>Вряд ли по тем временам понимание «собственности» соответствовало современному.
По каким временам? По временам Фомы Аквинского?
Так он писал на латыни, а в римском праве понятие собственности вполне развитое.
А вообще-то, конечно, речь идет об описании отношений того времени современным языком. И если язык того времени неприменим - то не надо и Фому призывать в авторитеты.
>>Вряд ли по тем временам понимание «собственности» соответствовало современному.
>
>По каким временам? По временам Фомы Аквинского?
>Так он писал на латыни, а в римском праве понятие собственности вполне развитое.
Если доверять датировке традиционного варианта истории, то Фома Аквинский просто не должен был знать римского права.
Вот как пишет об этом Шпенглер:
"История западного права начинается совершенно независимо от уже полностью позабытого творения Юстиниана. О том, что Пандекты, основная его часть, полностью утратили какое-либо значение, свидетельствует тот факт, что они сохранились в одной-единственной рукописи, случайно(и не в добрый час) найденной ок. 1050 г."("Закат Европы", т.2)
Но даже находка этого кодекса еще долго не приводила к изучению римского права:
"Лишь после 1300 года их направленные против ломбардского права возрожденческих городов глоссы и "Суммы" медленно двинулись в наступление"
Фома Аквинский в то время, которое ему отводит традиционная история, имеет право и обязанность хорошо представлять себе церковное КАНОНИЧЕСКОЕ право "Corpus iuris canonici", получившее завершение в 1234 г.
А каноническое право довольно специфично. Женщина по нему - собственностью распоряжаться не может. В торговле невозможна свободная игра ценами, поскольку существует понятие СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА. Ну и совершенно немыслим ростовщический процент. Это - крупными мазками.
**********************************************
Впрочем, как новохронолог, я не могу настаивать на этих датировках. Поскольку Фома Аквинский для 13 века знает слишком много:
"Относительно же общего чувственно постигаемого чувство заблуждается, как в суждении о величине или фигуре, например, когда судит, что Солнце, которое тем не менее больше Земли, размером с монетку"("Сумма теологии" ч.1, вопр.85, ст.6).
Он же знает, что органом зрения является ПРОЗРАЧНЫЙ, бесцветный хрусталик:"Ведь орган зрения, то есть зрачок, всецело лишен белого, черного и вообще всякого цвета"
А это уже высокий уровень анатомических сведений.
Знает, что человек обладает "наибольшим мозгом среди всех животных по отношению к своему размеру"
(Обе циататы из "Дискуссионного вопроса о душе" Ст. 2)
****************************************
Но это все так - в качестве вводных замечаний к основной дискуссии особого отношения не имеющих.