|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
13.07.2005 23:34:17
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Политика ценностей. Вячеслав Данилов (*+)
Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050711danilov.html
Политика ценностей
Вячеслав Данилов
Дата публикации: 11 Июля 2005
13 мая 1940 года британский премьер Уинстон Черчилль в речи, посвященной
войне с фашистской Германией и обращенной к палате общин, а по сути - к
британскому народу, произнес ставшие знаменитыми слова: "...Я не могу вам
обещать ничего, кроме как кровь, тяжелый труд, слезы и пот". Ради чего? Ради
выживания Британской империи, и шире - ради выживания всего человечества.
7 июля 2005 года британский премьер Энтони Блэр в обращении к нации в связи
с терактами в Лондоне произнес1: "Важно, чтобы те, кто замешан в терактах
понимали, что наша решимость защищать наши ценности и наш образ жизни
больше, чем их решимость сеять смерть и разрушения ни в чем неповинным
людям, нацеленная на воцарение терроризма во всем мире".
65 лет назад ради победы и выживания речь шла о жертве, о необходимости
пожертвовать ценностями. Победа - и ради нее "за ценой не постоим"2 (тоже
цитата из той же речи Черчилля - это уже и не сверхценность, она по ту
сторону ценностей, потому что не является более объектом торга и оценки, она
вне экономии, вне договора, вне таксономии, вне иерархии каких бы то ни было
ценностей.
Теперь же, 65 лет спустя, защищается не Британия, не человечество.
Ценности - вот что оказалось поставленным под вопрос. И ради них, ради этих
ценностей, существует "решимость".
Вопрос в том, что новый гуманизм "Новой Европы", высказанный
премьер-министром Британии, готов положить на алтарь неприкосновенных
ценностей?
Эпоха цинизма положила конец тому, что в немецкой политологи называлось
"Idealpolitik" и представляло собой последовательное отстаивание неких
"идеалов", неких "ценностей", имевших, как предполагалось, всеобщий
характер. На смену "политике ценностей" пришла "реальная политика"
("Realpolitik"), свободная от моральных обязательств и трансцендентного
оправдания политика интересов, которые для смущающихся могут быть слегка
прикрыты риторикой, и не более, взятой напрокат у Idealpolitik.
Заявления Блэра на первый взгляд могут показаться знаком ренессанса
классической "политики ценностей", однако это не так. Время Idealpolitik -
это время представления о едином культурном ландшафте, в центре которого
находится Европа. Европой же задается некий стандарт того, что считается
политическим, а что выходит за его рамки или же предполагает продолжение
политики "иными средствами".
Нынешняя ситуация мультикультурализма, не предполагающая примата единой
шкалы ценностей, но, наоборот, релятивизирующей ценности относительно
частного культурного образования, размывает границы того, что есть политика.
Политика в современном мире - это то, что требует, по словам А. Бадью3,
переизобретения каждый раз заново. Вопрос в том, является ли "политика
ценностей" все еще политикой, или остается таковой только по названию.
Какова конфигурация того, что можно было бы назвать нынешней "политикой
ценностей" в отличие от Idealpolitik?
Существует мнение, что "любое государство - это система, возникшая вокруг и
по поводу тех или иных ценностей". Тезис, который можно не оспаривать. Но
"потом оно склонно об этом забывать, объявляя ценностью самое себя", что
тоже вроде бы ясно. Такой дрейф ценностей просто необходим - от ценностей,
которые мы разделяем, к ценности самого факта того, что мы можем быть
вместе, разделяя что-то. Ценность совместности, которая может быть
определена и как государство, и как семья, есть ценность, ради которой
приносятся в жертву ценности частные. Более того, в этой их потенциальной
жертвенности они и находят свое место как ценности. Ценность - это то, что
можно принести в жертву тому, что бесценно. В этом смысл демократии: то, что
выступает условием нашего возможного сообщества, проблематизирует все
ценности, несовместимые с этим сообществом.
Однако новая "политика ценностей" не желает поступаться ценностями, как того
желает новая "реальная политика" принципов. Провал евроконституции - это
результат переключения режимов двух политик: политики, выставляющей будущее
как свой ресурс, которая может спорить о принципах, например, объединения
Европы, и консервативной политики "вечного возвращения" к "ценностям нации",
как бы они ни назывались - "марка" или "гульден", "суверенитет" или
"менталитет".
Новая "политика ценностей" обладает одним, но очень заманчивым плюсом: она
делает власть прозрачной для ценностей. Не секрет, что американские выборы
выиграли "бог, оружие и геи": с "богом наперевес", с "оружием в сердце" в
атаку на "всех этих геев и пр.". Выиграли для того, чтобы
среднестатистический "американец", разновидность "aggressive white trash",
типа "бедноватый фермер из южных штатов", который против любых ограничений
на владение оружием, против абортов, геев и налогов, никогда за пределы
своего штата не выезжавший, считающий прелести городской жизни извращением,
а все "иностранные государства" - погрязшими либо в разврате (Европа), либо
во зле (мусульмане)4, чувствовал себя комфортно. Чтобы этот redneck,
представитель своего рода протестантского фундаментализма, в своих
ценностях, которые он называет "демократией", был доволен собой. Власть
оказывается, таким образом, заложницей ценностей и тем самым устраняется.
Демократия понимается как диктатура определенных ценностей, при этом
диктатура беспринципная, готовая использовать в своих целях - целях
сохранения наличной системы ценностей - любые средства. Легитимация власти
посредством обращения к ценностям, которые в режиме этого обращения
приобретают folk-характеристики и кажутся ценностями "вечными", носит
откровенно консервативный и реакционный характер.
Этот новый "общественный договор", отсылающий к "старым добрым ценностям",
никоим образом не может служить никакой позицией для диалога (разумеется, не
с террористами, а с "коллегами", хотя бы по G8), никакой политической
позицией, поскольку власть оказывается заложницей ценностей, а ценности не
договариваются.
Примечания:
1 It is important, however, that those engaged in terrorism realise that our
determination to defend our values and our way of life is greater than their
determination to cause death and destruction to innocent people in a desire
impose extremism on the world. см.:
http://www.guardian.co.uk/terrorism/story/0,12780,1523289,00.html
2 You ask, what is our aim? I can answer in one word. It is victory. Victory
at all costs - Victory in spite of all terrors - Victory, however long and
hard the road may be, for without victory there is no survival
http://www.fordham.edu/halsall/mod/churchill-blood.html
3 Бадью А. "Манифест философии", СПб, 2004.
4 Я благодарен в этом фрагменте П.Осколкову, проживающему ныне в Северной
Америке.
Сегодня / Культура / Колонки / Антологии / Новости электронных библиотек /
ВИФ / Архив / Авторы / Подписка / Карта / О нас / Поиск
© Содержание - Русский Журнал, 1997-2005. Условия перепечатки. Хостинг -
Телеком-Центр.