От Леонид
К Alexandre Putt
Дата 01.04.2006 04:41:54
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Нет единого христианства

Понимать христианство как идеологию - это вывести за скобки разные течения в христианстве и их социокультурные границы.
В рамках отождествления себя с определенной религиозной традицией это еще обосновать можно, вне - нет оснований.
Отождествление верующих и христиан - это вообще тупиковый путь. И лежащий в русле европоцентризма.

От Alexandre Putt
К Леонид (01.04.2006 04:41:54)
Дата 01.04.2006 17:58:50

Да, христианство разное, но это неважно

>Понимать христианство как идеологию - это вывести за скобки разные течения в христианстве и их социокультурные границы.

Но основные идеи общие по крайней мере для средневековой Европы. Например, запрет ростовщичества. Идея второго пришествия Христа (и соответственные выводы для социальной практики). Идея линейности времени. Представления о власти. Если это всё собрать и систематизировать, получим конкретную идеологию, доминирующую над средневековым европейским общестовом. Все различия - это уже местная специфика, моё предположение вполне их попускает.

>В рамках отождествления себя с определенной религиозной традицией это еще обосновать можно, вне - нет оснований.

Такая традиция была одна (католичество). Разделение было много позже.

>Отождествление верующих и христиан - это вообще тупиковый путь. И лежащий в русле европоцентризма.

Не понял. Какие-то христиане ненастоящие?

От Леонид
К Alexandre Putt (01.04.2006 17:58:50)
Дата 02.04.2006 02:58:34

В истории религий принципиально важно

>Но основные идеи общие по крайней мере для средневековой Европы. Например, запрет ростовщичества. Идея второго пришествия Христа (и соответственные выводы для социальной практики). Идея линейности времени. Представления о власти. Если это всё собрать и систематизировать, получим конкретную идеологию, доминирующую над средневековым европейским общестовом. Все различия - это уже местная специфика, моё предположение вполне их попускает.

Запрет ростовщичества наиболее адекватно сформулирован на основе сакральных текстов в талмудическом и шариатном праве, а вот Данте привлекает для этого Аристотеля. Параллели мессианских идей есть в каждой авраамической религии. Это тот же вопрос о границах.

>>В рамках отождествления себя с определенной религиозной традицией это еще обосновать можно, вне - нет оснований.
>
>Такая традиция была одна (католичество). Разделение было много позже.

Возвращаемся к вопросу о границах. Насколько я помню, официально церковный разрыв произошел в 1053 или 1054 году нашей эры. Означает ли это, что ветвь восточного христианства с его разными богословскими школами исключается, или все же это единая христианская мысль? Католичество - какого века? И в каком смысле.Римский Святой престол в истории церкви сыгал разные роли. И оплота общепризнанного церковного вероучения, и врага православной версии. Даже в "Божетственной Комедии" Данте Алигьери, правоверного католика, католическая церковь превращается в апокалиптического зверя. Для примера, возьмем XII век. Недавно христианизированная Скандинавия и Италия тождественны?
Разделение католичества и православия произошло раньше. И и если покопаться в памятниках богословской мысли и обрядовой практики тысячелетней давности, то и тогда не было единства в религиозной мысли. Это относится ко всем авраамическим религиям, в частности к католичеству и православию. Последнии тогда начапли крисстализироваться, так сказать.

>>Отождествление верующих и христиан - это вообще тупиковый путь. И лежащий в русле европоцентризма.
>
>Не понял. Какие-то христиане ненастоящие?

Вот это я и хотел у Вас узнать. Не конкретно у Вас, а есть ли вообще вне церковной ограды христиане, вне анафем Вселенских соборов. Копты, эфиопы, армяне - кто они? Христиане или нет?

От Alexandre Putt
К Леонид (02.04.2006 02:58:34)
Дата 04.04.2006 18:23:43

Детали здесь не играют роли

>Возвращаемся к вопросу о границах. Насколько я помню, официально церковный разрыв произошел в 1053 или 1054 году нашей эры. Означает ли это, что ветвь восточного христианства с его разными богословскими школами исключается, или все же это единая христианская мысль?

Влияние религии принимает иное воплощение у славян и греков, это само собой, и здесь даже не религия первична, а культура народов-носителей религии. Но это опять частности.

> Католичество - какого века? И в каком смысле.Римский Святой престол в истории церкви сыгал разные роли.

Это безотносительно. Из любого можно вывести ценностные установки. Произошли глубокие изменения в обществе, религия их отразила (например, касательно запрета на ростовщичество, сейчас этим сам Папа занимается).

> Для примера, возьмем XII век. Недавно христианизированная Скандинавия и Италия тождественны?

В каком смысле - Италия? Мироощущение скандинава, конечно, другое, но ведь есть тезис о том, что для усмирения воинственных народов к ним отправляли миссионеров (чтобы разложить воинственность).

>Разделение католичества и православия произошло раньше. И и если покопаться в памятниках богословской мысли и обрядовой практики тысячелетней давности, то и тогда не было единства в религиозной мысли. Это относится ко всем авраамическим религиям, в частности к католичеству и православию. Последнии тогда начапли крисстализироваться, так сказать.

Креститься так или иначе - это мелочь.

>Вот это я и хотел у Вас узнать. Не конкретно у Вас, а есть ли вообще вне церковной ограды христиане, вне анафем Вселенских соборов. Копты, эфиопы, армяне - кто они? Христиане или нет?

Формально хрстиане. Культурные ценности у них другие. Я речь вёл о европейцах (Германия, Франция, Англия), о том, что в средневековье их мировосприятие было в значительной степени в рамках религии. Определённые культурные ценности тоже формировались под её влиянием (хотя не все, здесь есть "материалистическая" компонента). В случае других религий - ценности другие, но не в этом суть, а в том, как складывалось мировосприятие.