|
От
|
Сергей Вадов
|
|
К
|
Красный Перец
|
|
Дата
|
27.03.2006 04:07:22
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Обратимся к фактам.
Общая позиция ОБСЕ в результате наблюдения за выборами президента РФ 14.03.2004 весьма строга [1]:
"The election process overall did not adequately reflect principles necessary for a healthy democratic election process," said the head of the Election Observer Mission, Julian Peel Yates. The observers' report said that the election "reflected a lack of a democratic culture, accountability and responsibility" in Russia."
Некоторые документы ОБСЕ опубликованы на их сайте и по-русски, в частности, отчет наблюдателей [2]. Начал его читать и зачитываюсь - очень осторожно и вежливо, но твердо, приведены замеченные наблюдателями факты, а также рекомендации ОБСЕ. Во многом они перекликаются с Белорусскими. Некоторые цитаты ниже - полагаю, знакомому с советской действительностью читателю будет очевидно, какая конкретная реальность за этими вежливыми наблюдениями иностранных товарищей скрыта.
Сокращения: УИК = участковая избирательная комиссия, ТИК = территориальная избирательная комиссия (одна ТИК руководит несколько УИК).
"Наблюдатели негативно оценили общий процесс подсчета голосов в 24% участков, где осуществлялось наблюдение.
В значительном числе случаев наблюдаемых подсчетов не были соблюдены процедуры по обращению с бюллетенями, использованных в ходе досрочного голосования и на дому. В 38% случаев (досрочно проголосовавшие) и 23% случаев (голосование на дому), бюллетени не были пересчитаны без сортировки и/или удаления нестандартных бюллетеней. В 14% случаев (досрочно проголосовавшие) и 8% случаев (голосование на дому) количество бюллетеней превышало количество зарегистрированных избирателей.
На участке 0123 Таганской ТИК в Москве наблюдатели отметили явное злоупотребление дополнительными списками избирателей с целью подбрасывания дополнительных бюллетеней в урну для голосования. На участках 1256 и 1257 ТИК Выхино-Жулебино, Москва, было отмечено, что члены комиссии заполняли дополнительные бюллетени.
В четверти из 115 обследованных участков, где осущестлялось наблюдение за открытием, работники УИК не пересчитали и не записали общее количество неиспользованных открепительных талонов до открытия участка.
В ТИК в Хамовниках (г.Москва) три старших члена комиссии, назначенных администрацией, осуществляли свою деятельность отдельно от других членов этой ТИК, которых работники службы безопасности не допускали в рабочее помещение ТИК.
Наблюдались случаи внезапного увеличения [количества избирателей] - в Московской области количество избирателей возросло на 6% в течение месяца. Повсеместно отмечались нарушения принципа тайного голосования. На 22% участков отмечалось заполнение бюллетеней за пределами кабин для голосования.
Поступившие к наблюдателям ММНВ в Хабаровске за несколько дней до выборов заявления о том, что студентов могут заставить принять участие в голосовании, судя по всему, подтвердились в ходе наблюдения за процессом голосования на нескольких участках, включая участки 0158 и 1073 Краснофлоткой ТИК и участок 0190 Центральной ТИК, где проголосовавшим студентам ставилась печать в зачетку их ровесниками - членами молодежных организаций.
В Хабаровске на директора больницы, требующего предъявить открепительный талон у лиц, нуждающихся в медицинской помощи, было наложено дисциплинарное взыскание, а в Санкт-Петербурге у начальника ЖЭКа ЦИК России потребовал отозвать письмо, направленное старшим по подъездам в одном из районов города, где содержались требования к ним обеспечить 70% явку избирателей.
Казалось, что УИКи не считали результаты, полученные в ходе подсчета, окончательными. Протоколы заполнялись карандашом, а не ручкой, а цифры корректировались в случае их несоответствия. Также в УИКах протоколы заполнялись только после того, как звонили в ТИК, что создавало впечатление об имеющейся договоренности между ТИК и УИК в отношение зарегистрированных результатов.
Также было отмечено 2 случая (Новопеределкинская ТИК в Москве и Ленинская ТИК в Башкортостане), где имело место манипулирование системой ГАС "Выборы", когда данные сперва заносились в систему на отдельном компьютере, которая напоминала по виду ПО ГАС "Выборы", таким образом позволяя корректировать данные до их внесения в настоящую систему. Тем не менее ЦИК сообщила МНВ, что подобные наблюдаемые действия невозможны с технической точки зрения.
Беспокоит возможность УИКов и ТИКов исправлять "ошибки в сведении результатов голосования" в данных, полученных из УИК, возвращая протокол в УИК, поскольку представляется довольно сложным обеспечить присутствие членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, а также наблюдателей, в процессе переписывания протокола."
Также перекликается с Беларусью (из раздела о СМИ):
"В некоторых регионах явно препятствовали проведению агитации штабом Сергея Глазьева. Наиболее ярко это было выражено в Нижнем Новгороде, где произошло отключение электричество в помещении, где он собирался провести пресс-конференцию. В МНВ поступли сведения, что в Екатеринбурге местные СМИ не освещали визит Сергея Глазьева, якобы по настоянию местных органов власти. [...] Когда пресс-конференция, на которой присутствовали представители МНВ, все же состоялась 26 февраля в музее в г. Екатеринбурге, Сергей Глазьев сообщил, что утром местное отделение пожарной инспекции потребовало закрыть помещение с целью проведения проверки пожарной безопасности, о которой не было ничего известно заранее. Потом пресс-конференция была прервана нарядом милиции, якобы отреагировавшим на вызов, сообщавший о заложенной в здании бомбе. МНВ получила аналогичную информацию о противодействии освещению визита Глазьева в Новосибирск.
За 4 недели, предшествующие выборам, "ОРТ" отвел Путину в общей сложности более 4 часов эфирного времени в рамках политических репортажей и новостей избирательной компании. Следующий за ним по количеству отведенного времени кандидат Николай Харитонов получил всего 21 минуту эфирного времени в пиковые часы. "РТР" отвел более 2 часов новостных репортажей в пиковое время освещению действующего президента, в чрезвычайно положительной тональности; для сравнения, Сергей Глазьев получил лишь 7 минут освещения в основном нейтральной или негативной тональности."
Важным отличием России от Беларуси является размер. Сто с небольшим участков, которые могут закрыть наблюдатели ОБСЕ, составляют в России ничтожную долю от общего числа участков - и даже в присутствии наблюдателей товарищи не постеснялись делать все вышеописанное. А вот что происходило в тех регионах, куда иностранцы поехать побоялись.
"В некоторых субъектах федерации цифры явки и количество голосов, поданных за действующего президента, выглядели сомнительными и предполагали возможность манипуляции или подлога. К примеру, в двух республиках Северного Кавказа - Ингушении и Кабардино-Балкарии - явка составила 98.2% и 98% соответственно, в то время как количество голосов, поданных за Владимира Путина, составило 96.2% и 96.5%. Аналогичные, или даже более высокие цифры были отмечены по отдельным ТИКам в Татарстане, например, Атнинской (99.9% явка, 98.6% за Путина) и Нурлатской (99.7% явка, 99.7% за Путина)." (К документу имеется приложение, содержащее 188 примеров ТИК, где наблюдателей не было, и где явка равна или приближается к 100%, а процент проголосовавших за Путина немногим от явки отстает).
И в заключении 4 наивные выдержки из раздела "рекомендации":
"Все действия, осуществляемые с открепительными талонами комиссий субъектов РФ и ТИКов, должны быть открыты для общественности.
Необходимо ввести соответствующие положения, которые напрямую бы разрешали международным наблюдателям осуществлять наблюдение за работой избирательных комиссий в предвыборный период.
Количество бюллетеней для голосования на дому должно строго соответствовать количеству избирателей, запросивших данную услугу.
Нужно расследовать нарушения процедур и привлечь к ответственности нарушителей."
Начинается раздел "рекомендации" словами "Некоторые из нижеприведенных рекомендаций были сделаны по итогам выборов в Государственную Думу 2003 г. и вновь приводятся в данном документе, поскольку по ним не было принято каких-либо действий со стороны органов государственной власти Российской Федерации."
Вот уж точно - нам бы не ругаться на ОБСЕ, а почитать их доклад внимательно - ведь во многих вопросах явно дело говорят люди...
Сергей Вадов
[1] http://en.wikipedia.org/wiki/Russian_presidential_election%2C_2004
[2] http://www.osce.org/item/3256.html?lc=RU