От Георгий
К Георгий
Дата 22.08.2006 01:33:16
Рубрики Тексты;

Чем богатые отличаются от бедных? (*+)

http://www.izvestia.ru/comment/article3095635/index.html



Чем богатые отличаются от бедных?
Анатолий Макаров, писатель

Молодая дама, редактирующая некий полугламурный журнальчик, призналась в
редакционной колонке с "последней прямотой": не люблю бедных! Дамы,
пишущие в изданиях такого рода, излишней деликатностью не страдают.
Вообще-то, как выяснилось, не любит колумнистка вымогателей-сантехников,
ленивых официанток, жлобов-таксистов. Ну, так бы и написала: терпеть не
могу хамскую сферу обслуживания! Нет, надо было скандально заявить о
неприязни ко всем без разбора не слишком преуспевшим на нынешнем
празднике жизни. Потому что на самом деле желала она сказать другое:
обожаю богатых!
Кто б сомневался. Аффектированная любовь к богатым, заискиванье перед
богатыми сделались самой расхожей манерой поведения. Загляните на
презентацию, вернисаж или фуршет по случаю премьеры - вокруг кого
клубятся свободные художники и благородные артисты? Правильно, вокруг
дородных молодых мужчин в костюмах от Бриони, чей тусклый взгляд
оживляется разве что при виде неотрывных от творчества красавиц. Можно
ли было представить, чтобы в советские времена вольномыслящая
интеллигенция вот так публично лебезила перед партийными или
министерскими функционерами? Да она бы скорее сквозь землю провалилась!
Да она бы так не в меру льстивого творца ославила по всем домам
творчества и художественным гостиным, что о его талантах забыли бы самые
преданные почитатели. Противостоять идеологии умели многие, деньгам -
практически никто. Помню, как диссидентствующая богема распевала
непочтительные куплеты под окнами писательских коттеджей в Коктебеле. В
современных поместьях такие коттеджи годятся разве что для собачьих
будок, однако обидных песен под монументальными оградами что-то не
слышно.
Как ни старалась былая власть свести все возможные конфликты к
противостоянию передового рабочего с ретроградом-мастером, на экранах
шла нормальная частная жизнь с ее обыденными нуждами, и не только в
цехах разворачивалось действие, но и в заурядных коммуналках и
малогабаритных хрущевках. А теперь припомните, давно ли вы видели в
современном фильме или сериале обычное городское жилище? Подозреваю -
очень давно. Российские киногерои живут в загородных поместьях
рублевского типа либо в пентхаусах, вознесенных над Пречистенкой и
Остоженкой. Что транспортным средством им не может служить машина ниже
какого-нибудь "Изузу труппера", не приходится и говорить. Эстетика
новорусской роскоши столь же обязательна в нынешнем обыденном сознании,
как некогда идеология соцреализма на страницах "Правды". И требуют
соответствия данной эстетике почти с прежней "правдинской"
неукоснительностью.
Некоторое время назад автор этих строк сподобился напечатать в большом
гламурном издании рассказ. Вдохновленный успехом, не скрою, и
материальным тоже, что редкость для пишущего по нынешним временам,
принес в журнал новое сочинение. На субъективный авторский взгляд более
выдающееся, чем первое. Редакторы его отвергли. Вопреки нынешним
обыкновениям, помявшись, объяснили причину отказа: "Видите ли, наших
читателей не интересуют персонажи, которые ездят в метро".
Стоит ли объяснять, что в этом плане автор передал герою свой
собственный жизненный опыт. Мне понятно теперь, отчего меня не печатают
в определенных журналах и за что таких, как я, не любит упомянутая
дама-редактор. Только не упрекайте меня в завистливости, якобы
органически свойственной моим соотечественникам. Миф о ней раздут как
раз такими колумнистками. Логичнее говорить о недоумении. Оглянувшись
вокруг, я вдруг осознаю, что вся наша кипучая действительность
сориентирована на богатых. Не на 30 процентов бедняков, не на 40 кое-как
сводящих концы с концами, не на представителей среднего класса, не знаю,
какую долю они составляют, а на несколько процентов олигархов, магнатов,
воротил. На состоятельных господ, как жеманно выражаются в известного
рода объявлениях. Для них изощряется в рискованном остроумии реклама,
переливаются глянцевые обложки, дикарскими огнями сияют рестораны и
казино. Всех прочих просят не беспокоиться. Экзотическое для русского
слуха понятие VIPы произносится с лакейским придыханием. Никакие таланты
и никакое геройство не гарантируют причисления к "вашим", только деньги.
Зато, пребывая в "випах", можно без труда сделаться звездой чего угодно,
чему наглядное доказательство ослепительная судьба Ксении Собчак.
Лучшего лица для русской демократии, право же, не подберешь.
В последние годы, спасибо свободе, я побывал почти во всех великих
городах, о которых мечтал с детства. И нигде, при материальном своем
слабосилии, не чувствовал себя униженным и оскорбленным. А когда прохожу
по родимому Столешникову, ныне абсолютно пустынному, охватывает
жесточайший комплекс неполноценности. Ибо все мои друзья детства, все
одноклассники, однокашники и соседи, скинувшись вместе, не смогут купить
в здешних магазинах носового платка... Я уже смирился с тем, что меня
никогда не пустят в мой двор на Большой Дмитровке, потому что старый мой
дом, спасибо, замечательно отреставрированный, принадлежит крутой фирме.
Я радуюсь, что мой брежневский дом на Ленинском окружен роскошными
хайтековскими зданиями. Только боюсь, что однажды на их фоне мы,
"московские муравьи", сделаемся вопиюще лишними и нас выселят
куда-нибудь к черту на кулички, потому что "не любят" за то, что мы
портим пейзаж.
У пресловутой политкорректности, над которой теперь посмеиваются, есть
еще и социальный аспект. В странах, которые у нас вот уж и впрямь
завистливо именуются цивилизованными, не принято кичиться богатством,
подчеркивать свой достаток, презирать бедных. Подозреваю, что редактор,
самодовольно о таком презрении заявивший, через несколько дней возглавил
бы районное издание профсоюза мусорщиков. (Обратите внимание, какие
покаянные поклоны бьет голливудский герой, позволивший себе с пьяных
глаз пройтись насчет евреев.) Если наши "випы" в короткое время не
обучатся этой социальной деликатности, боюсь, нас ждут давно обещанные
"неслыханные мятежи".
Понятно, что запоздалая реализация бухаринского призыва "Обогащайтесь!"
не могла не привести в любезном отечестве к эпидемии "золотой
лихорадки". Я бы даже сказал - к "золотому СПИДу", против которого пора
бы выработать иммунитет. Пора понять, что скромных своих возможностей
так же глупо стыдиться, как безграничными возможностями хвастаться. В
мемуарах эмигрантской писательницы Зинаиды Шаховской мне запомнился
характерный эпизод. В довоенной своей молодости она вместе с английским
поклонником зашла на лондонской Риджент-стрит в богатый магазин для
джентльменов. Кавалер присматривал трубку. И уж совсем было присмотрел,
но в последний момент отступил от прилавка - я не могу себе позволить
столь дорогой вещи. Русская барышня была фраппирована. Как! Не
постеснявшись своего "предмета", признаться в собственной
несостоятельности! И лишь с годами, призналась она, до меня дошло, что в
этой откровенности гораздо больше не только здравого смысла, чем в
показном расточительстве, но и настоящего благородства.
Габриэль Гарсия Маркес ошарашил как-то газетчиков словами, что по своим
ощущениям он бедный человек. Журналисты стали уличать его в лицемерии: с
вашими-то гонорарами. Прижизненный классик ответил: "Ну и что. Я бедный
человек, у которого есть деньги". И был прав, ибо генетически
психологическая бедность не означает ни скаредности, ни подобострастия,
а лишь четкое понимание, сколько и за что мы платим. И можем заплатить.
Под занавес опять про писателей. Когда Хемингуэю близкий его друг Скотт
Фицджеральд с восхищением заметил, что богатые - особые люди, старина
Хэм согласился: "Ну, конечно, у них денег больше".




От Scavenger
К Георгий (22.08.2006 01:33:16)
Дата 28.08.2006 15:11:42

Re: Самоцензура автора статьи проявилась...

>Чем богатые отличаются от бедных?
>Анатолий Макаров, писатель
>Молодая дама, редактирующая некий полугламурный журнальчик, призналась в
>редакционной колонке с "последней прямотой": не люблю бедных! Дамы,
>пишущие в изданиях такого рода, излишней деликатностью не страдают.
>Вообще-то, как выяснилось, не любит колумнистка вымогателей-сантехников,
>ленивых официанток, жлобов-таксистов. Ну, так бы и написала: терпеть не
>могу хамскую сферу обслуживания! Нет, надо было скандально заявить о
>неприязни ко всем без разбора не слишком преуспевшим на нынешнем
>празднике жизни. Потому что на самом деле желала она сказать другое:
>обожаю богатых!

...в том, что дама, в редакционной колонке не полюбившая бедных, работает вовсе не в каком-то гламурном журнальчике, а в рупоре радикальных неолибералов, газете "Газета". И работает там давно. И таких "дам и господ" много и в журналах "Коммерсант", "Итоги" и в социологических службах, описывающих наше общество...

С уважением, Александр

От Леонид
К Георгий (22.08.2006 01:33:16)
Дата 27.08.2006 03:27:20

И то и не то

Это очень интересная статья. Журналистика, правда и ложь сплетены в ней в единый неразрывный ком

Молодая дама, редактирующая некий полугламурный журнальчик, призналась в
>редакционной колонке с "последней прямотой": не люблю бедных! Дамы,
>пишущие в изданиях такого рода, излишней деликатностью не страдают.
>Вообще-то, как выяснилось, не любит колумнистка вымогателей-сантехников,
>ленивых официанток, жлобов-таксистов. Ну, так бы и написала: терпеть не
>могу хамскую сферу обслуживания! Нет, надо было скандально заявить о
>неприязни ко всем без разбора не слишком преуспевшим на нынешнем
>празднике жизни. Потому что на самом деле желала она сказать другое:
>обожаю богатых!
>Кто б сомневался. Аффектированная любовь к богатым, заискиванье перед
>богатыми сделались самой расхожей манерой поведения. Загляните на
>презентацию, вернисаж или фуршет по случаю премьеры - вокруг кого
>клубятся свободные художники и благородные артисты? Правильно, вокруг
>дородных молодых мужчин в костюмах от Бриони, чей тусклый взгляд
>оживляется разве что при виде неотрывных от творчества красавиц. Можно
>ли было представить, чтобы в советские времена вольномыслящая
>интеллигенция вот так публично лебезила перед партийными или
>министерскими функционерами? Да она бы скорее сквозь землю провалилась!
>Да она бы так не в меру льстивого творца ославила по всем домам
>творчества и художественным гостиным, что о его талантах забыли бы самые
>преданные почитатели. Противостоять идеологии умели многие, деньгам -
>практически никто. Помню, как диссидентствующая богема распевала
>непочтительные куплеты под окнами писательских коттеджей в Коктебеле. В
>современных поместьях такие коттеджи годятся разве что для собачьих
>будок, однако обидных песен под монументальными оградами что-то не
>слышно.

Вот с одной стороны все верно. Вспоминается Сенека Старший. Писавший о древнем Риме, что догалайся клиенты объявить забастовку посещать патронов -тем кранты полные. Некому будет тещить их тщеславие.
А с другой стороны - выводы автора просто утрированы.

>Как ни старалась былая власть свести все возможные конфликты к
>противостоянию передового рабочего с ретроградом-мастером, на экранах
>шла нормальная частная жизнь с ее обыденными нуждами, и не только в
>цехах разворачивалось действие, но и в заурядных коммуналках и
>малогабаритных хрущевках. А теперь припомните, давно ли вы видели в
>современном фильме или сериале обычное городское жилище? Подозреваю -
>очень давно. Российские киногерои живут в загородных поместьях
>рублевского типа либо в пентхаусах, вознесенных над Пречистенкой и
>Остоженкой. Что транспортным средством им не может служить машина ниже
>какого-нибудь "Изузу труппера", не приходится и говорить. Эстетика
>новорусской роскоши столь же обязательна в нынешнем обыденном сознании,
>как некогда идеология соцреализма на страницах "Правды". И требуют
>соответствия данной эстетике почти с прежней "правдинской"
>неукоснительностью.

Совершенно естественно, что кинематограф просто не отражает реальную жизнь простых людей. Но тенденция в нем задана.


>Некоторое время назад автор этих строк сподобился напечатать в большом
>гламурном издании рассказ. Вдохновленный успехом, не скрою, и
>материальным тоже, что редкость для пишущего по нынешним временам,
>принес в журнал новое сочинение. На субъективный авторский взгляд более
>выдающееся, чем первое. Редакторы его отвергли. Вопреки нынешним
>обыкновениям, помявшись, объяснили причину отказа: "Видите ли, наших
>читателей не интересуют персонажи, которые ездят в метро".
>Стоит ли объяснять, что в этом плане автор передал герою свой
>собственный жизненный опыт. Мне понятно теперь, отчего меня не печатают
>в определенных журналах и за что таких, как я, не любит упомянутая
>дама-редактор. Только не упрекайте меня в завистливости, якобы
>органически свойственной моим соотечественникам. Миф о ней раздут как
>раз такими колумнистками. Логичнее говорить о недоумении. Оглянувшись
>вокруг, я вдруг осознаю, что вся наша кипучая действительность
>сориентирована на богатых. Не на 30 процентов бедняков, не на 40 кое-как
>сводящих концы с концами, не на представителей среднего класса, не знаю,
>какую долю они составляют, а на несколько процентов олигархов, магнатов,
>воротил. На состоятельных господ, как жеманно выражаются в известного
>рода объявлениях. Для них изощряется в рискованном остроумии реклама,
>переливаются глянцевые обложки, дикарскими огнями сияют рестораны и
>казино. Всех прочих просят не беспокоиться. Экзотическое для русского
>слуха понятие VIPы произносится с лакейским придыханием. Никакие таланты
>и никакое геройство не гарантируют причисления к "вашим", только деньги.
>Зато, пребывая в "випах", можно без труда сделаться звездой чего угодно,
>чему наглядное доказательство ослепительная судьба Ксении Собчак.
>Лучшего лица для русской демократии, право же, не подберешь.


Вот это не так. Вернее, не совсем так. Да, в СМИ рекламируются для уровня доходов выше среднего. Ла, сериалы ориентированы на офисную жизнь, где неизвестно чего добывается. И верно, что в этих сериалах нет места среднему медицинскому персоналу и т.д. Демонстрируется жизнь, которую можно воспринять как сказку. И незамечаемым большинством она именно так и воспринимается. Простой диагноз - социальный расизм.

Ибо все мои друзья детства, все
>одноклассники, однокашники и соседи, скинувшись вместе, не смогут купить
>в здешних магазинах носового платка... Я уже смирился с тем, что меня
>никогда не пустят в мой двор на Большой Дмитровке, потому что старый мой
>дом, спасибо, замечательно отреставрированный, принадлежит крутой фирме.
>Я радуюсь, что мой брежневский дом на Ленинском окружен роскошными
>хайтековскими зданиями. Только боюсь, что однажды на их фоне мы,
>"московские муравьи", сделаемся вопиюще лишними и нас выселят
>куда-нибудь к черту на кулички, потому что "не любят" за то, что мы
>портим пейзаж.

Непонятно. С одной стороны и в центре Москвы есть выбор.В каком ларьке подешевле купить. А с другой жить в сельском поселении Рязанского района Рязанеской области намного спокойнее и лучше. В Москве глаза просто квадратными становятся.


От Леонид
К Леонид (27.08.2006 03:27:20)
Дата 28.08.2006 03:11:22

Продолжаю

В сериалах, в нынешнем ТВ, в кинематографе задается жизнь, которая для большинства населения России просто недоступна. И естественно, воспринимается сказкой. Интересно, но различий там мало между нынешним офисом и советским НИИ. Предмет труда - неизвестен (а по отраслям и регионам большое различие есть; и всегда было).
Самая интересная проблема - что передачи, фильмы и сериалы о жизни менеджеров просто мало стыкуются с жизнью большинства в нашей Рязанской области. Здесь живут и подрастают медработники, работники сферы обслуживания, продавщицы. И именно не те и не в тех магазах, где улыбаются и встают пред каждым покупателем.
ТВ просто игнорирует большинство российского народа. И показывает ему недостижимую для его большинства жизнь в качестве единственно достойной жизни. И образца для подражания. Это есть в нашей действительности.