>Вчера по каналу «Культура» показали фильм «Сестры Магдалины» ( http://tv.yandex.ru/broadcast.xml?id=6066762 ) про ирландских девушек, которых реакционное общество вначале насилует, а потом отправляет искупать грехи в приют, больше похожий на концлагерь. Что скажут здешние «ревнители сакрального»?
Хотя я уже пытался вставить 3 копейки,
но вот возникла совсем другая мысль по этому же поводу.
Наверное, если Михайлов А. предложил рассмотреть некоторую проблему, в качестве отправной точки выбрав фильм «Сестры Магдалины», то на языке кино и надо разговаривать.
1.
Да! это ужасно!
Хотя. Вполне допускаю, что человек, лишенный стереотипов современной культуры (например, какой-нибудь крестьянин из той самой эпохи) посмотрев этот фильм, скажет что-то вроде:
- Повезло девочке. Пристроили ее. Не бездомная. С голоду не умирает.
Я такое допускаю.
А вы?
2. Вспомним другой фильм: "Иди и смотри!!!".
Как теперь видится первый после просмотра второго?
Думаю что после такого подумаешь, что все-таки что-то сакральное быть должно. Хотя бы как защитный механизм от таких крайних злодеяний. Или может быть все дело в производственных отношениях?
Мне лично кажется что это более уместные гири для взвешивания данного вопроса.
Но если я с чем-то не согласен, то с чем же я соглашусь с автором?
Согласен, что необходимы интеллектуальные провокации.
Провокации - вообще, на мой взгляд, один из базовых элементов воспитания в нашей культуре.
Например, система оценок в школе - это типичная провакация - провокация детей к мобилизации чувства конкуренции. Другой пример, прививка от оспы - провокация организма к защитной реакции.
Провокация - неубийственное (почти безвредное) воздействия на систему с целью вызвать в ней защитные реакции и ее последующему укреплению.
Очевидно, что удар кувалной по голове нельзя назвать провокацией. Потому как это скорее разрушение системы.
Хотя и от прививки иногда умирает ослабленный организм.
Только вот мне кажется (поправте меня если я ошибаюсь), что в 19-20 веке искусство провокации отделилось от своей начальной цели - укрепления системы. Стало чем-то самоценным.
Это нас как-то обезоружило. Т.е., хотя целью провокации является защитная реакция, проявление такой реакции считается чем-то неуместным в интеллектуальной среде.
>1.
>Да! это ужасно!
>Хотя. Вполне допускаю, что человек, лишенный стереотипов современной культуры (например, какой-нибудь крестьянин из той самой эпохи) посмотрев этот фильм, скажет что-то вроде:
>- Повезло девочке. Пристроили ее. Не бездомная. С голоду не умирает.
>Я такое допускаю.
>А вы?
Так в том то и дело. Что потенциальная бездомность девочки была обусловлена низким развитием общества и мракобесностью это крестьянина и её родителей. И мечтания забитого крестьянина о корыте с хавкой для нас не предел устремлений, да и наши предки, в том числе и участвовавшие в революции крестьяне он не о корыте с хавкой мечтали, а о гораздо большим, например была сильна установка на получение образования..
>2. Вспомним другой фильм: "Иди и смотри!!!".
>Как теперь видится первый после просмотра второго?
>Думаю что после такого подумаешь, что все-таки что-то сакральное быть должно. Хотя бы как защитный механизм от таких крайних злодеяний. Или может быть все дело в производственных отношениях?
А где там сакральное с транценденцией? Там вроде никто не считает ангелов на конце иглы.
>Согласен, что необходимы интеллектуальные провокации.
«То что на ре убивает, делает на сильнее.» (Ф.Ницше )