|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
23.03.2006 23:55:40
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
(!!!!!!!!!!!) "Росбалт". Белорусский феномен, или Почему Белоруссия не Россия? (*+)
Россия, Санкт-Петербург
Документ: http://www.rosbalt.ru/2006/03/19/247400.html
Дата: 2006-03-19 20:09:00+03
Белорусский феномен, или Почему Белоруссия не Россия?
Сегодня и в ближайшие дни одной из главных тем в российских СМИ станут
результаты выборов президента Белоруссии. Нет сомнений в том, что на
третий срок будет избран действующий президент Александр Лукашенко. В
зависимости от степени лояльности к белорусскому <режиму> (как это ни
абсурдно, но именно так в большинстве российских СМИ принято называть
политическую систему этой самой дружественной и самой экономически
интегрированной с РФ страны), комментарии наблюдателей будут
представлять <весь спектр> мнений - от нескрываемой <зоологической>
неприязни до плохо скрываемой иронии.
К сожалению, в этом <многоголосье>, скорее всего, затеряются трезвые
голоса экспертов, которые поставили для себя целью изучение белорусского
феномена и пытаются объективно анализировать экономические и
политические процессы в соседней стране. В связи с этим следует обратить
внимание записных политологов на книгу Юрия Шевцова <Объединенная нация.
Феномен Беларуси>, вышедшую в прошлом году в московском издательстве
<Европа> и представляющую собой попытку именно такого анализа.
Шевцов привлек внимание автора этих строк всего одной фразой,
произнесенной на Круглом столе, который издательство <Европа> проводило
на Минской международной книжной ярмарке. Звучали его слова примерно
так: <Россия, конечно, не Большая Беларусь, но многие ошибки, которые вы
еще даже не совершили, мы пережили лет 5-10 назад>. Именно эта реплика,
а также неоднозначные впечатления от посещений Минска, заставили от
корки до корки прочесть книгу Шевцова, чтобы понять, что именно
вкладывал автор в эти слова.
------------------------------------------------------------------------
--------
Шевцов Юрий Вячеславович
Родился 29 июля 1966 г. в д. Рясна Каменецкого района Брестской области
БССР.
В 1988 г. окончил исторический факультет Белорусского государственного
университета.
В 1991-98 гг. работал в Вильнюсе научным сотрудником отдела теории и
истории культуры Института культуры и искусства АН Литвы.
С 1998 г. - директор Центра по проблемам европейской интеграции
Европейского гуманитарного университета. С того же года живет в Минске.
Издатель и редактор многих веб-проектов, автор сотен научных и
аналитических статей в изданиях Беларуси, России, Литвы, Польши, Франции
и других стран.
------------------------------------------------------------------------
--------
<Когда мы говорим о Беларуси, всегда произносим имя Александра
Лукашенко>. Так начинается книга. Но это - одно из немногих упоминаний
имени президента на ее страницах. Чуть позже автор скажет: <Если мы не
отвлечемся от обсуждения личности президента Республики Беларусь
Александра Лукашенко, раздражающей многих и почти во всех развитых
странах, то обсуждения Беларуси не получится>. И завершает свою мысль
следующими словами: <За много лет его лидерства о нем сказано так много,
что за этим словно исчезла страна>.
Президент Лукашенко, считает Шевцов, это производное белорусского
феномена, поэтому анализ феномена вполне может обойтись без слишком
пристального внимания к политику. Автор книги ставит совершенно иную
задачу - <понять причины устойчивости антикремлевской в своей основе и
антизападной по идеологии политики Беларуси>. Это, на его взгляд,
главная задача при анализе белорусского феномена.
Как и положено серьезному аналитическому исследованию такого рода, все
начинается с истории и с ответа на главный вопрос: а существуют ли
белорусы, как нация? Признаемся себе, что именно незнание сути этой
проблемы - одна из причин нашего ироничного отношения к Беларуси, как к
искусственно созданной советской республике, которая в результате
Беловежского соглашения впервые получила государственность. Да и
ироничное (в лучшем случае) отношение к Лукашенко как к председателю
советского колхоза, случайно, на демократической перестроечной волне,
прорвавшемуся во власть, по сути, ведь тоже проистекает из этого
исторического невежества.
Позволяют тешить наши великоросские амбиции и современные белорусские
реалии. Например, то, что в Беларуси русский язык уравнен в правах с
белорусским и существует стойкое отрицательное отношение к собственному
национализму. Как, правда, и к русскому, польскому, литовскому или
украинскому. Задумывались ли мы, почему это происходит? Можно не ходить
далеко за ответом, а просто вспомнить Великую Отечественную войну и те
страдания, которые выпали на долю советской Белоруссии.
Конечно же, не любой национализм способен вырасти в фашизм, но фашизм
всегда начинается с национализма. Давно обжегшись на молоке, белорусы
по-прежнему дуют на воду.
У свойственной этому народу толерантности есть и другие, более глубокие
исторические и даже конфессиональные корни. Народ, территория расселения
которого находилась, да и по-прежнему находится, на оси <Запад-Восток>,
традиционно <растворялся> в иных государственных образованиях, будь то
Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя или
Советский Союз. И поэтому сохранил наибольшую, по крайней мере, на
постсоветском пространстве, степень толерантности и уважения к другим
народам и вероисповеданиям.
А многим ли россиянам известно, например, что наибольшее количество
белорусских православных приходов находятся в Западной Белоруссии, а не,
что казалось бы более логичным, в Восточной? (При этом, правда,
напоминает Шевцов, стоит помнить, что до 1988 года 80% православных
церковных приходов СССР располагалось в Западной Украине и Западной
Белоруссии). И Западная Белоруссия избежала катастрофы конца 1980-х
годов, когда Русская Православная церковь потеряла большинство своих
приходов в Западной Украине.
Однако белорусская православная церковь, являющаяся экзархатом РПЦ,
строит сейчас свою деятельность, не рассчитывая на поддержку Московской
Патриархии. Россия почему-то (?) не может дать белорусским единоверцам
ни необходимых кадров, ни достаточного количества православной
литературы, ни денег, ни образованных клириков.
<Белорусским православным еще длительное время надо рассчитывать только
на свои силы, и никакое <единение> с Россией Белорусской православной
церкви не поможет>, - считает Шевцов. При этом он обращает внимание на
то, что подобное единение может сыграть и плохую службу, ибо способно
подтолкнуть <оппозиционно, европейски ориентированную часть населения
переходить в католицизм>.
А вот у католического костела в Белоруссии, напротив, тыл есть. Это
Польша, из которой в страну идут религиозная литература, образование,
деньги и кадры. В свою очередь, у белорусских протестантов есть свои
покровители - в странах Балтии.
Транзитное геополитическое положение Белоруссии обуславливает
<принципиально отличную от России культуру политического обустройства>.
<В этом регионе трудно создать сильную и устойчивую центральную
власть, - утверждает автор. - Этот регион - всегда зона обширного
транзита, который может быть успешным, только если будет политически
обеспечен согласием на него местного населения>. И продолжает:
<Естественное стабильное состояние политической системы для этого
пространства - рыхлая конфедерация, которая время от времени
сплачивалась для решения региональных задач... Местная политическая
традиция, которая в состоянии обеспечивать выживание на этой территории
и прогресс, - это культура унии, перманентной консолидации региона в
контексте более широких объединительных процессов>.
Белорусы, а если шире, то балто-славяне, всегда стремились объединиться
на определенных условиях с сохранением каждым субрегионом своих прав,
обязанностей и отличий. Политическая культура белорусов, по версии
Шевцова, - это, прежде всего, культура переговоров об очередной унии или
уточнении условий уже заключенной унии. Отсюда естественное непонимание
российскими интеллектуалами и политиками сути инициативы Белоруссии
относительно союза с Россией без вхождения в состав последней. Эта
инициатива просто не укладывается в традиционное для нас, россиян,
восприятие Москвы как <собирательницы земель> под единый скипетр. В то
же время, с точки зрения белорусской политической традиции, это вполне
естественно - объединение без растворения в единой стране.
Автор подробно останавливается на особенностях белорусской идентичности.
Все его выводы, даже тезисно, невозможно изложить в небольшой статье.
Акцентируем внимание на некоторых важных моментах. Почему
советско-белорусская идентичность в новой белорусской идентичности так и
не поменялась на европейско-белорусскую? Автор считает, что этого не
случилось, во многом, и потому, что <белорусская идентичность является
еще и чернобыльской, неведомой остальной Европе>, к которой Белоруссия,
по понятным причинам себя все же причисляет.
Чернобыль - отдельная тема для разговора. И чтобы понять представления
автора о том, как грандиозная катастрофа, произошедшая, между прочим, на
территории другого государства, изменила сознание целой нации, нужно
прочесть книгу целиком. А мы остановимся лишь на цифрах. Доля <пятен> с
фоном выше 5 кюри в Беларуси - 35% облученных земель, которые занимают
23% территории страны; облучено разными дозами радиации, по разным
данным, от 30 до 100% тогдашнего населения страны. Если быть более
точным, то собственно к чернобыльцам сейчас в Белоруссии можно отнести
от 3 до 4 миллионов человек, из них признано ликвидаторами около 110
тысяч.
22% продуктов, ныне потребляемых в Белоруссии, радиоактивны. Из 1,8 млн.
гектаров земель, подвергшихся заражению, выведено из сельхозоборота 264
тысячи гектаров. Это только малая толика информации, которая позволяет
сделать вывод о том, что <чернобыльский менталитет>, сформировавшейся в
белорусской нации, не миф, а трагическая реальность, в которой живет эта
страна.
Так называемая <белорусскость>, на взгляд Шевцова, - неверное слово,
которое только вводит в заблуждение, предполагая понимание
принадлежности Беларуси и белорусам чего-то самодостаточного, абсолютно
ценного. <Белорусскость> - это, скорее, технология жизни в данном
регионе, а нередко, как в случае с Чернобылем, - технология выживания.
<В этом смысле белорус - это <тутэйший>, белорусом можно быть, в общем,
только в регионе Беларуси>, - считает автор книги.
Чуть выше мы вспоминали другую катастрофу - войну и прививку от
национализма, которую получила Белоруссия в результате этой войны. По
словам Глеба Павловского, написавшего предисловие к книге Шевцова,
наиболее интересный тезис этого аналитического труда: белорусы - <народ
Катастрофы>. Нам трудно понять страну, прошлое которой - цепь катастроф
извне, причем ничем не заслуженных и не спровоцированных. Но каждая
такая чудовищная встряска давала свой позитивный импульс.
Не углубляясь далеко в историю (автор это делает более профессионально и
подробно), еще раз оттолкнемся от двух уже упомянутых катастрофических
вех - Великой Отечественной и Чернобыля. На этот раз в экономическом
контексте. Что, помимо горя, принесли они на белорусскую землю? Когда
после Победы к власти в республике пришли бывшие партизанские командиры,
они, несмотря на свою крестьянскую ментальность, добились заслуженного
признания у Москвы и того, чтобы Белоруссия получила наиболее комфортные
условия для своего промышленного развития. Чернобыльская же катастрофа,
осенив своим черным крылом эту страну и подтолкнув Советский Союз к
развалу, сделала выгодным транзит газа через Белоруссию, так как Европа
в ужасе отказывалась от АЭС. Ну, а последовавший за этим экономический
обвал в России (тоже ведь, кстати, укладывается в логику пришедших извне
катастроф) приучил российскую промышленность к белорусской переработке.
Труд Шевцова посвящен не только описанию ментальных особенностей
белорусского социума и состоит не из одних лишь философских оценок
экономических процессов. Есть там и подробная статистика, показывающая
реальный экономический прогресс Белоруссии. Экономическим вопросам
отданы целых две главы книги. Но сегодня не хотелось бы приводить цитаты
об экономических успехах, потому что эти успехи и впрямь налицо. Уж если
британская The Guardian пишет, что Лукашенко не только устраивает самих
белорусов, но во многом подвергается абсолютно необоснованной критике со
стороны ЕС и США, и в доказательство этого тезиса приводит сугубо
экономические аргументы, то к чему примеры из книги белорусского автора.
Его ведь проще простого упрекнуть в ангажированности.
Поэтому лучше напомнить несколько фраз из британской газеты. <Можете ли
вы представить, - пишет The Guardian, - чтобы европейский лидер, при
котором реальные доходы населения растут уже несколько лет подряд, и за
последний год выросли на 24%, потерпел поражение на выборах? При этом он
еще сократил НДС, укротил инфляцию, за семь лет вполовину сократил число
граждан, живущих в нищете, и избежал социальных взрывов с помощью самого
справедливого в регионе распределения доходов?>. По мнению газеты, если
в Белоруссии не происходит <этнических чисток, гражданской войны и
массовых арестов>, то избиратели будут <голосовать кошельком>, и это
принесет победу Лукашенко.
Автор статьи соглашается, что президента Белоруссии трудно назвать
либералом, однако критика Запада, считающего Лукашенко <диктатором и
тираном>, звучит огульно на фоне экономических успехов, которых удалось
добиться республике при нынешнем руководстве. <Запад утверждает, что его
финансовая поддержка оппозиции всего лишь способствует развитию
<демократии> и <европейских ценностей> в Белоруссии. В таком случае
необходимо добиться, чтобы те, кому они помогают, в том числе и пресса,
представляли ситуацию в стране честно и аккуратно, а не демонизировали
своих оппонентов>, - резюмирует британское издание.
Да ладно бы Запад! Россия, которая - вспомним! - Владимира Путина на
первый срок избирала в порыве ностальгии по советским временам и в
надежде заполучить эдакого российского Пиночета, поскорее прекратив
беспредел ельцинского времени, Россия, в которой примером экономического
роста и прогрессивного развития принято считать экономическую модель
Китая (страны, практикующей публичные расстрелы и управляемой
коммунистической партией), - по-прежнему с ухмылкой смотрит на
Белоруссию.
В принципе оно и понятно... Не российский народ не приемлет <режим>
Лукашенко, а российская компрадорская буржуазия, которая во многом
определяет слова и дела политического класса РФ, естественным образом
смыкается в неприятии экономической модели Белоруссии со своими
западными партнерами. Крепко стоящая на ногах Белоруссия не выгодна ни
Западу, ни российским олигархам.
Белоруссии в этом смысле опять повезло. Не было бы счастья, да несчастье
помогло. Обделенная полезными ископаемыми и прочими природными
ресурсами, страна не сформировала внутри себя буржуазию, подобную нашей,
создающую свой капитал на торговом посредничестве между государством и
западными потребителями природных ресурсов. И занялась восстановлением,
а впоследствии развитием реального сектора экономики, разумно посчитав,
что рано или поздно с транзитной трубы придется слезть. К тому времени,
когда это произойдет, весь мир, возможно, заговорит о белорусском
экономическом чуде, а пока... С победой вас, господин Лукашенко!
Игорь Шатров, ИА <Росбалт>, Москва
------------------------------------------------------------------------
--------
P.S. P.S. Из поездок в Белоруссию я привожу одни лишь подтверждения
выводам Юрия Шевцова. Общаться там мне приходится в основном с простыми
людьми, а не с сотрудниками администрации президента, поэтому в
объективности собственного анализа не сомневаюсь. Про чистые аккуратные
улицы, гладкие дороги и доводящее до бешенства соблюдение правил
дорожного движения, когда на узкой пустынной улице один пешеход стоит в
ожидании зеленого сигнала светофора, думаю, многие уже слышали.
Согласитесь, ведь это тоже говорит о многом.
Добавим других впечатлений - от общения с людьми. Если и слышал я
критику <режима>, то не от тех, от кого ожидал. Да, вроде бы не довольна
жизнью молодежь, ропщут многие активные люди среднего возраста. Бурчит
так называемая <интеллектуальная элита> - наше общее с Белоруссией
наследие <совка>, - часть общества, которая у нас отчасти смогла
обеспечить себе существование на западных грантах, а там эту <лавочку>
прикрыли. Кстати, в предвыборный период по разным каналам финансовые
ручейки с Запада все-таки дошли до Белоруссии, вот и бьется с Лукашенко
и друг с другом за эти деньги оппозиция.
Но разве у нас не так? Просто в России, кроме всего прочего, есть
возможность <половить рыбку в мутной воде> - это главное достижение
отечественного бюрократического капитализма. И многие представители
названных социальных групп этой возможностью с разной степенью
успешности пользуются. У кого-то получается, и мы о них знаем. О тех, у
кого не получается, принято молчать.
А как живут российские пенсионеры, бюджетники? Не мне об этом
рассказывать! Так вот белорусские пенсионеры и бюджетники - в
большинстве своем самый надежный электорат Батьки. И самый активно
голосующий. Так сколько, говорят, процентов будет у Лукашенко? 70-80?
Разве есть основания сомневаться, что это честно?
------------------------------------------------------------------------
--------
© 2000-2006 ИА <Росбалт>
При цитировании ссылка на ИА <Росбалт> обязательна.