От Almar
К IGA
Дата 17.03.2005 18:26:52
Рубрики Теоремы, доктрины;

сложен, но существует

>Вы дали вполне объективный критерий прогрессу техническому - увеличение потребления. Хорошо. Но каков критерий в оценке прогресса морального ? Почему декларация прав ребенка - это именно прогресс по сравнению с пытками, а не наоборот ? Почему мораль "сексуальной революции" - это прогресс по сравнению c
викторианской, например, моралью, а не наоборот ?

Это вы зачем спрашиваете? Просто из интереса, или чтобы найти узкое место?

Это вопрос то сложный. Можно посоветовать почитать на эту тему Роберт П. Вольф «О философии»
http://www.ideology.ru/app/rs/phil/wolf/wolf_content.htm

навскидку же могу сказать, что если взять за критерий кантовский категорический императив, то несомненно мраль секусальной революции прогрессивнее виктоиантской морали

От IGA
К Almar (17.03.2005 18:26:52)
Дата 17.03.2005 19:20:58

Re: сложен,_но_существует

Almar wrote:
>>Вы дали вполне объективный критерий прогрессу техническому - увеличение потребления. Хорошо. Но каков критерий в оценке прогресса морального ? Почему декларация прав ребенка - это именно прогресс по сравнению с пытками, а не наоборот ? Почему мораль "сексуальной революции" - это прогресс по сравнению c
> викторианской, например, моралью, а не наоборот ?
> Это вы зачем спрашиваете? Просто из интереса, или чтобы найти узкое место?

В основном первое, но не только.

> Это вопрос то сложный. Можно посоветовать почитать на эту тему Роберт П. Вольф <О философии>
>
http://www.ideology.ru/app/rs/phil/wolf/wolf_content.htm

Спасибо, почитаю.

> навскидку же могу сказать, что если взять за критерий кантовский категорический императив, то несомненно мраль секусальной революции прогрессивнее виктоиантской морали

"Я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей
максимы во всеобщий закон."

1. Это и по форме, и по сути - моральная норма, критерий, подоходящий для оценки
поступков людей (кстати, довольно необъективный: для двух людей, поступающих
одинаково в одинаковых условиях, он может выдать разный результат). Но это не
критерий для сравнения конкретно-исторической морали, а её элемент.

2. Поскольку я спрашивал Кропотова-марксиста (именно он говорил о прогрессе в
морали), могу ли я считать, что "императив Канта" - критерий прогрессивности
морали именно в марксизме и для марксиста ? Мне это странно, т.к. Кант считается
"идеалистом", а марксизм - материалистичен.

От Almar
К IGA (17.03.2005 19:20:58)
Дата 18.03.2005 11:20:12

Re: сложен,_но_существует

>2. Поскольку я спрашивал Кропотова-марксиста (именно он говорил о прогрессе в
морали), могу ли я считать, что "императив Канта" - критерий прогрессивности
морали именно в марксизме и для марксиста ? Мне это странно, т.к. Кант считается
"идеалистом", а марксизм - материалистичен.

откровенно говоря, точно не скажу. Марксизмом собственно этическая философия развита слабо, марксизм здесь обычно опирается на этику занимавшую главентсующее положение в философии на момент возникновения марксизма, а это в первую очереь и есть кантовская этика и утилитаризм. А идеализм/материализм тут не причем.


От Сепулька
К Almar (18.03.2005 11:20:12)
Дата 18.03.2005 14:55:12

Re: сложен,_но_существует

> Марксизмом собственно этическая философия развита слабо, марксизм здесь обычно опирается на этику занимавшую главентсующее положение в философии на момент возникновения марксизма, а это в первую очереь и есть кантовская этика и утилитаризм.

Т.е. Вы признаете, что марксизм
1) пренебрегает вопросами воздействия морали и этики на развитие человеческого общества;
2) утилитарно подходит к человеку коммунистическому (лишь как к потребителю, удовлетворяющему свои потребности);
3) не рассматривает различия людей разных культур (т.к. этической философии не развивал);
4) в своем ядре опирается на западные представления об экономическом человеке (т.к. сами упоминаете, что опирается он на "этику занимавшую главентсующее положение в философии на момент возникновения марксизма"?

От Almar
К Сепулька (18.03.2005 14:55:12)
Дата 18.03.2005 16:26:48

не был, не привлекался, не имею

>Т.е. Вы признаете, что марксизм
>1) пренебрегает вопросами воздействия морали и этики на развитие человеческого общества;

не признаю, советую внимательнее перечитать что я писал постингом выше

>2) утилитарно подходит к человеку коммунистическому (лишь как к потребителю, удовлетворяющему свои потребности);

утилитарно - да, а что вас смущает? А... понял вы хотите, чтобы человек забыл про свои потребности и удовлетворял потребности других (как раб удовлетворяет потребности господина)

>3) не рассматривает различия людей разных культур (т.к. этической философии не развивал);

марксизм не развивал нацистской философии, поэтому различия разных культур он не ставит на первый план, хотя учитывает и их

>4) в своем ядре опирается на западные представления об экономическом человеке (т.к. сами упоминаете, что опирается он на "этику занимавшую главентсующее положение в философии на момент возникновения марксизма"?

если вы думаете, что кантовский категорический императив рассматривает западного экономического человека, то ...без комментариев

От Сепулька
К Almar (18.03.2005 16:26:48)
Дата 20.03.2005 22:21:37

Re: не был,...

>>2) утилитарно подходит к человеку коммунистическому (лишь как к потребителю, удовлетворяющему свои потребности);
>утилитарно - да, а что вас смущает? А... понял вы хотите, чтобы человек забыл про свои потребности и удовлетворял потребности других (как раб удовлетворяет потребности господина)

Я ничего не хочу. Я спрашиваю, каким в марксизме оказывается человек коммунистический. Вы говорите, что утилитарным потребителем. Зафиксируем это.

>>3) не рассматривает различия людей разных культур (т.к. этической философии не развивал);
>марксизм не развивал нацистской философии, поэтому различия разных культур он не ставит на первый план, хотя учитывает и их

Нацистская философия тут ни при чем. Различия разных культур, к Вашему сведению, рассматривает современная антропология.
Значит, марксизм учитывает, по-Вашему, эти различия. Тогда каким же образом он их учитывает?

>>4) в своем ядре опирается на западные представления об экономическом человеке (т.к. сами упоминаете, что опирается он на "этику занимавшую главентсующее положение в философии на момент возникновения марксизма"?
>если вы думаете, что кантовский категорический императив рассматривает западного экономического человека, то ...без комментариев

Сначала см. выше п.2. Утилитарный потребитель - это и есть человек экономический.
Далее, кантовский категорический императив - это лишь маленькая часть той этики, которая, как Вы пишете, занимала "главентсующее положение в философии на момент возникновения марксизма". Кроме того, философия самого Канта полностью опирается на модель "естественного человека". Так что если марксизм использовал кантовскую философию, значит, он использовал и эту модель в своей основе.