От Naught Ответить на сообщение
К Naught Ответить по почте
Дата 24.06.2005 11:09:30 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Образы будущего; Глобализация; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: Общее состояние...

Продолжение темы.

http://www.arx.by/ru/articles/analit/109.html

Общее состояние белорусского общества. Политическая и социальная сферы.


Наибольшей трансформации в ходе либеральных реформ 1990-1994 годов в Беларуси подверглась политическая система общества. Были введены все основные институты, характерные для западной социальной организации. Отошла в прошлое такая черта политических процессов как единство воли при принятии решений. Были созданы независимые от государства политические институты (политические партии и общественные объединения). Вследствие идеологического краха исчезло требование соответствия политических лидеров критериям, выдвигаемым идеологией. В этот же период были уничтожены и сверхгосударственые структуры, вся система идеологической работы. Очевидно, в сравнении с общим уровнем социальной организации СССР (и уровнем развития политической сферы, в частности) попытки создать в Беларуси национальное государство западного образца были явным движением к деградации страны[1].

Однако в последующие десять лет Беларусь стала примером самопроизвольного восстановления социальной системы почти во всех существенных чертах. В политической сфере это проявилось в отсутствии влияния на политику со стороны политических партий, негосударственных общественных движений и СМИ, в ужесточении требований, предъявляемых к чиновникам и работникам государственного аппарата, наконец, в воссоздании сверхгосударственных структур и в работе по созданию государственной идеологии Республики Беларусь[2]. Ряд этих процессов был инициирован и проведен массами (игнорирование деятельности партий и общественных движений), ряд – руководством страны (создание идеологии, прямое обращение лидера к массам, ужесточение требований, предъявляемых к чиновникам).

Уникальная ситуация сложилась вокруг сверхгосударственных структур – их функции выполняются официальным главой государства. При этом, что характерно, глава государства не является главной ни одной из ветвей власти, но принимает решения, обладающие верховенством в отношении решений каждой из них. Это – переходная ситуация, такая же, как в экономике. Процесс отделения сверхгосударственных структур от должности Президента идет уже сейчас (хотя в личностном плане они могут продолжать замыкаться на одного и того же человека). Во-первых, действуют группы влияния (экономические и номенклатурные группировки при Президенте) – это проявление западнистской политической системы. С другой – ведется работа по созданию и продвижению государственной идеологии, что является проявлением воспроизводства коммунистической системы. Для государственного аппарата более выгодна западная система (с точки зрения перспектив личного обогащения), поэтому в борьбе двух тенденций, очевидно, наибольшие шансы имеют тенденции западные. В настоящий момент политическая жизнь страны характеризуется усилением борьбы западных и социалистических тенденций, что связано с активизацией внешнего вмешательства в дела Беларуси и с нарастанием кризисных явлений в социальной сфере.

В отличие от политической системы, изменения в общественной жизни Беларуси имели стихийный характер и были, в основном, проявлением общих кризисных явлений позднесоветского периода, не изжитых и в нашей стране.

Среди наиболее существенных таких явлений на первое место следует поставить распад общества, его «атомизацию». Новая эпоха обусловила стремительную деградацию институциональной структуры бывшего советского общества – уничтожение КПСС (идеологического ведомства), деградация образования (изменение его по западному образцу с одновременной попыткой заставить его выполнять функцию формирования целостной научной картины мира у обучающихся), сбрасывание коммунальной функции с трудовых и других первичных коллективов, освобождение субъектов хозяйствования от целого ряда социальных функций, ликвидация спортивных секций, кружков самодеятельности и других подобных первичных элементов инфраструктуры социалистического общества. Вкупе с ухудшением материального положения граждан и распространением продуктов западной массовой культуры эти тенденции более всего ударили по лицам среднего возраста и молодежи. Была уничтожена государственная идеология и, в ее лице, привычная основа для осознания гражданами своего единства и мировоззренческой общности. Резко возросла имущественная дифференциация – государство не смогло обеспечить минимум материальных благ для всех граждан. Расслоение, сопровождавшееся скатыванием большого количества граждан в бедность или нищету, не нашло ответа со стороны самоорганизации масс – политические партии и политизированные общественные объединения предпочли заняться более прибыльными антипрезидентскими кампаниями и быстро потеряли нарождавшееся доверие к ним со стороны простых людей.

Материальная и социальная дезинтеграция общества сопровождалась разрушением духовного единства, образованием большого количества новых религиозных сект, радикальных организаций. Все это дополнялось таким нагромождением «новых» идеологий, концепций и учений, что в наиболее благоприятных для распространения таких явлений местах (Минск, другие большие города Беларуси) это создало основу для полного разрушения интеллектуального здоровья молодых людей. Мы стали также свидетелями радикального понижения общего интеллектуального уровня не только молодежи, но и людей более зрелого возраста.

Еще одна принципиальная черта социалистической социальной организации в целом, о которой мы упоминали выше, состоит в очень плотной интеграции политической и социальной сфер жизни общества. Эта интеграция достигалась на основе официальной идеологии, которая, как было указано, выполняла важнейшую функцию – она формулировала проект, общую для всех миссию, над осуществлением которой работали советские люди. Пусть в результате непонимания общества, в котором они жили (или по злому умыслу), советские руководители не пересматривали этот проект, не обновляли – все равно он служил мощной основой духовного, политического и социального единства советских людей: за счет действия закона влияния внешнего поведения на внутренний мир человека это создавало единое культурное и информационное пространство. Понимания этой функции идеологии – проектной функции – у белорусских руководителей сегодня нет. Именно поэтому мы имеем грустную возможность наблюдать бесплодные попытки вырабатывать и даже преподавать идеологию без цели – всегда заведомо неэффективную, безжизненную. Отсутствие своего проекта, отсутствие цели в будущем – это главная проблема Беларуси. Если белорусский проект не будет сформулирован в ближайшие годы, Беларуси как независимого государства и самобытного общества не станет. Не станет навсегда.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] О деградации мы говорим в сугубо научном смысле слова – как о примитивизации структуры.

[2] Пик этих тенденций пришелся на 2003 год.


Юрий Царик

Интеллектуальный клуб "Аркс"