [2] и тождественными ей
группами для иных наций.
II. Воспроизвожу аксиому, которую считаю преступным забывать - ресурс
человека по хранению и переработке информации ограничен. Чисто биологически.
В применении к вышеизложенному это означает, что число и влияние "технологий
усиления", населяющих сознание некоторой конкретной личности, ограничено.
Кроме того, эти технологии могут быть антагонистичны друг другу, то есть
просто не уживаться в одном сознании.
Очевидно, что "естественный" путь преодоления национализма (если кому-то
приспичило его преодолевать) заключается в вытеснении его из сознания [более
успешными более адекватными реальности] лучше работающими здесь и сейчас
"технологиями усиления" (назову это ситуацией А). В случае, если технологии,
директивно продавливаемые как замена национализму, здесь и сейчас работают
хуже, мы имеем дело с преступлением против человечности (ситуация Б) [3].
Ещё одним способом (ситуация В) преодоления национализма является
инсталляция в сознание анти-националистических концепций, то есть идей,
которые сами по себе "технологиями усиления" не являются, но предназначены
только для борьбы с таковыми. Хотя ресурс жрут.
Так вот, тот самый "пролетарский интернационализм" [4] рассматривался
большевиками в рамках ситуации А, то есть как "технология усиления"
подданных, которая работает лучше национализма. Впоследствии идеи
рафинировались: чтобы сохранить эффективность "пролетарского
интернационализма" и не скатиться к ситуации Б (троцкисты), из этих идей
вылущивали ненужные или вредные субтехнологии попутно с реабилитацией
некоторых субтехнологий национализма.
Завершиться процессы рафинирования и гибридизации "пролетарского
интернационализма" так и не успели, в связи с идеологической катастрофой,
наступившей после смерти Сталина; в результате объявленная позднее "новая
человеческая общность - советский народ", претендовавшая на статус нации,
располагала собственным национализмом ("пролетарским интернационализмом")
как технологией устаревшей, недоработанной и неадекватной реальности.
Возмездие не заставило себя ждать.
В ситуации В (целевой отказ от национализма и борьба на его уничтожение) по
собственной воле оказалась российская интеллигенция [5], что немало
поспособствовало её собственной деградации во время "реформ", ибо
"технологиями усиления" интеллигенция не располагала, а её анти-технологии
для реальной жизни годились в очень ограниченном диапазоне - на всех
прогрессивных интеллигентов газет и телеканалов не напасёшься.
III. Вопрос: какие "технологии усиления", которые готово принять
самодостаточное большинство населения РФ и которые могут помочь этому
большинству, сейчас ему доступны? Ответ: кроме национализма, таких
технологий на данный момент не существует.
"Технологии усиления", связанные с получением силы-от-обладания, отбрасываем
сразу, потому что в массовом сознании сейчас господствует "вектор потери",
который можно определить словом "разворовали". Массовое сознание обитает в
мире, в котором богатство Золотого (или Железного) советского века пускается
на распыл - неважно, для приобретения роскоши или простого выживания. Когда
в качестве аргумента в пользу президента и правительства произносятся слова
"они хоть что-то делают" [6], это говорит о многом и говорит плохо...
Силу-от-обладания можно будет получать потом, когда историческая траектория
станет восходящей.
Теперь. К какой общности может быть отнесено самодостаточное большинство
населения РФ? Не к классовой, потому что формирование классов и
соответствующих им типов сознания у нас ещё не завершено и вряд ли
завершится в сроки, не превышающие срок окончательной и необратимой
деградации человеческого материала на данной территории. Категории рыночного
государства (наниматель-нанимаемый или продавец-покупатель)? Не пляшет, ибо
самодостаточной общности с уникальным типом сознания ни одна из этих групп
не образует.
Самодостаточное большинство населения РФ - РУССКИЕ. Понимаю, это кого-то не
устраивает, но "это есть факт" (с), и другой самодостаточной общности вы тут
не обрящете, как ни напрягайтесь. Ради облегчения мыслительной работы можно
залить Рублёвку напалмом, чтобы фальшивые примеры не отвлекали.
Какие "технологии усиления", альтернативные национализму, можно предложить
русским? Обычно в качестве альтернативы предлагают малопонятные "рыночные"
или "общечеловеческие" ценности, и здесь уже виден подлог - технологии можно
сравнивать только с технологиями, а не с целями или атрибутами. "Рыночные
технологии" на деле варьируются от "либерального фундаментализма" [7] до
обратных ему социалистических технологий. По факту оба этих экстремума
отвергаются подавляющим большинством населения, а некоторый вариант их
синтеза рассматривается тем же избирателем как нечто подчинённое по
отношению к "патриотическим", "коммунистическим" или "демократическим" идеям
конкретной общественной организации. Технологии же "общечеловеческие"
("гражданское общество" и проч.) банально не работают и не помогают, ибо их
слишком дорого поддерживать в работоспособном состоянии.
Уже упомянутый "пролетарский интернационализм" - технология вообще
исторически эндемичная, потому что применялась в условиях крайне упрощённого
после гражданской войны общества и в принципе не может применяться в
обществе сложном, со сравнительно высоким средневзвешенным уровнем
образования.
Проще говоря, национализм хорош не в силу каких-то возвышенных
метафизических рассуждений, а в силу того, что всё остальное, претендующее
на его нишу "технологии усиления", хуже для населения моей страны. Хуже в
самом примитивном, биологическом смысле выживания популяции. Тех, кто
считает мою страну и жизнь моего народа чем-то менее важным, нежели
торжество каких бы то ни было идей, прошу пройти в сад и там остаться.
IV. Итак, заявлено право русской нации на национализм. Означает ли это, что
русские признают это же право для других наций, в том числе наций союзных,
наций-соседей? Да, безусловно. Ниже я буду рассматривать реалии татарской
нации, но это относится и к любому другому нерусскому народу на территории
РФ.
Дело в том, что национализм, соответствующий определениям, приведённым выше,
в общем случае государственного строительства не подразумевает. Он не
подразумевает глотания суверенитета сколько влезет, а потом ещё столько же.
Очень простой пример: и до создания государства Израиль у евреев с
национализмом было всё в порядке.
Какое отношение к усилению способности рабочего или предпринимателя
Хабибуллина изменять реальность имеет тот факт, что начальником данной
территории является Шаймиев, а не Иванов, Петров или Сидоров? Хабибуллина,
если у него не загажены мозги, должны интересовать возможности читать,
смотреть и слушать произведения искусства на татарском языке, обеспечить
своим детям качественное образование на нём же, иметь доступ к историческим
исследованиям, более-менее объективно, без медных труб, рассказывающим о
взаимоотношении татар с русскими, башкирами и проч. Ну, и при чём тут
Шаймиев? При чём придурки из ТОЦ, сокрушающиеся о взятии Казани Грозным,
когда жил в то время такой персонаж, как Шигалей-мурза [8], которого я
погодил бы записывать в русские агрессоры и голландские искатели
приключений?
Спросите Хабибуллина, что бы он предпочёл: чтобы его сын, взрослея и
формируясь как личность, прочёл беллетризованную биографию этого - чего уж
там - героя, или чтобы деньги, потраченные на беллетризацию, пошли на
повышение зарплат национальному чиновничеству суверенной республики
Татарстан? Так сказать, на вспомоществование для поддержания правильного
разреза глаз и отдых за рубежом, где татар жалеют как экзотическую
народность, случайно не додавленную медведеобразными русскими... Спросите
Хабибуллина, а не Лифшица: понимает ли он - то, что ему продают за сценарий
национального возрождения, есть на самом деле обычное стремление попилить
откат и исчезнуть за горизонтом, оставив полчищам одураченных и обозлённых
налогоплательщиков кровавые разборки на тему, кто кого угнетал
сто-двести-тысячу лет назад?
Да, я считаю, что государство на территории РФ должны держать русские с
помощью отдельных представителей союзных национальностей, с возможностью
интеграции этих отдельных представителей в русскую нацию. Более того, я
считаю, что русские должны иметь преимущественное право на организацию
рационального использования любых ресурсов любой территории в пределах РФ, и
в обмен на это должны гарантировать сохранение и развитие
национально-культурной идентичности любой национальности, не имеющей
титульного государства за пределами РФ. Почему? Да потому, что любая
альтернатива есть растрата ресурсов - либо ресурса чужой национальной
идентичности (о нём чуть ниже), либо денежного - на оплату аборигенства как
самоцели.
Если уж совсем цинично: русским выгоден нерусский национализм, не завязанный
на строительство собственных структур по сбору выплат с населения за
правильное звучание фамилий начальников, вожаков или аксакалов. Знаете, чем?
Тем, что помянутая "система оценок и стереотипов, а также совокупность
реакций", отличающаяся от русской, но развитая в сравнимой степени и
доступная к использованию, есть халявный ресурс для поиска ответов на вызовы
и решения проблем. Татарин думает чуть-чуть по-другому, чем русский, и этого
"чуть-чуть" в каком-то случае может оказаться достаточно, чтобы быстрее или
лучше решить проблему, общую для русского и татарина. То есть союзные нации
с уникальными и развитыми "системами оценок и стереотипов" есть ценнейшее
дополнение к цивилизационному арсеналу русских.
V. Отсюда следует ТЗ на интернационализм, как технологию сопряжения
высокоразвитых национализмов, по определению - метатехнологию сопряжения
технологий. Системные требования - уже имеющиеся национализмы, по факту
разные и, для общего случая, пребывающие в смысловом конфликте.
На пальцах: речь не идёт о преодолении или обводке по контуру напильником
этих национализмов, не об их замене на что-то белое и пушистое, не о
подавлении одного национализма другим (или всеми другими) и не о борьбе с
ними. Речь идёт именно о сопряжении, о том, чтобы многомоторная машина
использовала всю свою мощь, чтобы суперпозиция сил превратилась в сумму.
Возможно, в пределе это выльется в какую-то новую сверхнациональную
идентичность, если в течение длительного времени (сотни лет) она будет более
адекватна окружающему миру, чем её составляющие. Возможно, нет. В любом
случае, это намного лучше как принудительного внушения после Гражданской
войны "пролетарского интернационализма" на идеологическом безденежье, так и
нынешнего ублюдочного "россиянства" с равнением на ноль (паспорт без графы
"национальность", буйство выродков, способных сказать "российский поэт
Пушкин" и проч.).
Вот такую метатехнологию, неотделимую от развития собственно национализма, -
русского и любого союзного ему - отработку её и развитие я и почитаю
интернационализмом. И я - русский интернационалист.
----------------------------------------------------------------------------
----
[1]. Тут надо понимать одну очень важную вещь - ограничений на эти
технологии не существует, потому что все народы разные. Если кто-то
утверждает, что такие ограничения есть, он просто шулер, норовящий кого-то
ослабить. Для лучшего понимания позволю себе привести длинную цитату из
"Крови эльфов" Анджея Сапковского, текст выделен мною:
"- Еще раз, Цири. Проделаем это медленно, так, чтобы ты могла овладеть
каждым движением. Смотри, нападаю на тебя с терции, с четвертой позиции,
наклоняюсь как для укола... Почему ты пятишься?
- Потому что знаю, это финт. Ты можешь пойти в широкий синистр, левый
разворот или ударить батманом с верхней кварты, четвертой позиции. А я
отступлю и отвечу контрвыпадом!
- Неужто? А если я сделаю так?
- И-и-и! Ты же хотел медленно! Что я сделала неверно? Скажи, Койон?
- Ничего. Просто я выше тебя и сильнее.
- Это нечестно!
- Нет такого понятия, как честный бой. В бою используют любое преимущество и
любую возможность. Отступая, ты позволила мне вложить в удар большую силу.
Вместо того чтобы пятиться, надо было применить полуповорот влево и
попробовать достать меня снизу, квартой из декстера, под подбородок, в щеку
либо в горло.
- Так ты и позволишь! Сделаешь обратный пируэт и рубанешь меня по левой
стороне шеи прежде, чем я успею закрыться! Откуда мне
знать, как ты поступишь?
- Должна знать. И знаешь.
- Как же!
- Цири, то, что мы делаем, - бой. Я твой противник. Хочу и должен тебя
победить. Ведь речь идет о моей жизни. Я выше тебя и сильнее, поэтому буду
использовать любой удобный случай для ударов, которыми собью тебя с ритма и
сломаю твою защиту, как ты только что видела. Зачем мне пируэт? Я уже в
синистре. Смотри. Нет ничего проще, как ударить из второй позиции под мышку,
внутрь предплечья. Если я вспорю тебе вену, ты умрешь через несколько
секунд. Защищайся!" Назад.
[2]. По Константину Крылову, "нерусь - это совокупность народов, классов,
социальных групп, а также профессиональных, конфессиональных и иных
сообществ, стремящихся подчинить, подавить или даже уничтожить русских как
народ и Россию как самостоятельное государство". Очень удачный термин. Более
подробно здесь. Назад.
[3]. Думаю, вряд ли какой-нибудь либерал откажется от тезиса, что человеком
движет выгода. Прямой или опосредованный запрет стратегии выгодного
поведения является преступлением с самой что ни на есть либертарианской
точки зрения. Хе-хе. Назад.
[4]. Важно: под "пролетариями" большевики имели в виду не только
индустриальных рабочих, но и бедное крестьянство. Назад.
[5]. Подробнее о причинах как-нибудь после. Если очень коротко, это
наведённая извне ложная сословная идентичность: интеллигенция, по факту
являвшаяся в России служилым сословием, усвоила привычки западных
вольнонаёмных интеллектуалов. Назад.
[6]. Слово "делают" тут очевидно употребляется в самом общем смысле борьбы с
энтропией, любая конкретика здесь противопоказана. Назад.
[7]. Экстремум примата продавца над покупателем и нанимателя над нанимаемым.
Назад.
[8]. Цитата из Бушкова, а откуда он это собрал - бог весть.
"...судьба царевича Шигалея -- готовый сюжет для пухлого приключенческого
романа. Судите сами. Выехал на русскую службу из Астрахани. Потом возведен
Василием III на казанский престол. Свергнут сторонниками крымского хана. С
русской ратью взялся разорять казанские земли, выстроил на них в 1523 г.
город Васильсурск. 1531 -- получил во владение Каширу и Серпухов. Вскоре
"перед государем провинился гордостным своим умом и лукавым промыслом". О
чем конкретно шла речь, сейчас неизвестно -- но Шигалея отправили в ссылку
на Белоозеро. 1535 -- из ссылки его вернула княгиня Елена Глинская. 1539 --
во главе русской рати разгромил под Костромой казанское войско. Вновь стал
казанским ханом, но против него составили заговор, хотели убить, и Шигалей
едва спасся. Участвовал в походе русских на Казань (1547), в строительстве
города-крепости Свияжска (1551), награжден "золотым" ["Золотой", или
"жалованный золотой" -- воинская награда за доблесть, носилась на шапке (по
иным сведениям, на груди)] и посажен на казанский престол, освободил 60 тыс.
русских пленников. Вновь казанская знать составляет против него заговор --
Шигалей, узнав об этом, устраивает пир, приглашает на него заговорщиков, и
его охрана прямо за столом приканчивает 70 человек. Не пожелал лично сдавать
русским Казань, но в тайной переписке предлагал разрушить оборонительные
укрепления города, чтобы Иван Грозный сам его взял. В 1552 г. покинул
престол и удалился в Свияжск. Кончил дни касимовским царем. Как вам
биография?" Назад.
----------------------------------------------------------------------------
----