От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 23.05.2004 22:14:25 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

О коммерческой эксплуатации советских образов в нынешней России (*+)

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=55&tek=1161&issue=32

Парфюм <Сталин сегодня>
ПРОДАВЦАМ КРАСИВОГО ТРЕБУЕТСЯ МИФ
Андрей КОВАЛЕВ

Посетителей парфюмерного магазина <Арбат-престиж> у метро <Алексеевская> встречает удивительное зрелище - портрет товарища Сталина.
В рекламном проспекте гордо сказано: <Этот магазин посвящен 60-летию Победы в самой варварской войне за всю мировую историю, войне,
где русский народ сумел подавить, победить и уничтожить немецко-фашистских грабителей>. Это какой-то принципиально новый эпизод в
нашей непредсказуемой истории - портреты Иосифа Виссарионовича доселе можно было видеть преимущественно в руках возбужденных пожилых
леди на коммунистических митингах, а прежде - за ветровыми стеклами грузовиков, водители которых, по большей части молдаване и
украинцы, теперь если и почитают Отца народов, то стараются держаться тихо.

Для собственного успокоения было бы проще всего предположить, что портрет Сталина в лавке парфюмера - очередной пример агрессивной
рекламы, которой придерживаются PR-менеджеры славной фирмы <Арбат-престиж>. В 1998 г. компания запустила рекламу, где ребята из
прогрессивной группы <На-на> показывали народу свои бесконечно прекрасные зады, а рекламный слоган гласил: <Нюхаем вместе!>. После
демонстраций протеста непристойная реклама была заменена на благонравную - дева на метле, сопровождаемая текстом: <Куда летишь?> -
<В <Арбат-престиж!>.

Дальше - больше. После открытия магазина на Соколе независимая народная газета <Советская Россия> опубликовала текст, где рекламные
изображения были названы <Парадом геев и трансвеститов>. Менеджеры компании пояснили, что изображения, помещенные в витринах бывшего
<Детского мира>, представляют собой ремейки картин великого советского живописца Дейнеки. Ситуацию предрек еще апостол Павел - <Своя
своих не узнаша и побиша> (1-е послание к Коринфянам): блюстители нравственности пенсионного возраста не угадали в шокирующих
изображениях любимый соцреалистический источник. Трудно, конечно, заподозрить советского классика в склонности к сексуальным
отклонениям, но на одном сайте для геев и лесбиянок я нашел специальное исследование о гомоэротических мотивах в советской живописи,
и особенно много там дейнековских спортсменов и воинов. А по правде говоря, огромные постеры с мускулистыми парнями и неприлично
обнаженные манекены имеют очень мало сходства с дейнековскими физкультурниками, воплощавшими боеспособность государства рабочих и
крестьян.

Более того - идеальные телом и душой строители коммунизма, которых прославлял Александр Дейнека, родом из общества, где никакого
репрессивного консюмеризма с идеалами <престижа> не было и не могло быть. Великая цель социалистического государства состояла как
раз в окончательном и бесповоротном разрушении общества потребления, утверждении принципа <От каждого - по способностям, каждому -
по потребностям>. Но в последнее время нечто странное и в самом деле происходит в нашем семиотическом космосе.

Вождь как менеджер

Концепция красивая - сталинский синтез искусств, по Борису Гройсу, прямо наследует великим замыслам русского авангарда по
преобразованию Вселенной и созданию нового человека. Теперь рассуждения времен <холодной войны> об утопиях и антиутопиях вышли из
моды. Тонко чувствующий интеллектуальную моду Борис Гройс в качестве кураторской идеи выставки <Фабрика утопий> выдвинул новую
концепцию: соцреализм был первой грандиозной пиар-компанией, чистой воды порождением масскульта. Но реальной целью парадоксальных
теоретических и кураторских построений Гройса всегда была неприкрытая пропаганда на мировой сцене <своих> художников, поэтому в
выставку включены работы соцартистов Ильи Кабакова, Комара&Меламида, Леонида Сокова, Александра Косолапова и других.

Франкфуртская выставка была частью Года России в Германии. Главным проектом этого грандиозного фестиваля была выставка <Москва -
Берлин>, где сравнивалось русское и немецкое послевоенное искусство. Эта экспозиция с существенными изменениями открылась в Москве 2
апреля сего года. А вот нашумевшую <Фабрику утопий> в Москву не привезут - все решили, что здесь ее воспримут не так, как надо. И
речь идет не только о тех людях, которые, по определению сокуратора <Фабрики утопий> Зельфиры Трегуловой, испытывают <ностальгию по
безвозвратно ушедшему времени, когда они не знали, насколько они несчастны, а теперь они точно знают, что ужасно несчастны, и
обвиняют в этом всех и вся>. Своего рода ностальгия по сталинской эпохе охватила и те слои, которые, казалось бы, не должны ничего
подобного испытывать. Портреты Сталина пользуются большим успехом на антикварном рынке. Конечно, такую ситуацию можно было бы
описывать в терминах социологии искусства двадцатых годов. И привести цитату из Владимира Фриче, основателя этой школы и самого
вульгарного из всех вульгарных социологов: <Тот или иной класс, встав у власти, может рядиться в художественный костюм другого
класса, место которого он занял в структуре общества>.

Но ситуация вовсе не так проста: происходит не только ассимиляция художественных приемов. Мода на соцреализм отражает некие перемены
в идеологическом контексте. Портреты Сталина пользуются особенным успехом у руководителей компаний. <Разумеется, все знают, что он
был злодеем, - говорит владелец галереи Леонид Шишкин. - Тем не менее люди ассоциируют с ним представления о строгом руководстве - в
нем видят идеального делового человека>.

Требуется миф

Суть, очевидно, не только в превосходстве менеджеров, принадлежащих к стилю <сильной руки>, - этот факт отражает только внешнюю
фактуру сложившейся ситуации. Причина в том, что общество требует от искусства мифа и эпоса. Главный конструктор теоретического
фундамента соцреализма Дьердь Лукач, марксистский теоретик, эмигрировавший в Советский Союз из фашистской Германии, считал, что
социалистический реализм должен стать подлинным эпосом, и мечтал о возрождении большого мифа, с титанами, громоздившими Оссу на
Пелион. Поэтому давно уже не обсуждается старое диссидентское определение соцреализма, данное Абрамом Терцем (Андреем Синявским):
<Полуклассическое полуискусство, которое не является ни социалистическим, ни реалистическим>. В современной России коммерческая
попса активно впитывает идеологически чуждые структуры советского прошлого. Но и соц-арт, и соцреализм тщательно скрывали свою
коммерческую природу, поэтому на <Фабрику утопий> не попали Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, которые с неприкрытым
цинизмом используют как раз <народность>, то есть коммерческий аспект соцреализма. В этом смысле они являются как раз прямыми
наследниками соцартистов, но играют уже с гораздо более неуловимой субстанцией, то есть со сферой Высокого.

Только правду...

Если присмотреться к телевизионным программам, то окажется, что именно соцреализм и оккупировал в нашем современном масскульте эту
нишу. Впрочем, для подтверждения этого тезиса можно и телевизор не смотреть. Лужковская Москва заполнена странными
соцреалистическими мутантами. Про Михаила Михайловича Посохина, сына великого советского архитектора Михаила Васильевича Посохина и
главного строителя Новой Москвы, в архитектурных кругах ходит шутка, что он, как <Красные бригады>, берет на себя ответственность за
все. Михаил Михайлович недавно сказал в интервью одному православно-фундаменталистскому журнальцу: <Соцреализм стал гораздо более
знаковым явлением русского искусства, чем все предыдущие с начала века>. В данном случае все сошлось идеально - если монстры Зураба
Церетели в кривых зеркалах <отражают> эпос периода первоначального отмывания капитала, то архитектура, подписанная
Посохиным-младшим, идеально соответствует вкусам и идеологическим претензиям нового заказчика. Архитектура не может быть лживой, она
всегда говорит правду и только правду.

Можно, например, предположить, что большая часть картин из многотысячной коллекции, которую собрал президент компании
<Арбат-престиж> Владимир Некрасов, досталась ему в довесок от славного Комбината живописного искусства - один из парфюмерных
магазинов находится в помещении на 1-й Тверской-Ямской, которое занимал комбинат. Поэтому соцреализма периода Большого стиля там
очень мало - большинство работ представляет собой исключительную халтуру времен соцреалистического декаданса.

Соцреализм для бутика

Все сходится почти идеально - очевидно, что Никита Хрущев, говоря о близком материальном изобилии, которое наступит при построении
коммунизма к 1980 г., имел в виду прежде всего фантом <общества потребления>. И тут тоже нет никакого противоречия -
постструктуралист и неоленинец Славой Жижек правильно говорит:
, то есть вписать процесс индустриализации в традиционную психологическую структуру человека: на
полотнах, в текстах и фильмах социалистического реализма человек рассматривается уже не как часть глобального Механизма, но как
теплая чувственная личность>.

Однако Жижек говорил об историческом соцреализме. Что же касается соцреализма сегодня, соцреализма для бутиков и офисов, то его
лучше всего описала Мария Комарова, эксперт галереи <Новый Эрмитаж>, также торгующей соцреализмом. Теперь предлагают купить <трепет
жизни, света, красок, кисти художника, трепет его души>. Поэтому даже охватывает какая-то элегическая печаль, когда слышишь, что
закордонные конкуренты собираются купить империю <Арбат-престиж>, где так славно пахнет Сталиным. Правда, если зайти на <женские>
форумы в Интернете, то печаль улетучится - инсайдерши в один голос говорят, что товар в <Арбат-престиже> сплошь поддельный,
китайский и турецкий. И еще - под портретами товарища Сталина амбре какое-то странное...

АВТОР

КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, художественный критик, кандидат искусствоведения, московский корреспондент ведущего международного
художественного журнала Flash art, автор многочисленных статей, посвященных проблемам искусства ХХ и XXI вв., ведущий рубрики
<Современное искусство> на интернет-сайте gif.ru.