От alex~1 Ответить на сообщение
К miron
Дата 28.06.2004 11:04:38 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Идеология; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Обещанная цитата из Семенова.

Философы давно уже пользовались словом "бытие". И оно имело в их устах
два разных смысла. Один - все существующее без исключения, включая и сознание.
Второй - только существующее вне сознания. В применении к природе существование
вне сознания было по существу равнознвчно существованию независимо от сознания.
Поэтому в работах домарксистских материалистов бытие во втором смысле означало
существование и вне, и независимо от сознания, или иначе, объективное
существование. Бытие в таком смысле было первичным по отношению к сознанию, т.е.
определяло сознание.
Исходя из этой традиции, К. Маркс и назвал систему социально-экономических
отношений общественным бытием. Называя ее так, он стремился подчеркнуть, что эта
система существует объективно, т.е. независимо от сознания и воли людей, и
определяет их сознание и волю.
Однако в последующем стало ясно, что термин "общественное бытие" в данном
контексте был не самым подходящим. Все дело в том, что социально-экономические
отношения были не единственными существующими социальными отношениями. Наряду
с ними существовали и иные. И эти иные общественные отношения не просто
существовали, но существовали вне сознания и в этом смысле тоже были бытием, причем
отнюдь не в самом первом значении этого слова.
Но существуя вне сознания, они в то же время зависели от него. Эти отношения создавались
людьми, котиорые в своей деятельности руководствовались сознанием и волей. Эти отношения
были произвольными от воли людей, т.е. волевыми. Волевые общественные отношения вместе
с их узлами, которые именуются институтами, учреждениями и т.п., образовывали
определенную систему.
Таким образом, если принимать под бытием просто существование вне сознания, то в обществе
(в отличие от природы) существуют два качетсвенно различных видов бытия. Первый из них -
существующее вне и независимо от сознания и воли, т.е. объективно существующее. Именно этот
вид реальности имел в виду К. Маркс, говоря об общественном бытии. Второй вид -
существующее вне сознания и воли людей, но зависящее от сознания и воли. И во избежание
путаницы необходимы разные термины для обозначения этих двух видов социальной реальности.
Первый вид я буду называть социальной материей. Такого термина у основоположников
материалистического понимания истории нет, но они неоднократно характеризовали социально-
экономические отношения как связи не просто объективные, но и материальные. Второй вид
социальной реальности я буду именовать социальной постройкой (конструкцией).
Между социальной материей и социальной конструкцией существуют определенные отношения.
Социальная материя, т.е. система социально-экономических отношений, определяет взгляды
и представления людей об обществе, их волю и их действия, а тем самым и все прочие
общественные отношения, т.е. социальную конструкцию. Последняя производна от социальной
материи. Посредствующим звеном между социальной материей и социальной конструкцией является
общественной сознание. Но последний термин нуждается в уточнении.
Словосочетание "общественное сознание" имеет два несколько отличных значения. Первое -
совокупность всех представлений людей о мире, включая их знания о природе. Это общественное
сознание в широком смысле. Физика, конечно, представляет собой отражение только природы,
но никак не общества. Ондако сама она, безусловно - общественное явление. И в этом смысле
физика относится к общественному сознанию в широком смысле.
Второе значение словосочетания "общественное сознание" - представления людей исключительно
лишь об общественных явлениях. Это общественное сознание в узком смысле. В последующем
изложении во избежание путаницы я буду употреблять термин "общественное сознание" только в
широком смысле. Для обозначения совокупности представлений людей об обществе я буду
использовать термин "социарное сознание", а их взглядов на природу - "натурарное сознание".
Конечно, грань между соцтарным и натурарным сознанием относительна, но тем не менее она
существует. Вполне понятно, что волевые общественные отношения являются производными не от
общественного сознания в широком смысле, а лишь от социарного сознания, а тем самым от
социальной материи.
Основоположникам материалистического понимания истории было важно подчеркнуть определюящую
роль социальной материи по отношению и к социарному сознанию, и к социальной конструкции.
Когда они рассматривали исключительно лишь отношения социальной материи и социарного сознания,
то они использовали термины "общественноре бытие" и "общественное сознание". Они здесь
просто подчеркивали, что общественное бытие первично по отношению к общественному сознанию, и
представляет собой объективный источник общественных идей.
Когда же речь у них заходит об отношении социальной материи к социарному сознанию и социальной
конструкции, вместе взятым, то становилось ясным, что термин "общественное бытие" здесь не
работает. Ведь социальная конструкция представляла собой не что иное, как особый вид
социальной реальности. Отношение социальной материи и социальной постройки было отношением
двух видов социальной реальности, из которых один был фундаментом для другого.
Поэтому неизбежным было появление двух новых понятий - базиса и надстройки. По отношению к
социарному сознанию и социальной конструкции, вместе взятым, социальная материя выступала
как их базис, а тем самым и как фундамент всего общества, они же вместе взятые как надстройка
над этим базисом.
Все эти открытия вместе взятые означали не что иное, как такой разрыв того порочного круга,
в коем вращались все домарксистские материалисты и вообще все мыслители, пытавшиеся найти
материальные факторы истории, который вел не к социосторическому идеализму, а к
социоисторическому материализму.
Напомню, что у домарксистских материалистов получалось, что общественная среда (т.е.
социальная реальность) определяла обществыенное мнение (т.е. социарное сознание), а последняя,
в свою очередь, определяла общественную среду. К. Маркс в том, что мыслители прошлых лет
называли общественной средой, выделил два качественно различных компонента. Один из них -
система социально-экономических отношений, которая не зависит от социарного сознания и
определяет его. Другой компонент - система волевых отношений (социальная конструкция), которая
зависит от социарного сознания, определяется им. И все стало на свое место.
Как тольтко был открыт объективный источник общественных идей (социарного сознания) -
социальная материя, материализм был достроен до верху, до конца. Он стал материализмом не
только во взглядах на природу, но и на общество. Материализм Маркса есть материалистическое
понимание не только природы, но и общества, а тем самым и истории. Уже этим он качественно
отличается от всех остальных видов материализма.
Словосочетание "материалистическое понимание истории" в литературе иногда применяется для
обозначения не только марксистской концепции исторического процесса, но различного рода
концепций, в которых решающая роль отводится не сознанию, а тем или иным материальным, чаще
всего природным, факторам (биологическим, географическим, экологическим и т.п.).
...
На мой взгляд, подлинно материалистическое понимание истории немымслимо без признания
существования социальной материи, которую могут образовывать только социально-экономические,
производственные отношения. Поэтому единственным материалистическим видением истории явялется
марксистское ее понимание.