От Сергей Вадов
К All
Дата 20.08.2006 01:21:54
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

С.Г.Кара-Мурза "Он - свой" (об Н.Н.Губенко)

С.Г.Кара-Мурза "Он свой", газета "Правда КПРФ" N088 от 17.08.2006, стр. 1-2

ОН - СВОЙ.

Сегодня Николаю Николаевичу Губенко исполняется 65 лет

Этот юбилей дает повод сказать несколько хороших слов. Давно хотелось сказать: очень это интересный человек. По своему опыту скажу, что нам очень полезно думать о Н. Н. Губенко - о том, что он говорит своим творчеством, поступками, жестами. Он говорит нам о нас самих, о тех, кто в нынешней нашей национальной катастрофе и расколе неосознанно собрался в подавляющее большинство, которое временно потерпело поражение, но не примирилось с тем, что оно считает подлостью и мерзостью. Речь, понятное дело, идет не о политике, хотя и политика в этом целом присутствует.

КОГДА Я, ЕЩЕ В МОЛОДОСТИ, видел на экране актера Н.Н.Губенко или тем более сделанные режиссером Н.Н. Губенко фильмы, меня радовало, что я как будто узнавал что-то новое о самом себе. Причем узнавал это новое со "своей" стороны, а не от врага, который сообщает мне это с издевательством, ненавистью или страхом. Такой правды "от врага" мы тоже много получаем, от других замечательных актеров и режиссеров, ее ценим и изучаем, но это другое дело. Да и баланс очень уж неравен, слишком много было неприязни в этом нашем вечном критическом реализме. Наверное, пропорция та же, в какой разделился цвет нашей художественной интеллигенции, - с обобранным большинством остались немногие, остальные потянулись к победителям, к заказам и премиям. Это простительно: художественная элита - создание нежное, ее надо беречь, мы же не можем ее сейчас прокормить. Пусть покормятся пока там. Но в критические моменты истории нам важно понять тех, кто остался с нами. Эти люди чувствуют Большое время. Н.Н. Губенко - один из таких людей.

Как они чувствуют, каким зрением глядят в будущее? Мне в 1993 году посчастливилось познакомиться с Н.Н.Губенко, беседовать с ним, видеть ход его мысли, вспышки чувств. Он - мастер. Как у любого настоящего мастера, в нем сочетаются неповторимым образом мысль, мера, чувство и воображение. Но меня при личном общении интересовала даже не эта необъяснимая способность мастера почувствовать материал и скупыми средствами превратить его в прекрасное изделие. Мне хотелось понять, почему образы, создаваемые Н.Н.Губенко, много лет посылали мне, кинозрителю, особые сигналы, которых не посылали шедевры других мастеров. Как это связано с его словами, поступками и даже политической позицией сегодня, в момент большого исторического испытания?

Подобные сигналы, без которых мы не смогли бы пережить это время, я, как и все мы, получаю непрерывно от людей, далеких от изощренных форм деятельности. То есть от людей, говорящих на языке простых земных понятий, далеких от лицедейства кино и театра. Как же Н.Н.Губенко, с юности погрузившийся в мир этого лицедейства, сохранил духовную связь с этими людьми, с их разумом и чувством? И, главное, не просто сохранил, тая в себе эту связь (как, наверное, делают многие наши деятели кино и театра), а нашел способ выразить этот разум и чувство в прекрасных художественных образах.

И ведь дело повернулось так, что эта сторона его мастерства оказалась вызовом, брошенным чуть ли не всему его профессиональному цеху. И никакая политическая корректность дела не исправит и этого вызова не скроет. Да и нормы этой корректности Н.Н.Губенко нарушил, вступив в Коммунистическую партию и пойдя на открытое столкновение с очень влиятельными силами в сфере культуры (например, в случае попытки незаконного вывоза в Германию картин, полученных Советским Союзом в возмещение потерь, нанесенных нам фашистскими грабителями). И тут, повторяю, дело не в политике, а в проблемах бытия, в столкновении вечных ценностей. Уж если такое столкновение разыгрывается на наших глазах, просто грех в него не всмотреться.

Выскажу я свои соображения, хотя это непросто. Боюсь, что сам Николай Николаевич со мной не согласится. Мы же себя видим иначе, чем те, кто глядит со стороны (как и слышим себя совсем иначе, чем окружающие).

Вот первое, что кажется мне замечательным явлением и внушает большие надежды. Н.Н.Губенко, рано войдя в круг элитарной художественной интеллигенции, сохранил и, я бы сказал, даже очистил свою связь с ядром русской культуры. Это значит, что он проникся теми представлениями о добре и зле, о справедливости и красоте, которые за многие века выкристаллизовались в нашем народе, в его надличностном разуме и духе. Н.Н.Губенко родился в начале Великой Отечественной войны, когда наш народ был советским народом, когда этот наш разум и дух были воплощены в формы советских понятий и советской эстетики. Но вечное содержание получило в этих формах, в главном, подходящее ему воплощение, потому советский народ и смог ответить на вызов середины XX века.

ТАК ВОТ, ДЛЯ МЕНЯ художественные образы Н.Н.Губенко (прежде всего в фильме "Подранки") есть самое верное выражение сути советского строя - как в его вечном содержании, так и в формах, заданных нам временем. Можно ли объяснить это "социальными" условиями, в которых складывался его характер, его биографией? Думаю, что только в малой степени. Не так уж сильно отличались биографии того поколения, а смотрите, какие разные у людей взгляды. Да и в самом фильме "Подранки" мы видим мальчиков со сходным детством, но таких разных. Скорее, дело в сочетании уникальных личных качеств каждого с уникальной комбинацией множества событий и социальных коллизий, которые лепят характер человека, а дальше уж дело мужества и умения - сохранить свои идеалы или поплыть по течению. Вдаваться в психологию не будем, а посмотрим, что же сохранил Н.Н.Губенко, даже вопреки очень сильному давлению социальных обстоятельств. Это уже дело ума, совести и воли, этому можно и надо учиться.

Прежде всего он сохранил верность самым простым, "азбучным" истинам, в которых и записаны первичные, элементарные представления о добре и зле, запрессованные в ядре нашей культуры. Это, казалось бы, простое дело в действительности не по зубам очень большой части высокообразованных людей. Ну просто беда! Они начинают считать эти истины примитивными, "традиционными", потом постепенно начинают презирать их как предрассудки или догмы и с энтузиазмом увлекаются мыслителями, которые виртуозно надстраивают над этими элементарными идеалами сложные конструкции. Ими и торгуют на гуманитарном рынке. Эти торжища мы повидали на интеллигентских кухнях начиная с 60-х годов.

Пока я не побывал на Западе в конце 80-х годов, я вообще думал, что эти изощренные гуманитарные мудрствования - удел только наших интеллигентов-западников (как писал об одном из них Пушкин, "ты нежно чуждые народы возлюбил, ты мудро свой возненавидел"). Оказалось, что неприязнь к простым, элементарным заповедям стала в элитарной среде чуть ли не правилом хорошего тона. Это признак общего кризиса культуры. На заре научной эры Бэкон писал об этом как о слабости нового, рационального сознания - оно, мол, легко подпадает под власть идолов ("идолов площади", "идолов театра" и "идолов рынка"). А недавно мне попалось стихотворение Киплинга, который тоже сокрушался по этому поводу. Люди склонны забывать "богов Азбучных истин" и молиться "богам Торжищ", а это ведет к большой беде. Хорошее стихотворение (жаль, не смог запомнить, а теперь никак не найду).

Так вот, Н.Н.Губенко проявил удивительную стойкость против этого соблазна. Я перебираю в уме имена многих наших умных и благородных интеллигентов, которые в этой нашей смуте оказались странным образом в стане совсем не благородного и очень не привлекательного, стяжательского меньшинства. Оказались не по злобе и не из корысти, нужда им никак не грозила. Почему же? Пошли за блуждающими огоньками, заблудились в трех соснах, были очарованы новыми идеологиями, которые яйца выеденного не стоят по сравнению с азбучными истинами, которые знает первый встречный на проселочной дороге уже за сто километров от Москвы..

Конечно, если бы прослойка нашей интеллигенции, которая устояла против волшебной дудочки "богов Торжищ", была более обширной, мы бы миновали исторический перекресток конца XX века, не сорвавшись в катастрофу. Ведь истины, на которых держалась наша культура и наша страна, требовалось представить в множестве контекстов, в большом разнообразии интеллектуальных формул и эстетических форм. Старые слова, идущие от крестьянского коммунизма раннего советского строя, от коллективной памяти о бедствиях и гордости от Победы, утратили свою силу в новых поколениях уже городского сытого общества. Арсенал образов и символов надо было обновлять, но сил для этого не было. Н.Н. Губенко - один из немногих больших художников, которые остались защищать "заставу Ильича", тогда охранявшую главные, сокровенные смыслы советской жизни.

Второе удивительное свойство Н.Н. Губенко - это то, что верность азбучным истинам не сузила его сознания до занудливого догматизма, как это часто бывает. "Не могу поступиться принципами!" - в этом многие ищут убежища от хаоса реальности. Это далеко не худшая позиция, но тупиковая. Ведь противоречия надо разрешать! И трудность в том, что в действительных противоречиях сталкиваются несовместимые азбучные истины. Надо и дело сделать, и принципами не поступиться. Очень многие таких положений избегают, а Н.Н. Губенко как будто нарочно в них лезет. И это - принцип высшего порядка, причем вечный. Недаром наш первый народный святой - Александр Невский. Для нас это умение и этот тип мужества - вопрос жизни и смерти.

Помните, в "Подранках" есть мальчик, который пытался подбросить взрывчатку пленным немцам и сам погиб. Его сознание сузилось на идее отомстить врагу, хоть и запоздало. А рядом его сверстник, автобиографический образ самого Н.Н. Губенко. Он, при всей мятежности и несгибаемости его детского характера, открыт и стихам, и красоте, и любви, и прощению. Разве без всего этого вылезешь из той передряги, в которую мы сейчас попали?! А ведь всему этому надо учиться. Именно учиться - зубрить, повторять, работать над ошибками. Мы ведь все это знали, да забыли, так смотреть надо на тех, кто не забыл. Учителей у нас сейчас нет, придется самоучками, помогая друг другу.

Мне кажется, что в этом своем свойстве разума, сочетающем ясность, гибкость и интуицию, - главное мастерство Н.Н. Губенко. Другие тоже прекрасно владеют материалом и инструментами, а этого нет. Но и за этим мастерством Н.Н. Губенко стоит нечто иного порядка, еще более редкое в среде корифеев нашей художественной интеллигенции. Об этом мало говорят, и этому не подобрано хороших понятий. Лев Толстой старался это определить, сравнивая Кутузова с Барклаем де Толли. Оба - талантливые, опытные полководцы, но в момент бедствия был нужен Кутузов, потому что он был свой. И это качество незаменимое, ценное и не столь уж часто встречающееся в "готовом виде". Это особый талант и особое умение. Потенциально своих - великое множество, а мастеров этого дела не так много. Раньше из поколения, родившегося в начале XX века, таких людей ценили, отыскивали и пестовали, их было много во всех местах, в этом и была сила советского строя периода расцвета. Потом их как-то стали задвигать, вытеснять, они почему-то стали неудобны новому начальству. Уже и о Барклае де Толли стало можно только мечтать.

Так вот, Н.Н. Губенко - для нас свой. Точного определения дать не смогу, не Лев Толстой. Есть признаки более или менее осязаемые. Один такой признак - глубокая любовь и даже нежность Н.Н. Губенко к нашему советскому честному человеку, особенно к труженику. И это именно не за какие-то достоинства или "полезность" (эффективность, конкурентоспособность и пр.) любовь, а любовь к своему, родному. Последние двадцать лет нас пытаются убедить, что такая любовь не нужна, что она только расслабляет человека, что это атавизм вроде патриотизма, который доступен даже кошке. Это все ерунда, философия низкого пошиба. Именно на такой любви мы протянули войну, вырастили миллионы сирот, создали лучшую в мире школу и подняли человека на вершины духовности.

Да, не удержались, отступили, но в главном устояли. И устояли во многом потому, что среди нас были и есть такие люди, как Николай Николаевич Губенко. И известные, как он, и рядом с нами. А сейчас подрастает поколение, в котором вновь пробудился жгучий интерес к тому мастерству разума и сердца, которым владеют эти люди.

Доброго вам здоровья и долгих лет жизни, дорогой Николай Николаевич!

От Мак
К Сергей Вадов (20.08.2006 01:21:54)
Дата 02.09.2006 16:56:29

Н.Н.Губенко о себе (СовРос)

ДИКТАТУРА СОВЕСТИ

Интервью с Николаем Губенко
ВОПРОС. Вам не пришлось узнать своих родителей, но вы наверняка вспоминаете их в день рождения с особым чувством. Что вы знаете об обстоятельствах их гибели?
ОТВЕТ. Я родился во время бомбежки в катакомбах г.Одессы в августе 1941 года. Мой отец добровольно ушел на фронт 23 июня 41-го. Он погиб в бою под Ворошиловградом (Луганском) в 1942 году бортмехаником тяжелого бомбардировщика. Ни он меня, ни я его не видел. Хотя, честно, лет до шестнадцати, пока был в специнтернате, я надеялся, верил, что он жив — плен, госпиталь, в конце концов лагерь... Каких только чудес после войны не случалось. Мать осталась с пятью детьми на руках, я младший. До войны она была главным конструктором одесского крекинг-завода, владела немецким языком, была кандидатом в члены ВКП(б). Немцы предложили ей сотрудничество, мать отказалась. Многие одесситы укрывали у себя евреев, мать тоже приютила соседей, за что и была арестована. Мне было одиннадцать месяцев, когда тело матери выдали дедушке, ее отцу, из немецко-румынской комендатуры со следами повешения на шее. Он рассказал мне это, когда мне было шестнадцать лет.
ВОПРОС. Чем для вас является пример родителей и вообще фронтового поколения? Какова роль современного искусства, в частности, кино в том, чтобы передать эту правду без искажений будущим поколениям?
ОТВЕТ. Из моих фильмов «Пришел солдат с фронта», «Подранки», «И жизнь, и слезы, и любовь...», «Запретная зона» очевидно глубокое уважение и благодарность старшему поколению, тем более глубокую, что таких, как я, были миллионы и нужно было иметь чересчур щедрую душу, чтобы наряду с личными несчастьями, тяжелым трудом по восстановлению разрушеной страны, взвалить на себя еще и заботу об осиротевших детях. Мы видим, как это не удается нынешним менеджерам страны даже в сравнительно мирных условиях. Сердечное знание и истинное понимание подвижничества старших поколений, которые делали все, чтобы нам жилось лучше, чем им, есть настоящая, чистая правда, которая еще до недавнего времени передавалась из поколения в поколение и лишь в последние годы попрана, загажена и предана новейшими идеологами. Но «...никаким развратом, никаким давлением и никаким унижением не исстребишь, не замертвишь и не искоренишь в сердце народа нашего жажду правды, — говорит Ф.М.Достоевский. — Он может страшно упасть; но в моменты самого полного своего безобразия он всегда будет помнить, что есть где-то правда и что эта правда выше всего».
Современное российское кино как часть идеологии (не будем обольщаться понятием «свобода творчества») отвернулось от настоящей правды. Человеческие отношения, жизнь — не в моде, хотя именно они и делали советское кино одним из лучших в мире, помогая скреплять людей емкостью мысли и глубиной чувств. С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, А.Довженко, С.Герасимов, А.Барнет, Г.Козинцев, С.Бондарчук, М.Калатозов, Л.Кулиджанов, Я.Сегель, Г.Чухрай, А.Тарковский... уже не скажут, «честь воздав сполна, дивясь ушедшей были: «Какие были времена?! Какие люди были?!» Наши киногерои променяли российское подданство на американское, приняв их невежественную, отвратительную, порочную, насильственную цивилизацию диктатуры денег за эталон. Эту-то цивилизацию нам и хотят привить вместо диктатуры совести. К несчастью, уничтожение Советского Союза не стало для интеллигенции поводом для солидарности со своим народом. В этом начало всех зол: в предательстве идеалов социальной справедливости, в подавлении в себе независимости в масштабе нации, в восторге от собственного унижения и неуважения, которое доминирует в нынешней идеологии, в том числе и в нашем кино. Было бы это самоосуждение, самобичевание Гоголя, Герцена, Щедрина, Достоевского — тогда понятно: там боль, созидание. Но здесь откровенное презрение к собственному народу, очевидная наклонность видеть в нем только худшее, враждебность, закрепляемая законодательно (чего стоит только одна реформа ЖКХ или закон о монетизации льгот), при лицемерно провозглашенных конституцией правах и свободах, равноправии, уважении предков, справедливости, стремлении обеспечить благополучие и процветание России. Всякий факт нашей недавней советской истории им претит, хотя, напомню, чего стоит одна только победа СССР над неграмотностью. Те, кто хочет помнить, помнят. Недавно по первой программе в прайм-тайм показали американский фильм «Военный ныряльщик» о мужественном водолазе, которому ампутировали ногу, о том, как ценой неимоверных усилий он вернулся в строй. Хороший фильм. А про Маресьева в «Повести о настоящем человеке» с Кадочниковым в главной роли не забыли? Или теперь нашими эталонами будут только американцы? Судя по общественным опросам, большинство молодых американцев считает, что США во Второй мировой войне воевали против фашистской Германии и тоталитарного СССР. (Результат пропаганды вперемешку с неграмотностью. Ведь не случайно президент Клинтон, баллотируясь на очередной срок, провозгласил одной из главных задач борьбу с неграмотностью в США.) И победили-таки! Но главное — с каким результатом: у них пятьсот тысяч погибших, вечная им память, а у нас всего каких-то двадцать семь миллионов. Двадцать семь миллионов! Так какой ценой и кому далась та победа и кто же все-таки победил фашизм? Да, победила идея объединения человечества в борьбе со злом, но решающий вклад в эту победу сделал Советский Союз, и это тоже чистая правда!
Но пока наши идеологи будут предавать забвению все лучшее, что было в советской цивилизации; пока олигархи с дамами в шляпках будут на скачках распивать вино по тысяче евро за бутылку; пока нищий народ будут спаивать и кормить на убой поддельными лекарствами, а он будет молчать в тряпочку в ожидании очередной милостыни верхов; пока идеологи будут обвинять большевиков в том, что те продавали художественные ценности из Эрмитажа (кстати, спасая народ от голода), а нынешние «хранители» будут воровать и безнаказанно сбывать ценности за рубеж; пока школьники будут изучать историю России по учебникам Сороса — современные кинематографисты могут хорошо заработать, создавая высокохудожественный образ родины — предательницы своего народа, пьяницы, бомжихи, воровки, загульной уродины, которую не жаль будет в конце концов прикончить, расчленить и закопать на кладбище мировых цивилизаций. Тем более что, судя по Югославии и Ираку, мировая общественность не станет возражать. Такое впечатление, что нас ничему не учит собственный исторический опыт. Хотя, как говорил Бернард Шоу, мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к приобретению опыта.
ВОПРОС. Вам не кажется, что сложности во взаимоотношениях с руководством КПРФ, конфликт со Швыдким, да и вообще со всей рыночной системой, делает вас чужим как среди своих, так и среди чужих?
ОТВЕТ. Это штука тонкая. Кроме «свой» и «чужой», есть другие понятия. Например, самостоятельный, инакомыслящий. Пропаганда времен «холодной войны» наградила это понятие ореолом противоборства с несправедливостью. На самом деле каждый человек — инакомыслящий: ни один не думает так, как другой. Но человеку искусства нельзя замыкаться в себе, надо жить общей жизнью со своим народом, не притворяться, а быть для него своим. Простите за пафос. Мне не безразлично, кому я свой, а кому чужой. Я определился с выбором: я хочу быть своим для моего народа, которому сегодня плохо, каковы бы ни были его нынешние слабости, безграничное повиновение, апатия. Хочу в меру моих сил служить ему, а значит, как художник не лгать, служить правде. Если я сделаю что-то, от чего ему станет легче, я буду рад. Я не хочу, чтобы люди думали, что вся интеллигенция смирилась с происходящим. На рынке можно купить все, даже людей, но не всех. И интеллигенция не должна пировать во время чумы. Она должна быть с теми, кого обманули и кому плохо, то есть с народом. Таково, на мой взгляд, должно быть ее добровольное послушание — помочь народу встать с колен.
К вопросу о КПРФ. Никаких сложностей во взаимоотношениях с руководством КПРФ у меня не было и нет, была своя позиция, которая отличалась от мнения руководства. Повторюсь, к какой бы партии люди ни принадлежали, все они очень разные. Меня исключили из партии вместе с такими достойными людьми, как Селезнев и Горячева. Мне жаль, что сегодня они вне партии. Мы много говорим о плюрализме, но так и не научимся слушать друг друга. Первичная организация предложила мне вновь стать членом КПРФ, я принял это предложение. Даже если бы этого не случилось, по-человечески я оставался бы на стороне коммунистов. Разве убеждения человека зависят от партийного членства? Это же несерьезно.
Что касается Швыдкого, мне претит его позиция по перемещенным культурным ценностям. Россия никому и ничего не должна после той кровопролитной войны. И никто меня в этом не переубедит. Я же буду стараться делать все, чтобы эти ценности как весьма символическая компенсация за понесенные нами потери продолжали оставаться российской собственностью.
ВОПРОС. Плюрализм особенно присущ людям творческим. Почему вы последние годы отдаете предпочтение театру, а не кино? Какие идеи объединяют коллектив вашего театра «Содружество актеров Таганки»?
ОТВЕТ. Я снял шесть фильмов, из них пять — по своим сценариям. У меня давно готов сценарий о судьбе Василия Шукшина, который в свое время был одобрен такими мастерами, как Хейфиц, Райзман, Габрилович, почти готов сценарий трагикомедии о своем хождении во власть. Кстати, надо отдать должное Швыдкому: при всякой встрече он уговаривает меня вернуться в кино, но я занимаюсь театром. Там сто пятьдесят живых, конкретных людей, они талантливы. Что нас защитит?! Правильно: только профессия, работа. Театр четырнадцатый год трудится в режиме самовыживания, без копейки государственного финансирования. В отличие от других московских театров, мы в полной мере испытали на себе, как вы говорите, рыночную систему: потечет крыша — надо залатать, лопнут трубы — надо заварить, у кого-то умер близкий человек — надо достойно похоронить, у кого-то родился ребенок — надо помочь, не хватает денег на пожарную сигнализацию, на зарплату — надо найти. К слову, за четырнадцать лет театр лишь один раз, и то только на пару дней, задержал зарплату. Подчеркну без обиды: нам никто не помогает, мы существуем на то, что зарабатываем. Надеюсь, я в какой-то степени на деле способствую выживанию театра. Нам придает силы наш зритель. Когда на «Афгане», «Высоцком», «Чайке», «Дне Победы» уже в течение многих лет собираются аншлаги, это, признаться, бодрит.
Сейчас внутри театра подрастает молодая режиссура. В работе одновременно находятся четыре спектакля, очень разные, от классики до современной пьесы Надежды Птушкиной, которую ставлю я. Коллектив объединяет трудный поиск пути к своему зрителю, который, слава Богу, очень требователен. Работа, что еще лучше может объединять?
ВОПРОС. Как вам удается совмещать творчество и политику?
ОТВЕТ. Бисмарк говорил: «Я бы не хотел знать двух вещей: из чего делается колбаса и как делается политика». Колбасу я не ем, но политика сегодня доминирует на всех пространствах — от космоса до души. И никуда от нее не денешься.
ВОПРОС. Мы вам желаем крепкого здоровья, большой творческой энергии, новых работ в кинематографе, где сегодня так не хватает режиссеров с честной принципиальной позицией. А что бы вы сами себе пожелали в этот юбилей?
ОТВЕТ. Я желаю себе одного: почаще быть с моей родной и любимой женой, которая во всем разделяет мои взгляды. Нам есть о чем вместе подумать, поговорить, помолчать. Мы оба убеждены, что, несмотря на прочно укоренившееся заблуждение, что все уже потеряно, оно в корне неверно. Смириться с положением вещей — значит не видеть, «как подымается и растет на свет новая Россия, крепко подкованная на трудный путь, закаленная в нужде, тесно связанная жизнью с народом». Мы убеждены в простой, одной единственной истине, которой достаточно, чтобы жить без пессимизма. Мы верим, мы обязаны верить, что гений нашего народа, его ум, его история с падениями и взлетами, жестокостью и милосердием, созерцательностью и активным действием, его здравый смысл и суровая природа, его легенды, мифы и сказки, его талант, подаривший миру великую литературу с ее прозрениями, искусство с его духовностью, наконец, его терпение, мужество и жертвенность, позволившие выстоять и победить в жесточайшей из войн, выведут Россию на широкую, ясную стратегическую дорогу созидания, сохранив ее в чистоте и неповторимости.

ОТ РЕДАКЦИИ. Сегодня, 17 августа, Н.Н. Губенко исполняется 65 лет. Мы сердечно поздравляем нашего товарища, неутомимого бойца, замечательного Мастера театра и кино. Желаем ему крепкого здоровья и новых успехов на творческом и политическом поприще служения народу.

Вопросы задавал
С. ТУРЧЕНКО.
"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 95 (12868), четверг, 17 августа 2006 г.

От Chingis
К Сергей Вадов (20.08.2006 01:21:54)
Дата 23.08.2006 13:50:14

Губенко-молодец!

один из немногих, кто не стал толкаться у демократических сосцов. Честный, принципиальный человек.

От Ilia72
К Chingis (23.08.2006 13:50:14)
Дата 24.08.2006 15:15:22

Re: Губенко-молодец!

>один из немногих, кто не стал толкаться у демократических сосцов. Честный, принципиальный человек.

Молодец то он молодец, но позиция "против" шатка. Без четкой позиции "ЗА" - не представляется возможным ничего менять.

От chvvl
К Сергей Вадов (20.08.2006 01:21:54)
Дата 21.08.2006 11:02:26

Цели и средства

Любой человек оказывающий во власти становиться заложником принципа "Цель оправдывает средства" (стремление сохранить власть и её возможности для выполнеия задач). Беда лишь в том, что это затягивает и чем чаще принцип используется, тем его оковы становяться прочнее. Губенко, по моему мнению, сохранил в себе некое зерно, хотя возможно здесь помогло и то что он был отстранён от власти. Мне очень интересно, что он сам думает о статье "Он-свой", но думаю он будет согласен с Кара-Мурзой, в большинстве оценок.

По этим же причинам, у меня осталось некая доля уважения и к Г., и возможно останется к ВВП, если он уйдёт по человечески, как и должен.

От pikolejka
К chvvl (21.08.2006 11:02:26)
Дата 22.08.2006 21:34:10

Re: Цели и...

>Любой человек оказывающий во власти становиться заложником принципа "Цель оправдывает средства" (стремление сохранить власть и её возможности для выполнеия задач). Беда лишь в том, что это затягивает и чем чаще принцип используется, тем его оковы становяться прочнее. Губенко, по моему мнению, сохранил в себе некое зерно, хотя возможно здесь помогло и то что он был отстранён от власти. Мне очень интересно, что он сам думает о статье "Он-свой", но думаю он будет согласен с Кара-Мурзой, в большинстве оценок.

>По этим же причинам, у меня осталось некая доля уважения и к Г., и возможно останется к ВВП, если он уйдёт по человечески, как и должен.

Может и к Чубайсу у Вас дань уважения? Ведь и он ушёл "по-человечески" (с поста приватизатора), как Путин? И к Ельцину, Черномырдину, Грачёву, Шапошикову, Горбачёву, Хрущёву, Маленкову, Крючкову, Брынцалову, Ходорковскому, Березовскому, и т.д.? Так чего же мы плачем об СССР, если "по-человечечски" любим, уважаем и жалеем тех, если кто активно участвовал в процессе развала СССР и крахе социализма, а затем (неважно случайно или намеренно) завёл страну и оппозицию в такую ж..., извините, куда даже Сусанин поляков близко не водил?

От chvvl
К pikolejka (22.08.2006 21:34:10)
Дата 23.08.2006 13:43:03

Я сказал только то, что написано

И.Л.П хорошо ответил. Далее Ваше дело воспринимать мои слова в соотвествии со своими разумениями

От pikolejka
К chvvl (23.08.2006 13:43:03)
Дата 24.08.2006 01:40:47

Я сказал только то, что написано - и пропади всё пропадом? Жаль.

>И.Л.П хорошо ответил. Далее Ваше дело воспринимать мои слова в соотвествии со своими разумениями

Неумение, неспособность, а, главное, нежелание ставить и решать принципиальные вопросы (почему - другой вопрос) явилось, по-моему, коренной причиной бессилия перед манипуляцией сознанием, буржуйской идеологией, и это бессилие сыграло решающую роль в крахе советского строя и советского сознания у подавляющей части народа.

От chvvl
К pikolejka (24.08.2006 01:40:47)
Дата 28.08.2006 14:53:08

А если подумать?

>>И.Л.П хорошо ответил. Далее Ваше дело воспринимать мои слова в соотвествии со своими разумениями
>
>Неумение, неспособность, а, главное, нежелание ставить и решать принципиальные вопросы (почему - другой вопрос) явилось, по-моему, коренной причиной бессилия перед манипуляцией сознанием, буржуйской идеологией, и это бессилие сыграло решающую роль в крахе советского строя и советского сознания у подавляющей части народа.

Мне кажеться Вы знаете ответ на свои вопросы не хуже меня. Но хорошо попробую частично ответить.
В каждом человеке сидит стремление к самоуважению за свои дела. Мало того каждый ищет оправдания своим поступкам, как может. Если Вы поймёте чем живёт человек, то либо Вы поймёте его поступки, а то и примите их и для себя как руководство к действию. Либо Вы найдёте тот рычаг который позволит повернуть сознание другого человека. Манипуляция? Наверное да, в той мере насколько мы манипулируем людьми в тех же спорах подбирая доводы для убеждения человека. Обратите также внимание как Вы не хотите искать ответы самостоятельно, в казалось бы в достаточно простой ситуации, а просите Вам дать объяснение. Я бы понял эти вопросы для тех кому ещё мало лет, но судя по Вашей аргументации Вы далеко не 20 летний юноша. Также хочу Вам заметить, что только самостоятельные размышления способны более и менее исключить возможность манипулирования. Но Вы хотите что бы Вами манипулировали? Или вы делаете вид что хотите понять?

От И.Л.П.
К pikolejka (22.08.2006 21:34:10)
Дата 23.08.2006 11:34:27

Re: Слишком хаотичный у Вас набор фамилий, уводит от сути

>Может и к Чубайсу у Вас дань уважения? Ведь и он ушёл "по-человечески" (с поста приватизатора), как Путин?

Чубайс пока на посту - и как глава РАО ЕЭС (ныне "реформируемого"), и как идеолог "реформ".

>И к Ельцину, Черномырдину, Грачёву, Шапошикову, Горбачёву, Хрущёву, Маленкову, Крючкову, Брынцалову, Ходорковскому, Березовскому, и т.д.? Так чего же мы плачем об СССР, если "по-человечечски" любим, уважаем и жалеем тех, если кто активно участвовал в процессе развала СССР и крахе социализма,

Ходорковский, Березовский и Брынцалов как личности никак не влияли на крах СССР и социализма. Они "поднялись" на этом крахе, но никак не были его виновниками (разве что как представители некоторой недовольной части советского общества, да и то не факт - были и более недовольные, например, часть интеллигенции, ныне обнищавшей). Хрущев и Маленков - сталинские кадры. Других не оказалось. Почему Вы тогда Сталина здесь не упоминаете? Да и крах случился не при них. Ельцин, Горбачев, Черномырдин, Крючков - да, но нельзя все сводить к личностям. Ельцин оказался востребован обществом - вот в чем крах-то настоящий. В головах этот крах состоялся. И там же нужно бороться с его последствиями.

>а затем (неважно случайно или намеренно) завёл страну и оппозицию в такую ж..., извините, куда даже Сусанин поляков близко не водил?

Так страну или оппозицию? И кого из них вели Ходорковский, Маленков и Крючков?

От Администрация (И.Т.)
К Сергей Вадов (20.08.2006 01:21:54)
Дата 20.08.2006 03:14:32

Перенесено в корень модератором (вне лимита) (-)


От Сергей Вадов
К Сергей Вадов (20.08.2006 01:21:54)
Дата 20.08.2006 01:44:39

Стихотворение Киплинга, о котором (предположительно) идет речь.

> На заре научной эры Бэкон писал об этом как о слабости нового, рационального сознания - оно, мол, легко подпадает под власть идолов ("идолов площади", "идолов театра" и "идолов рынка"). А недавно мне попалось стихотворение Киплинга, который тоже сокрушался по этому поводу. Хорошее стихотворение (жаль, не смог запомнить, а теперь никак не найду).

Стихотворение Киплинга, о котором (предположительно) идет речь:

Оригинал (The Gods of the Copybook Headings, октябрь 1919):
http://www.kipling.org.uk/poems_copybook.htm
Перевод И. Грингольца и Т. Грингольц (Боги Азбучных Истин): http://lib.druzya.org/poesia/europa/england/.view-kipling.txt.29.html



От Сергей Вадов
К Сергей Вадов (20.08.2006 01:44:39)
Дата 20.08.2006 12:14:39

5 переводов "The Gods of the Copybook Headings" Киплинга

Оказывается, стихотворение Киплинга "The Gods of the Copybook Headings" затронуло душу многих - за ночь друзья прислали аж 5 переводов.

Оригинал (The Gods of the Copybook Headings, октябрь 1919):
http://www.kipling.org.uk/poems_copybook.htm

Перевод 1 (И. Грингольц, Т. Грингольц)
Боги Азбучных Истин

Проходя сквозь века и страны в обличье всех рас земных,
Я сжился с Богами Торжищ и чтил по-своему их.
Я видел их Мощь и их Немощь, я дань им платил сполна.
Но Боги Азбучных Истин - вот Боги на все времена!

Еще на деревьях отчих от Них усвоил народ:
Вода - непременно мочит, Огонь - непременно жжет.
Но нашли мы подход бескрылым: где Дух, Идеал, Порыв?
И оставили их Гориллам, на Стезю Прогресса вступив.

С Ветром Времени мы летели. Они не спешили ничуть.
Не мчались, как Боги Торжищ, куда бы ни стало дуть.
Но Слово к нам нисходило, чуть только мы воспарим,
И племя ждала могила, и рушился гордый Рим.

Они были глухи к Надеждам, которыми жив Человек:
Молочные реки - где ж там! Нет и Медом текущих рек!
И ложь, что Мечты - это Крылья, и ложь, что Хотеть значит Мочь,
А Боги Торжищ твердили, что все так и есть, точь-в-точь.

Когда затевался Кембрий, возвестили нам Вечный мир:
Бросайте наземь оружье, сзывайте чужих на пир!
И продали нас, безоружных, в рабство, врагу под ярем,
А Боги Азбучных Истин сказали: "Верь, да не всем!"

Под клики "Равенство дамам!" жизнь в цвету нам сулил Девон,
И ближних мы возлюбили, но пуще всего - их жен.
И мужи о чести забыли, и жены детей не ждут,
А Боги Азбучных Истин сказали: "Гибель за блуд!"

Ну а в смутное время Карбона обещали нам горы добра:
Нищий Павел, соединяйся и раздень богатея Петра!
Деньжищ у каждого - прорва, а товара нету нигде.
И Боги Азбучных Истин сказали: "Твой Хлеб - в Труде!"

И тут Боги Торжищ качнулись, льстивый хор их жрецов притих,
Даже нищие духом очнулись и дошло наконец до них:
Не все, что Блестит, то Золото, Дважды два - не три и не пять,
И Боги Азбучных Истин вернулись учить нас опять.

Так было, так есть и так будет, пока Человек не исчез.
Всего четыре Закона принес нам с собой Прогресс:
Пес придет на свою Блевотину, Свинья свою Лужу найдет,
И Дурак, набив себе шишку, снова об пол Лоб расшибет,

А когда, довершая дело, Новый мир пожалует к нам,
Чтоб воздать нам по нуждам нашим, никому не воздав по грехам,-
Как Воде суждено мочить нас, как Огню положено жечь,
Боги Азбучных Истин нагрянут, подъявши меч!


Перевод 2 (Рахиль Торпусман)
БОГИ ИЗ ПРОПИСЕЙ

Во всех своих прошлых жизнях, в течение сотен веков
Я пялился восхищенно на Ярмарочных Богов.
Я видел расцвет их славы и видел бесславный их крах…
И только Боги из Прописей живы во всех веках.

Когда мы жили на ветках, они пришли нас учить,
Что Огонь не жечь не может, и не может Вода не мочить.
Это было банально и скучно – а где же мечта и полёт?
Пусть Обезьян поучают – а Люди пойдут вперёд!

И вот по пути Прогресса мы радостно понеслись,
А Боги из Прописей молча своим путем поплелись.
Но они нам мешали всё время, нанося за ударом удар:
То потоп заливал всё племя, то в Риме случался пожар.

Своим неверием в лучшее они нам были смешны:
Они утверждали, будто допрыгнуть нельзя до Луны;
Будто «хочешь» не значит «получишь»; будто крыльев нет у Свиней…
О, Ярмарочные Боги нам были намного милей!

Это они в Кембрийский век обещали нам благодать:
Всем сразу разоружиться и больше не воевать!
Но когда мы разоружились, нас связали без всякой войны…
И молвили Боги из Прописей: «Много козней у Сатаны».

В Протофеминистский период сулили расцвет иной:
Мы начали любить ближнего вместе с его женой.
Но женщины стали бездетны, а мужчинам обрыдло жить…
И молвили Боги из Прописей: «За грехи придется платить».

В Карбоноугольную эру рай земной был обещан нам:
Все отнять у богатого Павла и раздать беднякам-Петрам!
И денег стало навалом – да только пропала еда…
И молвили Боги из Прописей: «Не выживешь без труда».

И качнулись яркие троны наших Ярмарочных Богов,
И пророки их приумолкли, и дошло и до скудных умов,
Что дважды два – четыре и не все то бог, что блестит:
Наконец-то Богам из Прописей доступ к нашим сердцам открыт.

А потом опять повторится все как было. Во все века
Лишь четыре вещи на свете известны наверняка:
«Пес вернется к своей блевотине»; и Свинья найдет себе грязь;
И Дурак на забытые грабли наступит в тысячный раз;

И когда наконец настанет Восхитительный Новый Мир,
Где каждый живет как хочет, и повсюду Бесплатный Сыр,
То, столь же неумолимо, как Закон Воды и Огня,
Вернутся Боги из Прописей, а с ними Террор и Резня!


Перевод 3 (Михаил Гаспаров)
АЗБУЧНЫЕ БОГИ

Я прошел перевоплощения в сотнях сотен веков,
Я смотрел сквозь почтительные пальцы на всех Площадных богов,
И я видел их в мощи и силе, и я видел их падающими в прах,
И только Азбучные боги устояли во всех веках.

Мы встретились с ними в пещерах. Они нам сказали: «Вот:
Вода непременно мочит, а огонь непременно жжет»!
Это было пошло и плоско – какой нам в том интерес?
Мы оставили их обезьянам и отправились делать прогресс.

Мы шли по веленьям Духа, а они – по своей тропе.
Мы молились звездам, законам, познаниям и т.п.
А они нам путали карты, их нрав был непримирим:
То ледник вымораживал расу, то вандалы рушили Рим.

Все идеи нашего мира отвергались ими сполна:
И Луну, мол, не делают в Гамбурге, и она, мол, не из чугуна,
И страсти наши – не кони, и крыльев нет на ослах;
А Площадные боги обещали нам кучу благ.

При Кембрийском Законодательстве нам сулили мир и покой:
Возвестив: сложите оружие, и конец вражде племенной!
А когда мы сложили оружие, нас схватили и продали в рабы;
И Азбучные боги сказали: «Всяк – виновник своей судьбы».

При Пермском матриархате нам все чувства раскрылись вполне,
Начиная любовью к ближнему и кончая – к его жене.
И женщины стали бесплодны, а мужчины стали плохи, –
И Азбучные боги сказали: «Каждый платится за грехи».

В эру Юрского изобилия указали нам путь добра:
Обобрав единоличного Павла, оделить коллективного Петра.
И денег было по горло, только нечем набить живот,
И Азбучные боги сказали: «Кто не трудится, тот умрет».

И дрогнули Площадные боги, и иссякли потоки слов,
И снова зашевелилось в глубине смиренных умов,
Что впрямь «дважды два – четыре», что «не все то золото, что блестит».
И Азбучные боги нам поставили это на вид.

Что было, то и будет: к чему далеко идти?
Есть только четыре истины на всем человечьем пути:
Пес вернется к своей блевотине, и свинья на свой навоз,
И дурак снова сунется в пламя, хоть сто раз обожги себе нос.

И в-четвертых: когда в грядущем станет мир, как хрустальный дом,
С платой нам – за то, что живем мы, а не с нас – что злобно живем, –
То, как вода нас мочит и как огонь нас жжет,
Так Азбучные боги к нам придут и сведут расчет!


Перевод 4 (Сергей Шоргин)
ПРОПИСНЫЕ БОГИ

Стран реальных и легендарных знал я много, во все века,
И ценил я Богов Базарных, и цена была высока.
Я глядел сквозь умильные пальцы и на славу их, и на крах, -
Но царят Прописные Боги, обратив всех прочих во прах.

Дали нам они наставления (мы на ветках жили тогда),
Что огонь обожжет, без сомнения, и уж точно намочит вода.
В этом не было перспективы и всего, чего жаждут умы;
Пусть горилл поучат! И смело в мир грядущего двинулись мы.

Нас влекло Духа величие - их шажок был скромен и тих;
От Базарных Богов в отличие, нет полёта в натуре их.
Но они мешали прогрессу, и творили злые дела:
И случалось, что племя тонуло, или Рим выгорал дотла.

Были знания им непонятны, что известны во всех временах.
Отрицали, что круг - квадратный, что земля стоит на слонах.
Отрицали, что голод - тётка; даже то, что работа - волк.
Мы Богов Базарных призвали - вот от этих нам будет толк!

На заре Кембрийских формаций, чтоб навек примирить врагов,
Мы устроили разоруженье - по совету Базарных Богов;
И они же нас продали в рабство - безоружных, как глупых щенят...
И рекли Прописные Боги: "Ну и кто же вам виноват?"

А потом, в Амазонский период, к нам пришла Полнота Бытия
(Это значит: ты мил мне, ближний, а милей - супруга твоя),
Но не стало детей у женщин, а мужи потеряли покой,
И рекли Прописные Боги: "Смерть - расплата за грех такой".

А советы в эпоху Карбона было очень нам по нутру:
"Всё отнять у частника-Павла, коллективному дать Петру!"
И у нас стало много денег - только все голодали окрест,
И рекли Прописные Боги: "Кто не трудится - тот не ест".

И Базарные Боги пали, и сбежали их колдуны,
Даже глупые осознали, что в иное верить должны.
"Не забудь: дважды два - четыре! И не всяк, кто сияет - Бог!" -
Прописные Боги твердили, чтоб любой понять это смог.

Так и будет оно навеки, как было с древнейших лет;
Есть четыре таких возвращенья, в которых сомненья нет:
Собака - к своей блевотине; свинья - к родному дерьму;
Дурак, огнём обожжённый, вновь лезет в геенну саму;

И еще: когда он возникнет, мир грядущий, что дивен и нов,
Где всем живущим - награда, где нет кары из-за грехов, -
Так же верно, как жжет нас пламя, так же верно, как мочит вода,
Вновь придут Прописные Боги - и опять нагрянет беда!



Перевод 5 (автор не установлен)

Я рождался от разных женщин, в каждом веке, в любом Роду,
Но везде за Богами Торжищ я покорно шёл в поводу.
Я смотрел сквозь монашьи пальцы на столбы погромных дымов,
Но тверды были Боги Истин, хотя им не пелось псалмов.

На деревьях сидя, однажды мы услышали ихнюю Речь,
Что Вода утоляет Жажду, что Пламя способно Жечь.
Но пускай они учат Мартышек, нам подай Мечту и Мираж.
Человечество, как новобранец, двинулось в долгий Марш.

Мы шли по подсказке сердца. Боги Истин не ластились к нам,
Как Боги Крикливых Торжищ, подвластные всем Ветрам;
Но все же с тропы Прогресса иной раз сходил Пилигрим -
То ледник вдруг слизывал Племя, то в зареве гибнул Рим.

Все Надежды нашего Мира Боги Истин спустили в сортир:
Что Луна из зеленого сыра; и что это голландский сыр;
Что Пегас летает к Парнасу; и что Свиньи встают на Крыло.
Боги Торжищ кормили нас Ложью, от Истины нас рвало.

Когда мы в Кембрийских Болотах сражались и шли ко дну,-
Обещали: мол, сдайте оружье, и мы похороним Войну.
Мы сдали и нас раздолбала тысяча вражьих Когорт.
И тогда Боги Истин сказали: "Прикрывается Библией черт".

Во время Матриархата обещали нам райскую жизнь,
И мы возлюбили соседей, а их жен - так просто держись.
Но детей не стало у женщин, и веры у грешников тех.
И тогда Боги Истин сказали: "Блуд это смертный Грех".

Говорили в палеозое: чтоб не глотать слюну,
Павлу нужно, объединившись, забрать у Петра мошну;
Но что ты купишь за Деньги, если их у каждого - пруд?
И тогда Боги Истин сказали: "Источник жизни есть Труд".

Тут качнулись Крикливые Боги, и змеиная смолкла Лесть,
И люди начали думать, что, видимо, так и есть:
Что Жемчуга нет в Навозе, Дважды Два равно Четырём.
И Боги Истин вернулись, чтоб вести нас своим путём.

Так будет ныне и присно, в этом нет никаких Чудес.
Всего лишь Четыре Вещи позволил понять Прогресс:
Пёс возвращается к Рвоте, Свинья вновь падает в Грязь,
Дурак, обжигаясь, пальцы в Пламя суёт, смеясь;

И когда новый Мир цветущий встанет, как Вертоград,
Когда Фимиам воскурИтся и скроет ужасный Смрад,
Как Вода прорывает Плотину, как Пламя лижет Ладонь,
Так же придут Боги Истин, и всё поглотит Огонь!

От C.КАРА-МУРЗА
К Сергей Вадов (20.08.2006 12:14:39)
Дата 30.08.2006 14:23:16

Re: Большое спасибо за перевод (-)


От И.Т.
К Сергей Вадов (20.08.2006 01:44:39)
Дата 20.08.2006 03:18:40

Р.Киплинг. Боги Азбучных Истин (текст стихотворения).

Для архива форума пролезно иметь не только ссылку, но и текст.

Р.Киплинг

БОГИ АЗБУЧНЫХ ИСТИН

Перевод И. Грингольца и Т. Грингольц
-------------------
Проходя сквозь века и страны в обличье всех рас земных,
Я сжился с Богами Торжищ и чтил по-своему их.
Я видел их Мощь и их Немощь, я дань им платил сполна.
Но Боги Азбучных Истин - вот Боги на все времена!

Еще на деревьях отчих от Них усвоил народ:
Вода - непременно мочит, Огонь - непременно жжет.
Но нашли мы подход бескрылым: где Дух, Идеал, Порыв?
И оставили их Гориллам, на Стезю Прогресса вступив.

С Ветром Времени мы летели. Они не спешили ничуть.
Не мчались, как Боги Торжищ, куда бы ни стало дуть.
Но Слово к нам нисходило, чуть только мы воспарим,
И племя ждала могила, и рушился гордый Рим.

Они были глухи к Надеждам, которыми жив Человек:
Молочные реки - где ж там! Нет и Медом текущих рек!
И ложь, что Мечты - это Крылья, и ложь, что Хотеть значит Мочь,
А Боги Торжищ твердили, что все так и есть, точь-в-точь.

Когда затевался Кембрий, возвестили нам Вечный мир:
Бросайте наземь оружье, сзывайте чужих на пир!
И продали нас, безоружных, в рабство, врагу под ярем,
А Боги Азбучных Истин сказали: "Верь, да не всем!"

Под клики "Равенство дамам!" жизнь в цвету нам сулил Девон,
И ближних мы возлюбили, но пуще всего - их жен.
И мужи о чести забыли, и жены детей не ждут,
А Боги Азбучных Истин сказали: "Гибель за блуд!"

Ну а в смутное время Карбона обещали нам горы добра:
Нищий Павел, соединяйся и раздень богатея Петра!
Деньжищ у каждого - прорва, а товара нету нигде.
И Боги Азбучных Истин сказали: "Твой Хлеб - в Труде!"

И тут Боги Торжищ качнулись, льстивый хор их жрецов притих,
Даже нищие духом очнулись и дошло наконец до них:
Не все, что Блестит, то Золото, Дважды два - не три и не пять,
И Боги Азбучных Истин вернулись учить нас опять.

Так было, так есть и так будет, пока Человек не исчез.
Всего четыре Закона принес нам с собой Прогресс:
Пес придет на свою Блевотину, Свинья свою Лужу найдет,
И Дурак, набив себе шишку, снова об пол Лоб расшибет,

А когда, довершая дело, Новый мир пожалует к нам,
Чтоб воздать нам по нуждам нашим, никому не воздав по грехам,-
Как Воде суждено мочить нас, как Огню положено жечь,
Боги Азбучных Истин нагрянут, подъявши меч!


http://lib.druzya.org/poesia/europa/england/.view-kipling.txt.29.html