|
От
|
Сергей Вадов
|
|
К
|
Игорь
|
|
Дата
|
03.05.2006 13:10:37
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Re: Откуда следует,...
> Откуда следует, что православных сейчас много? Ниоткуда не следует, что люди, стремящиеся просто исполнять иногда православные обряды есть верующие.
Мы имеем дело с несколькими явлениями:
1. Часть православных, в советское время скрывавших веру, со времен перестройки стали носить крестик открыто.
2. Некоторое количество граждан стали имитировать любовь к православию (а иногда и в церковь ходить) неискренне, просто потому, что так сейчас выгодно.
3. Произошел переток части людей от атеистического мировоззрения к православному.
Оценить в числах результат этих трех эффектов затрудняюсь. Православных относительно много (и производная положительная) в среде знакомых - но, конечно, в какой-то другой среде может наблюдаться и иное явление.
Про публичных товарищей (включая Зюганова) предполагаю, что наиболее вероятен второй вариант.
> Следует ли из этой книги, что все репрессированные священники были невиновны, т.е. не нарушали законов?
Это установить из материалов дел трудно. Как оценишь, был ли человек виновен, если в протоколе допроса один вопрос: "Являетесь ли Вы английским шпионом?" (и положительный ответ), при этом допрос начат в 10 утра, а закончен в 1 час ночи? Мы можем только предполагать, что там в действительности происходило. В условиях, когда донос + чистосердечное признание считалось достаточным для осуждения, трудно составить объективное мнение о реальной виновности или невиновности. Кроме того, часть статей сталинского УК я не считаю легитимными, они противоречат моему чувству "естественного" права. Не могу сходу найти, когда из уголовного кодекса исключили статью "преподавание религиозных вероучений несовершеннолетним" - но это было сделано втихую, без публичного признания ошибки, и без реабилитации осужденных по этой статье (что было сделано лишь в 90ые годы). Были еще статьи "помещение на предприятиях религиозных изображений" (на Украине действовала по крайней мере до войны), "cовершение обманных действий с целью возбуждения суеверия" (эта существовала и после войны) - а ведь под такую статью вообще все что угодно можно подвести, включая некоторые статьи сего форума ;-). Сиди в алтаре и не высовывайся! КРПФ сейчас свободнее, чем РПЦ в СССР...
Кстати, заметил любопытный факт к вопросу о нашей дискуссии о прокуратуре - видимо, в сталинские годы функции прокуратуры были уже, чем в брежневские, прокурор не имел права обжаловать оправдательный приговор.
> Вы ведь не будете же утверждать, что все вообще священники не способны совершать преступления? Я например встречал священников, которые не стеснялись чтоб им клали сторублевки прямо в Библию. - Это говорит о том, что моральный облик некоторых священников вполне может позволить совершить и преступления. Поэтому требовать от власти, что она вообще не будет репрессировать священников, даже если те будут совершать преступления - не совсем корректно.
Естественно, Вы правы, рукоположение - не присвоение знака качества, бывает, увы, что и священник совершает правонарушение. Однако, члены парткома или оперативного комсомольского отряда тоже иногда совершают правонарушения.Требование к власти состоит не в том, чтобы священники обладали иммунитетом от уголовного преследования, а в том, чтобы действия любого человека оценивались на соответствие закону одинаково, вне зависимости от его вероисповедания, политических убеждений или членства в конкретной партии, чтобы всем гражданам были предоставлены равные условия. В СССР это выполнено не было. Рассекреченное постановление ЦК ВКП(б) "О порядке производства арестов" от 17 июня 1935 года предусматривало возможность ареста членов партии и кандитатов органами НКВД лишь с согласия партийного руководства. Постановления по делам церковным, несмотря на все ходатайства, остаются пока секретными - надеюсь, временно. И то сказать - по делам их судите их.
Сергей Вадов