Королевский оперный театр в Лондоне (Royal Opera House) запретил своим певцам
пользоваться черным гримом при исполнении ролей темнокожих персонажей. Это правило давно
уже действует в Великобритании в кино и на телевидении, отмечает The New York Times.
Решение отказаться от темного грима руководство театра приняло после саркастической
заметки в британской газете The Independent. Журналист и писатель Питер Хеншер написал,
что пользоваться черной краской в 2005 году нелепо и смешно. Речь шла о гриме, которым
пользовалась меццо-сопрано Стефани Блайт, певшая партию колдуньи-креолки Ульрики в
"Бале-маскараде" Верди. Вслед за газетной публикацией руководство оперного театра
распространило заявление, что намерено тактично относиться к "деликатным вопросам расы" и
отказывается от старомодных сценических приемов.
В следующем спектакле Стефани Блайт появилась на сцене уже без грима вопреки протестам
режиссера постановки итальянца Марио Мартоне.
Некоторое время назад в британской прессе энергично осудили постановку "Отелло" Верди на
оперном фестивале в Глиндеборне. Тогда исполнявший роль мавра белый певец появился на
сцене загримированным под негра.
> Некоторое время назад в британской прессе энергично осудили постановку
"Отелло" Верди на
> оперном фестивале в Глиндеборне. Тогда исполнявший роль мавра белый певец
появился на
> сцене загримированным под негра.
>
Если действие "Бал-маскарада" вообще было перенесено в Бостон "по цензурным
соображениям", и там допустимо "маневрировать", то понять, что происходит в
"Отелло" (Шекспира или Верди) "НЕРАСОВЫМ" ОБРАЗОМ - просто немыслимо.
Трагедия Отелло как раз и состоит в том, что он одновременно и ДОЛЖЕН, и НЕ
ИМЕЕТ ПРАВА задушить Дездемону. [1]
ДОЛЖЕН - как муж неверной жены (т. е. неверной по его мнению, внушенному
Яго).
НЕ ИМЕЕТ ПРАВА - как "черномазый" [2], которому "незаслуженно" досталась
такая красавица.
В общем, КЛИНИКА на почве политкорректности.
Логичнее было бы просто запретить и пьесу, и оперу. :-))))
================
[1] В очень смягченном виде, но не менее роковом (судя по исходу), все это
повторилось в семье у Пушкина.
Высшее общество (особенно бабьё) тоже держалось того мнения, что Пушкин
("потомок негров безобразный") был недостоин такой красавицы-жены, как
Натали Гончарова - и потому Дантес имел полное "моральное" право за ней
ухаживать. Открытый же протест мужа в этом случае - в "светском" обществе -
рассматривался как идиотизм. Герой одной из пьес А. Н. Островского в
аналогичной ситуации убил жену - но он был "сиволапым купцом". Кстати, у
Островского эта тема поднимается в нескольких пьесах.
[2] То, что крещеный, герой и т. д. - неважно. И для Дездемоны он - прежде
всего "мавр". Отец Дездемоны, Брабанцио, пакостным образом обзывает Отелло
открыто, а Яго - за глаза. Да и остальные тоже.