"Кактус" сообщил/сообщила в новостях следующее:
news:192012@kmf...
>
> Мне кажется, есть разные уровни рациональности и связанные с этим разные
> основы морали. Рациональные основы христианской морали рассмотрены в книге
> Людвига Фейербаха <Сущность христианства>. Материалист Фейербах считал, что
> бог есть персонификация в сознании людей такого феномена как общественное
> сознание. Требования общества к индивиду выражаются как заповедь божья. Людям,
> руководствующимся рациональностью низшего (материально-бытового) уровня,
> положение рациональности высшего уровня - обязанность человека
> совершенствовать себя (приближаться к образу божьему) - приходится объяснять
> нерационально, через высшее существо, завет, страх вечных нравственных
> страданий после жизни. Совершенствование человеческого общежития как
> последовательное развитие способов доведения до индивида требований
> общественного сознания описал в своих книгах Джозеф Фрезер (<Золотая ветвь> и
> др.), как движение от магии к монотеизму с соответствующей сменой типов
> морали. (Кстати, хорошая иллюстрация диалектики).
извините, но это какая-то муть. Жаль, что сам не читал немца, потому не могу
оценить верность вашего пересказа.
> Коммунисты взывали к рациональности высшего порядка - прямо говорили о
> развитии не только человека, но и общества(!), как необходимом условии
> выживания человечества. Надо в этом направлении двигаться дальше, т.е.
> развивать рациональность в сознании людей не в смысле материально-бытовой
> рациональности (воспитания расчетливых эгоистов), а в смысле перехода к
> рациональности высшего порядка.
а определения этой хреновины - рациональности высшего порядка - не дадите?
а сейчас и ранее "рацио низшего порядка "было только причиной эгоизма и ни на
что более не было способно?
а "рацио среднего порядка" не бывает?
> При этом, бережно сохраняя все достижения русской культуры, которые донесло до
> нас православие. В этом плане интересен эксперимент по введению в школах
> некоторых регионов <основ православной культуры>. Если бы это были основы
> культуры - на здоровье. А получился подретушированный <закон божий>, т.е.
> государство сознательно внедряет внерациональную нравственность, демонстрируя
> свое отношение к народу как к неразумному дитяти, которое может прилично себя
> вести, только поклоняясь авторитету, лежащему вне рассудка. Это явный шаг
> назад.
а не подскажите, что такое рациональная нравственность? и с чем её едят?
> Марксизм предложил обществу нравственный идеал на рациональной основе
это какой такой идеал? в каком томе ППС?
> В СССР мы эту предпосылку, к сожалению, использовать не сумели. Надо еще раз
> попробовать.
"мы" это кто? почему не смогли? что помешало? почему вторая попытка будет
успешнее?
>извините, но это какая-то муть. Жаль, что сам не читал немца, потому не могу оценить верность вашего пересказа.
Да, попытка выразить смысл книги в одном предложении явно не удалась.
>а определения этой хреновины - рациональности высшего порядка - не дадите?
>а сейчас и ранее "рацио низшего порядка "было только причиной эгоизма и ни на
>что более не было способно?
>а "рацио среднего порядка" не бывает?
>а не подскажите, что такое рациональная нравственность? и с чем её едят?
Я ниже попытался ответить Игорю, если нетрудно, посмотрите там.
>> Марксизм предложил обществу нравственный идеал на рациональной основе
>это какой такой идеал? в каком томе ППС?
Речь Ленина на третьем съезде РКСМ: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Том и страницу, к сожалению, не помню.
>> В СССР мы эту предпосылку, к сожалению, использовать не сумели. Надо еще раз попробовать.
> "мы" это кто?
«Мы» – коммунисты, шире - советские люди.
> почему не смогли?
Потому что после смерти Сталина развивали материальное производство, не прилагая усилий к развитию людей и общества.
> что помешало?
Помешало отсутствие идеологии соответствующей условиям «реального социализма».
> почему вторая попытка будет успешнее?
Успех второй попытки никто гарантировать не может, но у нас богатый опыт ошибок. Мы не скованы господствующей идеологией. В целом, мы лучше понимаем общество, в котором живем, чем 20 лет назад.