Re: иезуиты
>Если хотите попытку влияния на культурное ядро - ради бога. Речь Посполитая, создание униатства.
Я смотрю несколько глубже, под культурой понимаю довольно специфичный феномен. Грубо говоря, у культуры есть уровни: внешний (материальное проявление, кокошники и лапти или "МакДональдс", самое очевидное для наблюдателя), средний (общественный, социальные нормы, символы, ценности), ядро. Классификация здесь неоднозначна. Ядро культуры - это наиболее фундаментальные характеристики, такие как восприятие времени, коллективизм, универсализм, отношение к иерархии и т.д. Т.е. я последовательно следую западной концепции культуры, разработанной их антропологами.
> Если думаете, что здесь все просто, типа простая борьба двух религий, то Вы глубоко заблуждаетесь - вслед за примитивизмом изложения этих вопросов учебниками истории.
Конечно, дело религией не ограничивается.
>На рубеже 16-17 веков в Галиции был создан крупнейший плацдарм проникновения римского влияния на Восток. Во Львове, который от стены до стены города того времени можно пройти от силы за 10 минут, одномоментно возникли несколько соборов: иезуитов(образование), бернардинцев(наука), доминиканцев(инквизиция). В городе были задествованы десятки типографий, штамповавших христианскую ПРАВОСЛАВНУЮ литературу. Под чьим руководством?
Да, Галиция на какое-то время вышла из состава Руси. Вполне может быть, что культурное ядро галичан значительно отличается от русских. Но ведь на это ушло значительное время.
>Именно здесь иезуитами был подготовлен поход Лжедмитрия. Важнейшим центром СОЧИНЕНИЯ православной литературы стала Киево-Печерская лавра, опять-таки контролируемая иезуитами. Как это отразилось на Русском государстве и народе? Ну поход Лжедмитрия-то кончился неудачей. А вот что дальше происходило? А дальше в России произошла небезызвестная церковная реформа - никоновская. Ну и что?
Т.е. Вы хотите сказать, потомки Ромула пошуровали в нашей культуре и обществе?
>А Вы обратите внимание на такую бытовую подробность. Староверы - не пьют спиртного. Религия им запрещает. Но они-то староверы! Т.е. представители той веры, с которой шли освобождать Москву от поляков ополченцы Пожарского. А после никоновской реформы русские ПРАВОСЛАВНЫЕ стали вовсю пить. И не просто пить. А даже считать, что и крестилась-то Русь потому, что князь Владимир сказал, что на Руси питие есть веселие!
Допустим. Но распитие спиртного в принятой мной классификации пройдёт как норма, т.е. промежуточный уровень. Касались ли изменения ядра культуры? Ответить трудно.
>1) Иезуиты - активные и ОСНОВНЫЕ участники НАУЧНОЙ, т.е. систематической и со знанием дела переработки христианских канонов в том числе для якобы совершенно враждебного Риму православия.
Хорошо, допустим, иезуиты навязали определённые изменения в русское общество через интриги. Даже навязать социальные нормы, традиции и т.п. Но смогли бы они внести изменения в сердцевину культуры? Сомневаюсь, так как это и сейчас, думаю, невозможно.
>3) Религиозная реформа 17 века на Руси проходила через жесточайшее подавление сопротивления значительной массы русского населения(не менее трети). А результат этой религиозной реформы привел к качественным изменениям культурного ядра русского народа. Которые легко обнаруживаются при сопоставлении бытового поведения староверов и православных. Послереформенная Россия стала поголовно безграмотной, пьющей, индивидуалистичной.
Отчасти не соглашусь. Индивидуалистами мы не стали, русские занимают промежуточное положение (хотя нам далеко до китайцев по части коллективизма). Допустим, пьянство и безграмотность пройдут по части ценностей. Но это всё-таки не ядро.
>Для НАЧАЛА - этого выше крыши, насколько я понимаю...
>Не обижайтесь и тем более не думайте, что я смотрю свысока. Полтора-два года назад, когда я начал влезать в эти вопросы, у меня у самого голова кружилась. В буквальном смысле слова. Очень трудно преодолевались противоречия между привычными картинками и тем, что выползало из всех щелей.
Напротив, благодарен за обширные исторические подробности.