>Оценка численности монастырской собственности - весьма непростая.
>Тем не менее, она существует, к сожалению, в реферате, но методика расчета там приведена:
>***тогда общая численность крепостных крестьян духовенства в конце XVII в. составит 1,4 млн. человек, или 16% крепостных крестьян в России и 13% всего ее населения.****
Пока у нас только эти цифры. Количество ремесленников, и прочего народа, работающего на церковь, желательно выяснять не на отдельных примерах, а статистически.
Если нет статистических рассмотрений, то хотя бы надо указывать и(или) доказывать, что данные монастыри, для которых вы приводили данные, по другими каким то соображениям и хорошо проверяемым данным, являются типичными монастырями. И только тогда приведенные пропорции можно распространять на другие монастыри.
P.S Ссылка на Смолича интересна, буду ее читать потихоньку.
>>Оценка численности монастырской собственности - весьма непростая.
>>Тем не менее, она существует, к сожалению, в реферате, но методика расчета там приведена:
>
>> http://www.2devochki.ru/5/10117/1.html
>
>>***тогда общая численность крепостных крестьян духовенства в конце XVII в. составит 1,4 млн. человек, или 16% крепостных крестьян в России и 13% всего ее населения.****
>
>Пока у нас только эти цифры. Количество ремесленников, и прочего народа, работающего на церковь, желательно выяснять не на отдельных примерах, а статистически.
Не вполне справедливо.
Во-первых, у нас есть приведенная ссылка из Смолича с числом дворов по переписям. Причем, если обратили внимание, в 1646 г. в 432 монастрыях дворов было больше, чем в 1661-62 годах в 476 монастырях.
При этом в конце 16 века насчитывают более 700 монастырей, а в конце 17 в.- 1153.
Есть приведенные там же ссылки на иностранных свидетелей:
***Описи многих монастырей сообщают часто неточные сведения о монастырских земельных владениях, кроме того, хотя монастырские власти заботились о сохранении списков с писцовых книг, все же во многих монастырях они пропадали. Лишь обобщая сведения из разных источников, что вынуждены были делать, например, Рожков, Ю. Готье и др., можно составить целостную картину по некоторым областям страны. Иностранцы, которые посещали Москву в XVI или XVII в., свои оценки строили больше на высказываниях разных лиц, чем на знании приказных документов. И все же эти оценки можно принять без особой критики, ибо они более или менее соответствовали действительности. Слова некоего Климента Адамса, посетившего Москву в 1553 г., о том, что «tertiam fundorum partem totius imperii tenent monachi» [третья часть земли всего царства принадлежит монахам], подтверждаются замечаниями других иностранцев. Англичанин Джером Горсей, который безвыездно жил в Москве с 1572 по 1590 г., ссылается на слова царя Ивана IV, сказанные им на Соборе 1580 г., о том, что русское духовенство «владеет третьей частью всего царства». То же самое говорил и швед Петер Петрей, посетивший Москву в конце XVI и начале XVII в. и в 1615 г. опубликовавший путевые заметки о Московском государстве[482]. С. Ф. Платонов в своих превосходных «Лекциях по русской истории» считает вполне достоверным, что в конце XVI столетия в руках духовенства, митрополита, архиерейских кафедр и монастырей находилось до 37% всей пашни[483], а еще — леса и покосы.***
***************************************************
В отношении же статистики - это требование почти невозможного.
И тем не менее. В 1678 году была податная перепись. по которой в России насчитывалось ок. 800 тыс. дворов:
***Но полного однообразного итога ее не встречаем в актах: число дворов, приводимых со ссылкой на нее, колеблется между 787 и 833 тысячами дворов*** http://www.istorya.ru/book/kluchev/kllec65.php
***В 1696 г. на монастырской земле было 102476 дворов***
Т.е. только по подворной подати - это 1/8 ~ 13%.
Но это если исходить из равенства подворной подати. Реально же система раскладки подворной подати была такой, что она давала преимущества дворянским вотчинам.
***Следовательно, с церковных земель положено было собирать податей более против других земель, в пропорции 4:3. Патриарх и прочие архиереи, монастыри и церкви должны были собирать с своих вотчин и доставлять правительству: а) стрелецкие деньги и стрелецкий хлеб на содержание стрельцов — постоянного войска, б) ямские деньги на содержание почт в государстве, в) полоняничные деньги на выкуп пленных, г) деньги и хлеб на жалованье ратным людям и содержание их в военное время, д) даточных людей на ратную службу с полною обмундировкою.***
Только по прямому подворному налогу это уже 16% Не считая прочих платежей государству
Далее
*** В 1680 г. доходы составляли 1203367 руб. Из них за счет прямых налогов было обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов; за счет косвенных
налогов - 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) давали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составляли 1125323 руб.*** http://www.referat.mycom.ru/view_120136.html
Что такое косвенные налоги? "Соляная прибыль",- важнейшая. Соловецкий монастырь, продавая 130-140 тыс. пудов с 1677 г. платил соляную пошлину по полной программе - 3900 руб. Из 641 тыс. общероссийского косвенного налога. 1/160
Но не один Соловецкий монастырь! Пыскорский монастырь около Соликамска добывал в год около 1 млн. пудов.
соли. Это уже около 8/160
И множество монастырей с меньшей добычей. Вот только по льготам:
****"Пожаловал, например, грамоты монастырям: Спасо-Прилуцкому на беспошлинную продажу 14000 пудов соли. Соловецкому на такую же продажу 100000 пудов соли, Кирилло-Белозерскому на такую же продажу 40000 пудов соли, Архангельскому на такую же продажу 7000 пудов соли..."***
Крупными солепромышленниками, кроме уже обозначенных были Новгородский Софийский собор, монастыри: Муромский, Печенегский, Кандалакшинский, Троице-Сергиева лавра(30-50 тыс. пудов) и др. Список неполон. Выныривают такие упоминания:
***В приходо-расходных книгах Никольского Карельского монастыря упоминаются дощаники, на которых монастырские слуги перевозили соль, загружая в каждый более 260 рогож с солью весом 7-8 тыс. пудов.***
Т.е. достаточно очевидно, что на одном только солеварении монастыри вполне достигают положенной им 1/8 косвенных налогов России, при том, что среди прочих косвенных заглавную роль играли кабацкий сбор и таможенные платежи. Т.е. явно не связанные с ремеслами и торговлей продуктами ремесел.
Соль по своему значению в торговых сборах заметно превосходила всю прочую торговлю.
***В 16-м веке, по отзывам иностранцев, «лучшая соль» и в большом количестве добывалась в Старой Руссе. Здесь было много солеварен». Старая Русса платила ежегодно торговых пошлин больше всех крупных городов. Так, Старая Русса платила 18 тысяч рублей, а Москва - 12 тысяч рублей.***
(Старая Русса - это тоже несколько монастырей, занимавшихся солеварением и торговлей солью.)