От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 01.05.2005 16:15:37 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты; Версия для печати

"Известия". Кому нужен Первомай? (*+)


--------------------------------------------------------------------------------
ПРАЗДНИК - ЛЬГОТА

[ 18:55 29.04.05 ]



http://www.izvestia.ru/opinion/article1703737

На носу Первое мая - праздник весны и труда, как он уже 13 лет называется. Праздник странный, хотя и всенародно ожидаемый.

Почему ожидаемый в общем-то понятно: кому-то нужно выбраться на дачу, кому-то пройтись с флагами и транспарантами, кому-то просто лишний раз расслабиться. Почему странный? Кто бы объяснил, что мы, собственно, празднуем 1 мая?

Ответить внятно сможет, наверное, лишь левая оппозиция, для которой Первомай - это по-прежнему День международной солидарности трудящихся. Для остальных граждан название дополнительного выходного дня - вопрос третьестепенный. И это неудивительно, ведь встречать в мае весну уже поздно, а праздновать труд путем воздержания от него - абсурдно.

В принципе праздники, как таковые, - явление универсальное, свойственное всем временам и народам. И любой из них обязательно включает в себя два взаимосвязанных момента: отказ от деловой активности и коллективное переживание празднуемого события. При этом события бывают двух типов: вечно повторяющиеся (природно-космические) и единожды совершившиеся (исторические). Праздники первого типа (праздники-встречи) исторически восходят к языческим культам плодородия с их привязкой к сельскохозяйственным сезонным циклам. Праздники второго типа (праздники-воспоминания) - к событиям священной истории мировых религий. Таковы, например, христианская Пасха или мусульманская Хиджра.

Исторически сложилось так, что изначальное происхождение праздников - исключительно религиозное. Праздники государственные появлялись, как правило, тогда, когда религия отделялась от государства, и последнее, нуждаясь в собственной идеологии, придавало ореол сакральности событиям вполне светским.

Из тех событий, которые отмечаются в России на государственном уровне, к полноценным праздникам можно отнести лишь два - Новый год и День Победы (классические праздник-встреча и праздник-воспоминание). Это по-настоящему общие праздники, для которых не нужны идеологическая основа и политическое обоснование. Это праздники, по поводу которых в обществе есть согласие. И нет противоречий в толковании их смысла между обществом и государством. По поводу остальных праздников согласия нет, зато есть привычка их отмечать и воспринимать как законный выходной.

День независимости России вызывает не столько консолидацию, сколько разброд. А День согласия и примирения (он же - день освобождения России от польских оккупантов) не настолько связан с современностью, чтобы задевать россиян за живое.

Праздник же весны и труда, несмотря на то, что Первомай отмечают во многих европейских странах и в его несколько социалистическом оттенке никто не находит ничего дурного, у нас воспринимается несколько иначе - как символ коммунизма. И как ни придавай ему общечеловеческий смысл, для нас он так и останется глубоко идеологизированным праздником.

А вот лишиться дополнительного выходного, конечно, жалко. Первомай - это как льгота коммунистических времен, которая потеряла смысл, а расстаться с ней невозможно: по морально-психологическим причинам...