Вы назали свой постинг "о рабстве и о компромиссе". Давайте о них и поговорим.
Вот Вы начали с того, что отметили:
>Постинги Игоря разбередили то, что уже начало забываться за давностью лет.
Это хорошо. На мой взгляд, самые низкие шансы найти компромисс имеются для равнодушных и неискренних людей. Судя по тому, что Вы сказали "разбередили" и некоторые свои мысли напечатали большими буквами, что является косвенным доказательством вашей искренности, потому что могут быть расценены как крик души, шанс найти общие точки еще есть. Давайте попробуем этот шанс не упустить.
Для начала, давайте уточним наши взгляды по Вашим тезисам.
>1. Вот читая СЦ СГКМ не оставляет ощущение, что я не жил в обществе, которое он описывает. И сейчас я вспомнил ( или заново ощутил) главное ощущение советского человека того времени – чувство не владельца страны, а раба бездушной государственной машины, которая в любой момент может указать тебе место у параши и которая заставляет тебя делать то, что ты не хочешь. Не оставляя тебе ни малейшей свободы, ни малейшего люфта. И это при том, что я и мои родители относились к преуспевающим и обеспеченным рабам – москвич, интеллигент, профессорский сын, высшее образование, занятие любимой наукой.
>Они тебе говорят – жри, что даем и ты должен это делать. Ты знаешь, что твоим дедам было за такой отказ. И вот появляются такие же новые, молодые, готовые сотворить с тобой и твоими детьми тоже самое.
Я с Вами согласен, что поздний СССР представлял собой совершенно обездушенный и обюрокраченный механизм. Но наряду с этим должен и отметить, что это был действующий, работающий механизм. Он самовоспроизводился. Медленно и где-то пресно. Но! Рождались и росли дети, среди них не было бездомных, их не убивали болезни, они не подвергались сексуальным домогательствам, они не знали про наркотики, они любили своих родителей, они имели мечту. Вдумайтесь, - что самое красивое, нежное и хрупкое в детстве? На мой взгляд, это мечта, это способность чувствовать себя распускающимся на заре цветком, это ощущение согревающих первых лучей солнца родительской любви, это захватывающий восторг от красоты и гармонии вокруг, от смелости детских фантазий. В СССР у детей было детство, было счастье. Сейчас же оно разбито вдребезги и дети об эти осколки режут вкровь свои незащищенные души, замерзая от холода и безразличия взрослых. Один этот факт, на мой взгляд, перевешивает все недостатки СССР.
Теперь пару мыслей вскользь о главном, на Ваш взгляд, чувстве советского человека – чувстве не владельца страны, а раба бездушной государственной машины.
Я хочу отметить, что рабом или свободным мы делаем себя сами. Я никогда не чувствовал себя рабом ни в СССР, ни в РФ. Мне не знакомо и непонятно это чувство. С определенными оговорками я готов согласиться с ощущениями советского человека типа "винтик" или "ирушка", но никак не раб. Раб - это скотина, которая не интересуется ничем, которая стоит на задворках и в свободное от работы время удовлетворяет свои первичные потребности. Раб - это совершенно безинициативная скотина, могущая выполнять только простейшие операции. Вопрос: как Вы могли в себе чувствовать раба и заниматься любимой наукой? Мне думается, что это невозможно по определению. Я думаю, что слово "раб" является штампом, который внедрен в сознание целого поколения, и никак не отражает имеющуюся действительность. Более того, я как раз убежден в обратном. Корову ведь не возмущает до глубины души, что она корова и предназначена только для мяса и молока? - нет, не возмущает, на удоях это не отражается. Раба не должно возмущать, что он рабом себя осознает. Но раз Вы с ненавистью вспоминаете свои жизненные ощущения советского времени, значит Вы себя чувствовали кем угодно, но только не рабом. Имхо, негодование застило Вашему поколению разум и ему незаметно внушили рабские ассоциации вместо разумной ответственности перед Системой.
Теперь пару фраз про чувства владельца. Что является основным критерием владельца, как такового? На мой взгляд, это право распоряжаться. Это право распоряжаться применительно к системе "человек - государство" в СССР было организовано в высшей степени. Единственно, надо указать, что это право распоряжаться собой. При наличии у себя определенной воли, я ее, при известном усердии и житейской смекалке, мог реализовать в государстве любое свое начинание по "уму и по сердцу". Я, как советский человек, имел право подумать о любой области и структуре государства! Вдумайтесь - если мне хотелось улучшить организацию труда в нефтяной промышленности, я миел этому возможности, если мне хотелось строить корабли, исследовать мировой океан, делать уникальные операции - мне государство давало эту возможность и еще платило за это! Что значит давало возможность? Это значит, что государство знакомило меня по моему выбору с любой актуальной проблемой того или иного направления, предоставляло мне производственные мощности, научно-методическое сопровождение - только твори! В СССР я был хозяин самого себя. Сейчас же я ощущаю себя не рабом, но человеком, у кого дети находятся в заложниках. Любая моя ошибка в жизни будет бить в первую очередь по ним. Я сейчас без права на ошибку. Я имею право выполнять лишь ту работу, которую мне поручают. Я не имею право лезть к начальству со своими предложениями, потому что это не моего ума дело, я не имею права глубже определенного уровня узнавать дело, которым я занимаюсь, ибо это подозрительно. Но самым значимым аргументом являются мотивы, которые способствовали тому, чтобы я чувствовал себя полным хозяином. Я мог раньше стимулировать себя тем, что те задумки, которые я имею, могут быть востребованы великим государством и для великого государства. Это вдохновляло и возвышало. Сейчас же мои задумки могут быть востребованы лишь дядей Васей, находящимся в офшоре и для самого дяди Васи. Это сильно подрезает и опустошает.
Поэтому, подводя итог по первому тезису, я хочу отметить, что СССР не давал возможность распоряжаться обществееным имуществом, но давал главную возможность чувствовать в себе хозяна своей жизни - право распоряжаться своей судьбой по собственному желанию. И еще одно, очень важное свойство СССР - в нем была организована система отбора кадров. Хорошо ли, плохо ли, но в СССР я при наличии желания и определенной житейской смекалке двигался наверх, причем поступая по совести, а сейчас "по совести" я обречен топтаться на месте.