От Мак
К И.Т.
Дата 29.03.2006 20:12:14
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

СМИ усилили раскрутку Илларионова как политика (НГ)

Предупреждение о возможной манипуляции: НГ - не наша газета.
(После резонного замечания А.Решняка начинаю постинг с предупреждения)

28.03.2006
| политика

Александра Самарина, Андрей Терехов

Илларионов и Рубикон
Эксперт готов перейти грань между экономикой и политикой

Илларионова печалят российские реалии.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Бывший советник Владимира Путина по экономике Андрей Илларионов в очередной раз представил обществу свое видение современной российской действительности. Глава фонда «Институт экономического анализа» был весьма импульсивным человеком и раньше, а после своей отставки с влиятельного поста стал регулярно появляться в эфире радиостанции «Эхо Москвы» и на страницах центральных СМИ. Решение любой экономической проблемы аналитик рассматривает в политической плоскости, считая, к примеру, что утрата демократических свобод ведет к деградации России. Последний его материал, опубликованный в одной из столичных газет, вообще оставляет мало что от экономики – похоже, автор и сам не заметил, как перешел грань, отделяющую ее от политики. Учитывая сегодняшний статус Илларионова, логично предположить, что он уже в ближайшем будущем сделает следующий шаг, объединив свои усилия с одной из праволиберальных структур. Казалось бы, на этом фланге остается много деятелей подобного масштаба: Анатолий Чубайс, Егор Гайдар, Гавриил Попов, Борис Немцов, Григорий Явлинский... Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все они от активной, публичной политики отошли: кто в науку, кто – в бизнес. Много ли сегодня в стране такого рода идеологов, оставшихся – или готовящихся стать – практическими политиками? На этот вопрос отвечают эксперты «НГ».


Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии

Я не знаю не одного такого человека. Сейчас в российской политике время простых решений, когда никто не утруждает себя стратегическим формулированием. Все или договариваются в администрации президента, или пытаются выйти на площадь, но ни то ни другое не исходит из долгосрочной концепции политики страны, поэтому такого рода вещи не востребованы объективно в такой политической системе, где все живут только сегодняшним днем. Я не вижу у Андрея Николаевича такого стратегического видения развития страны. Либеральные силы в России находятся на грани краха, и в этой ситуации они хватаются как за соломинку за любую свежую фигуру.


Ольга Крыштановская, директор Института прикладной политики

Редко бывает, что идеолог и политик – одно и то же лицо. И политики повторяют, как правило, сентенции людей, которые находятся за кулисами. Идеологи – это серые кардиналы, которые стоят и разрабатывают программы, а сами в политику не лезут. Илларионова вряд ли можно назвать просто идеологом, он, конечно, политик, он человек публичный. У него есть свои собственные взгляды на многие вопросы, и он в данном случае действует не столько как идеолог, сколько просто как прямой политик, у которого есть какие-то убеждения. И, конечно, он способен возглавить демократическую оппозицию. Тем более что все старые лидеры дискредитированы. Он потенциально такой же, как и Ходорковский, но Ходорковскому это намного сложнее сделать. Илларионов сейчас находится в одном шаге от того, чтобы стать лидером политической силы.


Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Одна из крупных проблем для людей, которые являются политическими лидерами, заключается в том, что они по различным политическим соображениям должны врать людям. Они не могут быть полностью откровенны, потому что у нас политика – это всегда подковерная игра, сговоры и определенные компромиссы, без чего политическая деятельность невозможна. В этом смысле Илларионов, я думаю, никогда не будет партийным лидером, то есть он не будет возглавлять никакую партию, никакое движение, потому что он вообще по характеру своему кот, который ходит сам по себе. Но то, что он делает в последнее время, а именно выступление в защиту бизнеса, выступление по поводу дела ЮКОСа, признание незаконности и вреда колоссального, который наносит стране деятельность власти по национализации уже приватизированных компаний, – это заслуживает признания и благодарности.


Глеб Павловский, советник администрации президента

У нас каждый политик – сам себе идеолог, и самый яркий пример Жириновский. Андрей, к сожалению, становится из эксперта просто пропагандистом, и его высказывания носят всегда предсказуемый характер. Идеолог должен продуцировать новые идеи, он должен предлагать какие-то новые идеи, новые концепции, и в силу этого он приобретает силу, то есть концепция привлекает людей, и он становится политической фигурой, но Илларионов ведь этого не делает.

Леонид Гозман, заместитель председателя политсовета СПС

Среди людей, которые сочетали и мысль и дело, я бы прежде всего назвал тех, с кем связаны реформы в России, это Гайдар и Чубайс. Вот это два человека, которые и формулировали, что надо, и делали это в значительной степени. В либеральном направлении очень высок процент людей, сочетавших слово и дело. Гайдар играет огромную роль в сегодняшней экономической жизни страны, не только политической и научной, он остается и лидером СПС. Чубайс – не только руководитель крупнейшей компании, но и один из лидеров либерального движения в России, идеолог.


Сергей Митрохин, зампредседателя партии «Яблоко»

Естественно, Явлинский является такой фигурой. В гораздо большей степени, чем Илларионов. То, что говорит Илларионов, это все-таки констатация факта, что в стране нет свободы и нет модернизации, но что конкретно делать в принципе – мы не очень от него слышим. Но по базисным оценкам ситуации мы с ним сходимся. С тем, что без политической свободы не может быть экономического развития, мы согласны, и очень давно это говорим.


Жорж Соколофф, доктор политических наук, почетный профессор, советник парижского Центра перспективных исследований и информации

Я не вижу достаточно влиятельных теоретиков, которые могли бы встать у руля. Прежде в России было немало тех, кто писал умные вещи и занимал важные должности. Среди них Евгений Ясин – бывший министр экономики. Ему уже 71, и он вряд ли мечтает стать политиком. Ирина Хакамада – политик, привлекательный во всех отношениях. Но я не думаю, что у нее великое политическое будущее. Михаил Ходорковский отлично справлялся с руководством своей компанией. Сейчас его политические идеи вызывают недоумение. Упомяну госчиновника, который пусть и не написал много за последние годы, однако был очень влиятельным, – Анатолий Чубайс. Впрочем, и ему вряд ли удастся стать ведущим политиком.


Александр Рар, директор Программ России и СНГ Германского совета по внешней политике

Русская элита устала от идей. То же самое наблюдается и на Западе. В России избиратели смотрят прагматично на людей, появляющихся на политическом небосклоне. Сейчас потенциальному претенденту на власть нужно иметь образ хозяйственника. Будь Юрий Лужков помоложе, он имел бы абсолютные шансы претендовать на власть. Теоретически таким претендентом могут стать губернаторы Красноярского края и Московской области Александр Хлопонин и Борис Громов, а также глава президентской администрации Сергей Собянин. Идей, которые могли бы рассматриваться как фундамент для политики, в России очень мало.


Профессор Джулиан Купер, замдиректора Центра российских и восточноевропейских исследований Бирмингемского университета

Оппозиционные власти политики в России есть: Касьянов, Немцов, Хакамада... Однако им пока не приходится рассчитывать на поддержку избирателей. Михаил Ходорковский – очень противоречивая фигура. Ему также нелегко будет убедить массы пойти за ним. Андрей Илларионов – профессиональный экономист, но вряд ли станет политическим лидером. Впрочем, в российской политике многое происходит внезапно. Например, президент Владимир Путин появился из ниоткуда. К 2008 году может появиться кто-то, кого мы сейчас пока не знаем или знаем плохо.
материалы: Независимая Газета© 1999-2006
Опубликовано в Независимой Газете от 28.03.2006
Оригинал:
http://www.ng.ru/politics/2006-03-28/2_illarionov.html