Сергей Кара-Мурза
Урок Белоруссии
Прошли выборы в Белоруссии, А.Г.Лукашенко получил 82% голосов. Я был наблюдателем на референдуме и выборах 2004 г., говорил с множеством людей, в том числе из оппозиции - и в Минске, и в селах. Меня эти результаты не удивляют, так оно и есть.
Но важны установки тех, кто требует ухода Лукашенко – в Минске и Москве, в Вене и Брюсселе. Ведь они знают реальность, как знали ее наблюдатели от ОБСЕ в 2004 г. – мы же вместе ходили по участкам, а потом ночью обсуждали результаты выборов, уже со стаканом виски или стаканчиком водки в руке. Знали – а в отчете писали совсем другое (хотя и не все). Это у них, оказывается, обычное дело, тут нет никакой моральной проблемы. Это – современный способ мышления, явление новое.
Нам надо в него вдуматься, потому что оно и у нас внедряется всеми средствами. Этого никак нельзя допускать, это для нас гибель. У нас нет таких ресурсов – и финансовых, и военных, - которые позволили бы нам выжить, совсем отказавшись от правды. Понятно, что наши правители не могут в своих речах следовать правде, сейчас это все равно, что махать красной тряпкой перед носом бешеного быка. Но важно нам хотя бы внизу, между собой, называть черное черным, а белое белым. И автоматически фиксировать в уме все моменты, когда телевидение называет черное белым. Белоруссия дает для этого хорошие уроки.
Десять лет назад Лукашенко высказал важную вещь: запас ресурсов и времени для выхода из ловушки кризиса, в которую попали граждане всего постсоветского пространства, еще есть. Если договориться, для этого не потребуется никаких революционных потрясений. Он сказал это так ясно и убедительно, что произошло почти чудо – народ собрался и договорился. Броуновское движение превратилось в направленное. И не надо было никаких заумных программ, все шаги вытекали из здравого смысла. Но ведь событие это – редкостное, из ряда вон!
Повсюду ищут пути выхода из кризиса. Что мы видим? В РФ продолжается «рыночная» революция и превращение страны в «сырьевую державу». Туркмения пережила консервативную революцию с переходом к патерналистской диктатуре «отца нации». Через гражданскую войну прошел Таджикистан. Погрузилась в мрак Грузия. В Узбекистане сформирована модель, при которой богатая «верхушка» далека от обедневшей массы народа, но дает ей жить уравнительным укладом. На Украине ситуация была похожа на узбекскую, но сейчас там царит «оранжевый» хаос.
Белоруссия с Лукашенко отыскала самую лучшую модель для ее реальных условий. Вот неоспоримые факты: она преодолевает кризис без крови, без социальных потрясений и экономического шока, без архаизации жизненного уклада, при высоком уровне социальной справедливости, который успокоил и сплотил людей. Этот опыт - огромная ценность для всех нас и даже для всей Европы. Оппозиции и Западу было бы лучше честно признать и оценить такой итог прошедшего десятилетия – а уж потом ругаться по поводу либеральных ценностей и прочих высоких материй.
Когда А.Лукашенко впервые шел на выборы, то надеялся, что за два президентских сроков главные задачи стабилизации, стоящие перед государством, будут решены. Что за это время будет восстановлено сознание людей, чтобы дальше делать расчетливый и хладнокровный выбор, что сформируется гражданское общество такого уровня ответственности, при котором люди смогут предвидеть последствия своего выбора. Для этого должно быть подготовлено достаточное количество образованных, крепких государственных людей, которые смогут заполнить все основные посты хозяйственной и политической элиты.
Но, как показала практика, выход из столь глубокого кризиса – дело целого поколения. И еще нельзя утверждать, что созданы все условия, гарантирующие продолжение проекта по стабилизации жизни в Беларуси и выходу из кризиса без революционных потрясений.
У руководителя, который переломил кризисную ситуацию, взял на себя ответственность за судьбу общества и государства, есть ресурс доверия. Это такой авторитет, такое «потаенное» воздействие на умы и сердца людей, которое невозможно передать преемнику. За тем, что говорит А.Лукашенко стоит авторитет тех дел, которые он совершил в самое трудное для страны время – и слова его приобретают глубокий смысл, скрытый от посторонних. Человеку, который пришел бы вместо А.Лукашенко, не обладая этим авторитетом, мог бы опереться только на явный смысл слов и чисел - на рациональные доводы. Для этого нужно определенное состояние общества – трезвый коллективный разум и холодный расчет. Это состояние еще не достигнуто. Все мы сильно ушиблены кризисом, эмоции застилают разум. В эти моменты устоявшийся авторитет Лукашенко не просто важен, а необходим для продолжения антикризисной программы – даже при том, что она пользуется поддержкой большинства. К тому же та часть белорусской политической и хозяйственной элиты, которая в свое время рассчитывала на приватизацию «как у Чубайса», никуда не делась. Эти люди просто скрипят зубами.
Тех, кто хочет, чтобы проект стабилизации в Белоруссии был прерван, очень немного. Оппозиция сильна только поддержкой Запада и влиятельных сил в России. Если рассуждать цинично, белорусы могли бы поддержать оппозицию только если бы та гарантировала, что Белоруссию «примут» в клуб западных стран. Но гарантий таких она дать не может. Оппозиция действует во вред подавляющему большинству белорусов, сама это понимает – и называет себя демократической. Да это просто свинство!
Хорошо, что белорусы сплотились настолько, что могут вести разговор с оппозицией спокойно. Нам у них надо многому учиться.