|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.06.2004 01:04:20
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
15. Как сейчас россияне относятся к другим странам? (+)
15. Как сейчас россияне относятся к другим странам?
<За морем веселье - да чужое, а у нас горе - да свое>
<Где кто родился, тот там и пригодился>
Русские народные пословицы
В последнее время россияне все более уверены, что зарубежные рецепты по выведению страны из острого социального и экономического
кризиса для России неприемлемы, они служат в основном для обогащения отдельных олигархов и способствуют вывозу капитала за рубеж,
иными словами, обогащению самого Запада. Это выглядит еще более парадоксальным, если учесть, что большинство россиян очень
критически оценивает нынешнее положение России и даже относит ее к слаборазвитым странам мира.
Интересно проследить, как воспринимают россияне себя сами - свою близость к Востоку или Западу! Ответ на этот вопрос не может быть
однозначным, если учитывать разные аспекты: близость по культуре, по экономическому устройству или по менталитету [65].
По культуре 26,3% русских считают, что они занимают промежуточное положение между европейскими странами (Францией и Германий),
Америкой и Востоком (Китаем, Японией и Индией). Однако ближе всего они воспринимают Германию (17%) и Францию (14,9%). По экономике,
с точки зрения русских, их страна также занимает промежуточное положение между Западом и Востоком (25,9%), но в этом плане им
гораздо ближе экономическая система таких стран, как Китай и Индия (10-12%), а самая чуждая по этому параметру - Америка (2,4%). По
национальному характеру почти 40% русских также убеждены в своем промежуточном положении между странами Запада и Востока, но в этом
плане несколько ближе для них германский тип (10%) характера, а также американцы (7,1%).
Очевидно, что русские отчетливо понимают более европейский тип своей культуры, особенно если речь идет о национальном характере.
Однако в экономическом аспекте мнения россиян сдвигаются: менее четверти населения страны полагает, что в стране может развиваться
экономика западного типа. Конкуренция, индивидуализм и невмешательство государства в экономику не принимаются людьми, противоречат
исконным российским традициям.
Учитывая актуальность евразийской темы в современных политических дискуссиях, интересно рассмотреть евразийскую тенденцию. Менее
всего она выражена в культуре, несколько сильнее, но примерно на том же уровне - в экономике. Зато по национальному характеру
русские действительно чувствуют себя евразийцами: с этим согласны 40% населения страны. Значит, нельзя говорить о <чистом
евразийстве> русских. Скорее, они сами воспринимают Россию как <европейско-евразийскую страну>. <Азиатский> компонент их сознания
слишком слаб, и его не стоит понимать просто как тягу или особую симпатию к Японии, Китаю, Индии или арабским странам. В общем
русские ощущают себя почти европейцами, но не совсем. В доказательство того, что у них нет особой симпатии к Востоку, можно привести
веский аргумент: ни одна из восточных стран не рассматривается русскими как желательное место эмиграции. Для этой цели они выбирают
или США, или Западную Европу.
Итак, для русских ясна европейская природа их культуры и относительная близость европейского и русского менталитетов. Но, как это ни
покажется странным, они при этом не очень стремятся войти в <европейский дом>. Здесь не наблюдается ничего даже отдаленно
напоминающего эйфорию в странах Восточной Европы или Прибалтики по отношению к Западу. Еще несколько лет тому назад в СМИ активно
обсуждалась тема: <Является ли Россия частью Европы?> По этому поводу неоднократно собирались даже <научные> конференции. Сейчас же,
посмотрев на карту мира, где Европа видится лишь небольшим полуостровом огромного азиатского материка, русский в ответ на такой
вопрос может пожать плечами. Самосознание русских стремительно и ощутимо меняется.
Конечно, россияне понимают, что в ближайшем будущем перспектива слияния России с <единой Европой> невозможна ни по политическим, ни
по экономическим соображениям. И вместе с тем, эта перспектива мало привлекает русских как желанная цель в будущем, которой стоит
добиваться всеми силами. Во всяком случае, в поддержку идеи интеграции России с Евросоюзом высказалось только 2% россиян, хотя
уровень доверия их к Европейскому союзу довольно высок: ему доверяют 20% россиян, что значительно выше, чем уровень их доверия к
собственному правительству. В сознании русских постепенно укрепляется отстраненность по отношение к <западному миру>. Тональность
такого настроения можно выразить примерно следующей фразой: <вы уж там сами по себе, а мы как-нибудь сами по себе тоже>.
Доказательством такой отстраненности от других стран может служить и отношение граждан России к возможности интеграции с бывшими
республиками СССР. Русские с нарастающим скепсисом относятся к таким перспективам. Особенно большой урон понесла ранее популярная
идея создания тройственного союза славянских стран: <Украина + Россия + Белоруссия>. За эту идею сейчас выступает только 12%, что на
20% меньше по сравнению с 1995 г.106 Самое интересное, что против идеи такого союза особенно активно выступает молодежь в возрасте
до 24 лет: 35,8% считает, что <Россия должна остаться самостоятельным государством, ни с кем не объединяясь>.
А вот старшее поколение (люди старше 55 лет) выступают за то, чтобы <создать СНГ> и <восстановить СССР>. Можно предполагать, что со
сменой поколений идеи старшего поколения об объединенном государстве уйдут в прошлое, и все сильнее будет обозначаться тенденция к
независимости России. Своеобразный изоляционизм молодых парадоксально уживается в их головах с идеей расширения горизонтов
деятельности - в бизнесе, в возможностях работы за границей, в туризме. Этим молодые русские несколько напоминают американцев, для
которых интересна только поверхностная, отрывочная и чисто прагматическая информация о других странах и народах, не затрагивающая
человека глубоко, не трансформируя его мен-тальности.
Пока трудно сказать, насколько такая тенденция к изоляционизму русских устойчива и серьезна. Если она станет развиваться, то в
принципе изменит параметры русской культуры и менталь-ности. Вспомним, что на протяжении трех веков, начиная с Петра Великого,
русская культура активно впитывала и перерабатывала внутри себя ценности других культур. Русские традиционно ощущали в себе
<всечеловеческое призвание>, принимавшее форму своеобразного <русского мессианства>, обращение ко всем, кто <нуждался в их помощи>:
В XIX веке это могло быть освобождение христиан от угнетения Турцией, в 30-е годы XX века - Испания, позднее - страны третьего
мира... Не будем говорить в этой связи о государственной политике - она имеет свою прагматическую, а иногда и циничную логику.
Важным кажется то, что традиционная для России (и для СССР) внешняя политика не только опиралась на искренние порывы <русской души>,
но отчасти и вырастала из них.
В настоящее время настроения русских, похоже, меняются. Они уже не стремятся отождествлять себя со всем остальным миром, и уж тем
более не рвутся <спасать его>.
Половина людей старшего поколения (пенсионного возраста) все еще полагает, что <великие события русской истории следует
рассматривать как служение России всему человечеству>. Однако в социально активных возрастах поддержка этого тезиса сужается, а
среди молодых его поддерживают еще меньше. Не исключено, что в будущем превращение России в <открытую> экономическую систему будет
уравновешиваться нарастанием ее культурно-психологической <закрытости> и самодостаточности, и может принять форму противопоставления
своей <особенности> остальному миру. Это, однако, не означает свертывания экономических связей с остальным миром. Речь идет только о
психологическом сдвиге в сознании россиян.
Итак, в восприятии россиянина отношение к западному миру как бы разделяется на две крайности. С одной стороны, обобщенный образ
<Запада> для них негативен: россияне против чужого геополитического влияния, давления на них извне, вмешательства в свои внутренние
дела, практицизма и <бездуховности общества потребления>, особенно это касается людей старшего возраста. Они испытывают недоверие к
добрым намерениям по отношению к ним со стороны западных политиков.
С другой стороны в плане материально-технической культуры страны с высоким экономическим развитием ими воспринимаются априорно
положительно благодаря культурной близости, общности истории, традиционному практицизму русских и умению перенимать новинки. Очень
положительно воспринимается Германия, на опыте которой построена послепетровская государственность и система образования. Италия с
ее рафинированной культурой вообще представляется духовной родиной половины русских художников и писателей XIX века. Англия
симпатична русскому сознанию своим консерватизмом, уважением к монархии и притягательным благородством английских <джентльменов>. А
Франция для русских - эталон Европы, близкий им по многим характеристикам: мягкий климат, богатая история и архитектура, изысканная
кухня, и особенно - культурное родство с Россией. Здесь, как нигде в мире, присутствует особое, традиционное отношение к русской
культуре, исторически сложившийся (и, к счастью, не утерянный) интерес ко всему, что связанно с русскими корнями. Не случайно, по
данным Института комплексных социальных исследований РАН107 на вопрос: <Какая страна вам больше нравится!>, 78% россиян назвали
Францию, 68,1% - Германию, 64,1% - Англию, 62,8% - Индию, и затем по убывающей: Канаду, Японию, Китай, США, Израиль и другие страны.
В сознании русских разных возрастов имеется устойчивое единое <ядро>, в котором изменения под давлением реальности происходят
медленно, накапливаясь от поколения к поколению. Общий вектор этих изменений направлен в сторону большей утилитарности,
индивидуализма и прагматичности сознания. Однако в любых возрастных группах остаются неизменными главные компоненты представлений о
себе и об.окружающем мире. Это 1) свободолюбие, которому гораздо ближе идеал древнерусского вече, чем западная модель демократии; к
тому же эта ценность понимается россиянами своеобразно - как внутренняя свобода духа; 2) гражданское сознание, чувство патриотизма,
осознание связи своей собственной судьбы и судьбы страны; 3) способность добровольно подчинить свои личные интересы интересам
общества; 4) государственность, как сила, способная выражать и отстаивать общие интересы, представлять ясные и высокие цели
развития. Таким образом, не этнонациональный, а социокультурный компонент и раньше, и сейчас продолжает выступать как базовая
конструкция в сознании русских.
Итак,
1. Изучение изменений в российской ментальности за последние годы показывает, что жизненные цели и ориентиры не укладываются в образ
<типичного россиянина>, который назойливо повторяется в СМИ: он, якобы, живет либо сиюминутными удовольствиями, либо мечтой о
какой-то далекой жизни. Еще более он отличается от <совка> - типичного советского человека, который жертвует многим из личной жизни
для счастья будущих поколений. Сегодняшние россияне живут заботами о семье, о детях, о здоровье и интересной работе, т.е. они живут
<простыми радостями бытия>, не заносясь в облака, но и не впадая в <муравьиные> хлопоты.
2. Сознание русских противоречиво: в нем сочетаются самые противоположные мнения и оценки. Это результат проблемной ситуации, в
которой уже почти 15 лет находится российское общество. Разрушение государственных, социальных и профессиональных связей, смена
лидеров и аутсайдеров в обществе, этнические конфликты, имущественное расслоение - все это вместе породило в головах людей
взаимоисключающие суждения и <парадоксы>. Вместе с тем в массовом сознании русских наблюдаются и доминирующие процессы. Перечислим
их кратко.
3. Несмотря на взрывной характер исторических процессов в России в последнее время (см. Введение) россияне продолжают существовать
как единая общность. Культурные исоциальные стереотипы в сознании россиян изменяются пока медленно. В <историческом самосознании>
россиян нет явных <разрывов>: оно цельно. Ни одно из поколений не <оторвалось> от других и не является лидером в изменении общества:
как молодые не в силах создать новую страну по <европейским образцам>, так ветераны не могут осуществить коммунистический реванш.
Молодежь, конечно, более агрессивна и готова <драться за свое место под солнцем>, она не стесняется в выборе средств для
самоутверждения. Но во все времена молодежь отличала <дерзость>, а потом все возвращалось <на круги своя>.
4. Еще недавно россияне не придавали этническим признакам особого значения,а теперь они все более ясно осознают свое
национальноесвоеобразие,иногда даже историческое <одиночество> России среди других цивилизаций. Они по-прежнему уверены, что
западный человек не в состоянии понять их до конца.
5. Доминанта массового сознания русских - установки на <.смысл жизни>. Русский архетип можно определить так: это уравновешенно
деятельный человек. Ему чужда муравьиная хлопотливость и линейная направленность жизни к одной цели, но не менее чуждо и пассивное,
созерцательное восприятие жизни. Человек, конечно, должен трудиться, но по настроению, по внутренней потребности. Цель жизни для
него - не <умножить богатство>, а жить так, <как хочется, получая моральное удовлетворение>.
6. Приходится признать, что деловые качества россиянина оставляют желать лучшего. Активность, дисциплинированность, личная
инициатива, аккуратность и точность выполнения всех инструкций, обязательное доведение дела до конца вопреки всем препятствиям,
способность достаточно долго концентрировать свое внимание на чем-то одном, манера ровно и спокойно трудиться достаточно долгое
время без <перекуров> и <авралов> не являются его отличительными чертами.
7. В то же время им свойственны другие замечательные качества: доброта, душевность, щедрость, широта души, доверчивость,
способность горячо увлекаться (трудом, идеями) и приветливость. Таким образом, положительные качества русских имеют
<неэкономический>, гуманитарный характер.
8. В условиях кризиса россиянам помогают выжить такие их качества, как изобретательность, смелость, умение рисковать, способность
адаптироваться в любой ситуации и безграничное терпение.
9. В основе социальных представлений русских лежит идея социальной справедливости. Это не просто эгалитаризм: русские принимают
богатство, стремятся к нему, хотя и не считают его главным показателем ценности человека. Они убеждены, что оплата должна быть <по
трудовому вкладу>. Деятельность, которая не оставила после себя общеполезного продукта, за труд не принимается. Богатство, возникшее
из спекулятивной игры, в их глазах аморально, даже если при этом не нарушены законы.
10. Организация труда в русском архетипе подчиняется известному принципу коллективности. Это значит, что отдельные предприятия и
фирмы могут хозяйствовать самостоятельно, по своей инициативе, но не только ради собственного обогащения, а в конечном итоге во имя
<общего дела>. Плоды такого <дела> должны быть доступны для всех, для всего общества. Деятельность любого предприятия должна
приносить практическую пользу как можно большему количеству людей. Значит, <экономические> понятия россиян неотделимы от
<социальных>. Экономический успех любого предприятия воспринимается не как результат гениальности его руководителя, но и как итог
совместных усилий, т.е. всего коллектива.
11. Важная доминанта русского сознания - представление о государстве. Это не столько политико-правовой,сколько социальный институт,
участник экономических отношений, он обязанный контролировать соблюдение принципа социальнойспра-ведливости. При этом русские
единодушны в том, что контроль государства должен быть обязательным в базовых отраслях - транспорте и энергетике: <командные
высоты> в этих сферах, по их мнению, должны оставаться за государством. Частный капитал допускается в мелкий и средний бизнес, в
сферу обслуживания. Такое <распределение ролей> напоминает экономическую модель НЭПа в 20-е годы при Ленине. Оно и сейчас кажется
русским оптимальным по своей экономической эффективности и справедливости. Вместе с тем для русских государство - это не только
<регулирующее устройство>. Оно непременно должно иметь цель, смысл, <направляющую идею>, и этим отличаться от государств западного
типа, где подобная функция принадлежит гражданскому обществу.
12. В определении общей цели развития страны граждане России расходятся. И виновато в этом, по их мнению, государство, которое не
справляется с ролью <ведущего>. Государство без определенного <образа будущего> для русских - вроде бы даже и не вполне государство.
Отсюда отчуждение людей от политики, от государства, а также поддержка всяческих оппозиционных движений.
13. Федеральный центр утратил функции <заботливого государствам, и их охотно принимают на себя региональные администрации, более
близкие к людям и их нуждам. Таким образом, традиционная государственность не рухнула, она просто ушла <вниз>, на места. Отсюда рост
местного патриотизма, возрождение локальных традиций. Местные власти пользуются возрастающим доверием населения.
14. Русские своеобразно понимают демократию и относятся к ней чисто прагматически. Для них гораздо важнее решение социальных задач,
усиление общенародного начала в противовес интересам олигархов. Авторитаризм <сильной власти> воспринимается ими не как <отмена
демократии>, а наоборот, как ее усиление, если при этом справедливо наказываются те, кто действовал не <для народа>, а <для себя и
своего кармана>.
15. С пониманием демократии тесно связана и трактовка свободы. Личной свободе русские не придают особого значения, и не потому, что
она не так уж важна. Все опросы общественного мнения фиксируют, что жизнь без свободы потеряла бы для многих россиян смысл. Свобода
в русском понимании - это скорее возможность вести <жизнь по душе>,"быть самому себе хозяином>,чем реализация каких-то политических
прав. Понимание свободы как <внутреннего состояния> (т.е. ценность <внутренней свободы>) - для русских традиционно.
16. И в российских и западных СМИ повторяется одна и та же мысль, соблазнительная своей простотой: <.Раньше в России господствовало
патерналистское сознание,а теперь ему на смену идет индивидуалистическое сознание>. Ситуация не будет казаться столь простой, если
проследить, как русские понимают идею <равенства>. Оказывается, 2/3 русских предпочитают равенству доходов равенство возможностей:
половина русских ставит равенство возможностей выше индивидуальной свободы, и треть считает, что главная цель развития страны -
создание <общества равных возможностей>. Значит, русские отнюдь не стремятся <все отнять и поделить поровну>, как это часто
толкуется в либеральных СМИ.
17. Вместе с тем известно, что у русских весьма развиты дух личного соперничества и ревность к достижениям <соседа> (об этом ч. II,
гл. 3), чем они очень удивляют иностранцев. Часто россиянам психологически трудно согласиться с превосходством человека, начавшего с
такой же <стартовой позиции> и добившегося большего успеха. Для них это гораздо труднее, чем для представителей других культур,
которые относятся к чужим успехам и богатству более спокойно и даже могут усмотреть в успехе <сильного> пример для подражания. А в
некоторых культурах чужой успех - это не личный проигрыш, а выигрыш общества в целом (Япония). Для русских же чужой успех и
богатство воспринимается как личное отставание, отсюда зависть, уязвленное самолюбие, комплексы, неприязнь к победителю и т.п. В
принципе, в подобном поведении просматривается специфическая русская форма индивидуализма, иногда более агрессивного и жестокого,
чем индивидуализм западного человека.
18. Вообще индивидуализм и эгоизм сами русские воспринимают негативно, как моральный дефект. Чтобы пережить свой личный <дефект>,
русские бессознательно стремятся окружить себя как бы двумя оболочками: первая (внутренняя) - это ближайшее окружение, компания
друзей с особым душевным стилем общения; вторая (внешняя) - это сильное государство. Чем сильнее индивидуализм, тем острее нужда в
обеих оболочках.
19. В свое время (1991 год) кризис командного социализма буквально расколол страну на две части, <две нации>: демократов и
консерваторов. Парадоксально, но финансовый кризис 1998 года произвел прямо противоположный эффект. Он усилил наметившийся в
обществе процесс консолидации на основе общих культурных ценностей, но также на уровне чисто <человеческих оценок> того, что
происходит в стране. Множество людей (и богатых, и бедных) почувствовали себя одинаково обманутыми и обкраденными, поэтому
политические разногласия ушли на второй план и не столь остры, как всего несколько лет тому назад.
Вообще, с тех пор интерес к <политике> пошел на спад, российское общество снизило градус <политизированности>.
20. В условиях новой реальности XXI века российское общество предъявляет власти новый <социальный заказ>:
1. повышение роли государства в управлении экономикой и отчасти коммерческих банков (при обязательном сохранении частного сектора в
малом и среднем бизнесе);
2. возвращение государства в социальную и идеологическую сферы, необходимость выработки цели развития страны;
3. сохранение индивидуальных прав и свобод с одновременным восстановлением законности, равенства всех перед законом, ограничение
роли олигархов.
- %-)))) - Георгий 29.06.2004 22:16:45 (11, 439 b)