От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
26.03.2005 23:25:48
|
Рубрики
|
Тексты;
|
А. Лукьянов. Конституционен ли капитализм в России? (*+)
http://www.sovross.ru/2005/39/39_2_3.htm
"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 39 (12663), четверг, 24 марта 2005 г.
Конституционен ли капитализм в России?
Ответ на открытое письмо В.В. Ковальского (<Голос народа>, ?76)
3 марта этого года в <Советской России> было опубликовано открытое письмо, адресованное президенту Путину ветераном труда В.В.
Ковальским из города Карасук Новосибирской области. В нем дается резкая оценка ликвидации социальных льгот и других
псевдолиберальных реформ, проводимых нынешними властями, и описываются те беды, которые принес людям труда современный российский
капитализм. <Я об этом говорю, - пишет президенту В.В. Ковальский, - потому, что, когда пенсионеры возмутились монетизацией, Путин
по телеэфиру сказал: что же они не возмущались, когда в России строили капитализм? О капитализме я от вас услышал впервые, в
ежегодных посланиях вы об этом не говорили. Я почувствовал: избрали на второй срок - вы стали высказываться все откровеннее: кто вы
есть на самом деле и какую политику ведете... У меня к вам, президент, есть вопрос. Вы, гарант конституции, при вступлении на
должность клялись на ней и обещали ее соблюдать. У меня нет базового юридического образования, да и конституцию я не читал. Поясните
мне, в какой статье записано, что конечная наша цель - капитализм или что-то в этом роде. Если сами не сможете, пусть объяснит
Конституционный суд или иной правовед, я с удовольствием бы прочитал пояснения Лукьянова -
я считаю, что это очень порядочный человек. Не государственный ли это переворот? И какую ответственность несет президент,
совершивший государственный переворот?>.
Редакции <Советской России> неизвестно, получил ли ветеран ответ президента на свое письмо, но в любом случае мы решили попросить
высказать свое мнение по поставленным вопросам председателя Центрального консультативного совета при ЦК КПРФ, доктора юридических
наук Л.И. ЛУКЬЯНОВА. Вот его мнение по вопросам, которые выдвинуты в открытом письме В.В. Ковальского.
ДУМАЮ, очень хорошо, что наша газета публикует такие письма - честные и открытые, полные боли за судьбу старшего поколения советских
людей. Всем нам выпала нелегкая доля - оказаться на закате жизни в совершенно ином мире, который для нас непривычен и неприемлем.
Это мир, в котором корыстный частный интерес вышел на первый план и подмял под себя общие, коллективные интересы народа, где власть
не знает и не хочет знать, чем живут миллионы людей, уважение к честному труду заслонила жажда наживы, а наглость чиновника
переплюнула любые нормы человеческой совести и приличия. Цена жизни стала ничтожной перед произволом преступников и мздоимцев. Все
это принес нам дикий российский капитализм.
Прежде всего скажу, что автор открытого письма совершенно прав - ни в одной статье действующей конституции, на которой клялся
президент, нет ни слова о капитализме. И это далеко не случайно. Ельцин и те, кто писал для него конституцию 1993 года, прекрасно
понимали: заявить прямо, что Россия идет к капитализму, тогда было смертельно опасно. В то время народ смел бы за это и Ельцина, и
его придворных юристов. Поэтому они записали в конституцию лишь главную исходную позицию капиталистического строя - частную
собственность, объявив ее священной и неприкосновенной. В статьях 8, 9, 34, 35 и 36 конституции были особо закреплены и выдвинуты на
первый план право частной собственности на землю и другие природные ресурсы, право заниматься предпринимательской деятельностью,
свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержка конкуренции. О капитализме, как таковом, нынешняя
конституция России, как и конституции многих стран буржуазного Запада, упорно и глухо молчит. Вообще открыто о капитализме в России
отечественные политики и предприниматели заговорили далеко не сразу. Страшно было об этом сказать. Ведь ясно, что приватизировать
общенародную собственность и передавать ее за бесценок в частные руки нельзя было без согласия народа - хозяина этой собственности.
Нужен был как минимум всенародный опрос или референдум. Но приватизация была проведена вопреки воле народа и проведена, как говорили
Чубайс и Бурбулис, так, чтобы <никто не успел опомниться>.
Главное - нужно было как можно скорее отстранить государство от управления общенародным достоянием. Гайдар и иже с ним заявляли на
каждом углу, что <невидимая рука рынка> и <эффективный частный собственник> сами наилучшим образом справятся с наведением порядка в
хозяйственной жизни страны. <Государство - вон из экономики!> - этот лозунг зарубежных идеологов свободного рынка Фридмена, Хайека,
Фукуямы и других был взят на вооружение и продолжает оставаться до сих пор главным путеводителем российских неолибералов типа Грефа,
Кудрина, Ясина и их соратников.
Теперь каждый видит, что принесла народу эта политика стихийного рынка и разграбления общенародной собственности, какая пропасть
разверзлась между бедностью огромного большинства населения и богатством крохотной щепотки российских миллионеров. Люди на себе
ощутили, на что обрекает капитализм рабочего и крестьянина, ветерана и молодого человека, воина и многодетную семью. Цифры известны,
и я не стану их приводить.
Но главный вопрос остается - имел ли право кто-нибудь иной, кроме самого народа, решать судьбу своей страны, своей собственности,
своего будущего? Ясно, что на установление нового социально-экономического и государственного строя обязательно должно было быть
согласие самого народа. Если же принимать за чистую монету то, что говорит Путин, то получается, что народ, оказывается, дал такое
согласие, голосуя за ельцинскую конституцию и, следовательно, поддержал установление капитализма в том его виде, который существует
в сегодняшней России. Но так ли это?
ОБРАТИМСЯ к фактам. Конституция РФ 1993 года была принята сразу же после кровавого расстрела советского парламента, причем принята
без какого-либо серьезного обсуждения ее проекта населением страны. Как известно, проекты предыдущих советских конституций перед их
принятием обсуждались гражданами Советского Союза не менее трех-четырех месяцев, и по результатам этих обсуждений в них вносились
многочисленные дополнения и изменения. Достаточно сказать, что по проекту конституции СССР 1977 года в конституционную комиссию
поступило около 400 тысяч предложений граждан, с учетом которых в текст Основного закона было внесено в общей сложности 323
поправки. Проект же ельцинской конституции был опубликован всего за месяц до ее принятия, так что ознакомиться с ее текстом и
серьезно обсудить его не смогла практически огромная масса людей.
Вынести свою конституцию на референдум в соответствии с действовавшим тогда законом <О референдуме РСФСР> от 16 октября 1990 года
Ельцин побоялся. Ведь этот закон предусматривал, что за конституцию должны проголосовать <более половины граждан, внесенных в списки
избирателей, с учетом результатов голосования по каждой республике в отдельности> (то есть не менее 50% общего числа избирателей
России). На такой результат рассчитывать было трудно. И Ельцин идет на издание специального указа от 15 октября 1993 года, согласно
которому для утверждения конституции достаточно, чтобы за нее проголосовало более половины <принявших участие в голосовании>.
Разница, как говорится, достаточно очевидная.
Но даже эти уловки не помогли. По скрупулезнейшим подсчетам ученых и специалистов, конституция <набрала> всего 23% голосов общего
списочного числа избирателей и 31% принявших участие в голосовании. 17 регионов России проголосовали против конституции, а в 22
регионах голосование вообще нельзя признать состоявшимся. И недаром уже через четыре месяца после референдума все бюллетени
голосования, так сказать, вещественные улики, были повсюду уничтожены по указанию Центральной избирательной комиссии.
Такова правда истории. Учитывая это, заявлять, что народ поддержал нынешнюю конституцию, а заодно и становление капитализма в
России, по меньшей мере глубокое заблуждение или заведомая ложь.
Тем более что и теперь, по прошествии почти полутора десятков лет, согласно данным Института комплексных социологических
исследований, более 60 процентов опрошенных считают, что Россия должна была идти своим путем и что господство частной собственности,
которую поддерживает сегодня только треть опрошенных, привело к утрате стабильности - 57 процентов, падению морали - 56, потере
уверенности в завтрашнем дне - 50 и нарастанию межнациональных конфликтов - 33.
Таким образом, установление капиталистических порядков в России было и остается прямым попранием воли и интересов российского
народа, умышленным и антиконституционным разрушением советских социалистических общественных отношений, насильственной заменой их
всевластием олигархического капитализма, прочно слитого с коррумпированным чиновничеством. Такое разрушение с полным основанием
можно охарактеризовать как одно из самых тяжких преступлений перед народом - государственный переворот.
КОНСТИТУЦИЯ в статье 3 однозначно устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ и что присвоение или захват этой власти преследуется по федеральному закону.
Особую ответственность за такое присвоение власти несет президент, и потому в статье 93 конституции сформулированы особые правила
отрешения президента от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной
измене или совершении тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного и Конституционного судов.
В отношении Ельцина такая процедура применялась трижды. Первый раз это было в марте 1993 года, когда депутаты Верховного Совета
РСФСР потребовали его немедленной отставки, и для принятия решения по этому вопросу в то время не хватило всего 60 голосов.
Второй раз это было в сентябре 1993 года, когда законность отстранения президента от власти была подтверждена Конституционным судом.
Тогда, как известно, Ельцин пошел на преступный расстрел советского парламента из танковых пушек. Причем эти его действия были
оценены как государственный переворот не только российской, но и мировой общественностью.
В третий раз вопрос об отрешении Ельцина от должности (импичменте) рассматривался Государственной думой в мае 1999 года, когда под
требованием отставки президента было собрано более десяти миллионов подписей граждан России. Тогда для отстранения Ельцина от власти
тоже не хватило очень небольшого числа голосов депутатов. Но всенародный импичмент фактически состоялся - по данным мониторинга
общественного мнения, проведенного Российской академией госслужбы при президенте РФ, 98 процентов населения не поддерживало Ельцина
и его политический курс. Вот какова была одна из главных причин того, что Ельцин предпочел досрочно сложить с себя полномочия и
назначить своим преемником и исполняющим обязанности президента В.В. Путина.
Показательно, что еще до своего избрания президентом Путин предпринимает шаг, освобождающий Ельцина от ответственности за все, что
им было содеяно. Специальным указом от 31 декабря 1999 года Путин устанавливает неприкосновенность бывшего президента, что вызвало
возмущение в самых разных слоях российского общества.
Дальше - больше. Став президентом, Путин внес в Госдуму проект Федерального закона <О гарантиях президенту Российской Федерации,
прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи>, который был проштампован послушным большинством российской Думы и
подписан 12 февраля 2001 года.
Самая существенная особенность этого закона состоит в том, что он гарантирует неподсудность не только бывшему главе государства, но
и нынешнему и всем будущим президентам России за любые действия, которые они совершили, находясь на своем посту. То есть президент
заранее получает индульгенцию за все, что он будет делать, возглавляя страну, в том числе и за вполне возможные нарушения требований
конституции и законов. На деле это означает полнейшую безответственность президента перед народом, который вручил ему высшую власть
в государстве. Более того, теперь и действующий президент, если, скажем, ему грозит импичмент, может, досрочно сложив полномочия,
запросто уйти от какой-либо ответственности за совершенные им поступки.
Таким образом, у верховной власти России развязываются руки для бесконтрольного выполнения главной ее задачи - доведения до конца
начатых полтора десятилетия назад либеральных рыночных реформ, обеспечивающих перевод страны на рельсы капитализма. Вот откуда
исходит стремление провести в ближайшие годы такое число радикальных реформ, какого не знает история ни одной страны мира. Друг за
другом, переплетаясь, идут административная, бюджетная, налоговая и судебная реформы. Рядом с ними разворачиваются реформы
пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и самоуправления, перестройка силовых
структур и Вооруженных сил.
Проведение в жизнь такого рода реформаторской, а по существу, разрушительной политики возможно лишь при наличии по крайней мере трех
основных условий: создания жесткой вертикали власти, максимального ослабления способности народных масс оказывать организованное
сопротивление действиям властей и, наконец, объявления холодной, а в ряде случаев и горячей войны оппозиционным силам с целью их
вытеснения из политической жизни.
ПОСЛЕДНИЕ годы - бесспорное подтверждение того, что Путин и его команда упорно и жестко движутся по всем этим трем направлениям.
Во-первых, за это время полностью нейтрализовано и превращено в послушный придаток президентской администрации Федеральное собрание,
которое превратилось в своего рода штамповальную машину любых законов, рождаемых в Кремле и Доме правительства. Административный
ресурс, фальсификации и огромные деньги позволили более чем на две трети наполнить парламент прямыми ставленниками высшей бюрократии
и олигархического капитала. Реформа управленческого аппарата и многократное повышение зарплаты чиновников сделали этот аппарат еще
более громоздким и слепым исполнителем фантазий президента. Ни для кого не является секретом полнейшая коррумпированность судов и
правоохранительной службы при росте преступности до 10 млн. преступлений в год. Создание федеральных округов, принятие закона об
отмене выборности губернаторов населением и замена ее фактическим назначением глав региональной администрации по инициативе
президента, а также ломка структур местного самоуправления и межбюджетных отношений довели систему управления в России до такого
состояния, когда ее с полным основанием можно характеризовать как сугубо бюрократический централизм авторитарного типа.
Во-вторых, российские власти предпринимают самые решительные шаги по ограничению права граждан на прямое волеизъявление. Забыв все
клятвы о приверженности демократии, президентская администрация сделала все возможное, чтобы предотвратить проведение предложенного
левопатриотическими силами референдума о возвращении в общенародную собственность земли и других природных ресурсов, ключевых
отраслей энергетики, транспорта и военно-промышленного комплекса, о минимальном размере оплаты труда и жилищно-коммунальных услуг. А
когда Конституционный суд подтвердил право граждан на проведение референдумов в промежутке двух лет между выборами, Дума, приняв под
диктовку администрации президента новый закон <О референдуме>, фактически свела к нулю всякую возможность непосредственного
народовластия. За этим последовал Федеральный закон, резко ограничивающий проведение демонстраций, митингов и пикетов. Он был
настолько реакционным, что даже президент не решился подписать этот закон без доработки. Не менее показательны для характеристики
отношений нынешних властей с народом последние инициативы президентской администрации о введении пропорциональной системы выборов в
Государственную думу, лишающие граждан права выбирать своих представителей по избирательным округам и контролировать их работу в
парламенте. Грозной тучей навис над всеми сферами общественной жизни Федеральный закон <О противодействии экстремистской
деятельности>.
В-третьих, под покровом заявлений президента о том, что <наличие оппозиции - явление не только нормальное, но в условиях демократии
и крайне необходимое>, российские власти всеми силами стремятся предотвратить процесс организации и самоорганизации масс, их
выступления против нынешнего правящего режима. Существенно ограничены полномочия профсоюзов. Общественные организации лишены права
выдвигать своих кандидатов на выборах. Сворачиваются возможности патриотических сил выступать по телевидению и в печати. Обновленный
закон <О политических партиях> позволяет резко сократить число партий, действующих в России, и путем повышения заградительного
барьера ограничить партийное представительство в парламенте, ставятся под государственный контроль многие стороны внутренней жизни
партий.
ОСОБЕННО остро война нынешнего правящего режима ведется против Коммунистической партии Российской Федерации. Против нее и ее актива
осуществляется самый неприкрытый судебный и административный произвол, идут аресты, увольняются и попадают в черные списки сотни
людей, защищающих свои права, и трудовые коллективы. Под руководством президентской администрации ведется подрывная работа внутри
патриотических движений, направленная на их раскол и дезорганизацию. Для этого используется весь арсенал средств, хорошо известный
спецслужбам, олигархическим и криминальным структурам: подкуп, шантаж, компромат, запугивание и дезинформация населения, создание
партий-однодневок и т.д. Результаты этой подрывной работы легко проследить на примере раскола аграрного, ветеранского, молодежного и
ряда других движений.
Вместе с тем президент и его окружение не скрывают своей поддержки собственной придворной партии и примыкающих к ней движений. В
свою очередь лидеры <Единой России> без стеснения именуют себя <партией власти> и <ядром политической жизни, принимающим
непосредственное участие в выработке стратегических основ развития страны>. Они заявляют, что их целью является создание в стране
двухпартийной системы при обязательной поддержке ею существующей власти. При этом, естественно, не упоминается о том, что, согласно
статье 13 конституции, никакая идеология у нас не может устанавливаться как государственная и что признается политическое
многообразие и многопартийность. Таким образом, авторитаризм государственной власти порождает соответствующий авторитарный характер
политической системы общества, при которой человеку труда отводится роль молчаливого статиста, один раз в четыре года приходящего на
избирательный участок для голосования за очередного представителя правящей элиты.
Понимают ли это люди? Надеюсь, что с каждым годом понимают все лучше. Об этом свидетельствуют и голосование <против всех>, и
постоянное снижение явки избирателей на выборы, и растущее сопротивление граждан, когда отчаяние выводит их на забастовки и
голодовки, на митинги, перекрытие магистралей, и другие акции социального протеста. Ответ властей на эти выступления кордонами
милиции, привозом <контрдемонстрантов>, арестами и увольнениями мало что дает. Пропасть между нынешней властью и народными массами
становится все глубже.
Власть, проводя свою политику, не советовалась и не советуется с людьми,
В этой обстановке важнейшее значение приобретают сплочение коммунистов и всех патриотических сил, их самоорганизация, самоуправление
и самозащита в борьбе против внедряемых в российском обществе капиталистических порядков. Причем речь идет именно о каждом
коммунисте, о каждом, кто чувствует свою ответственность за общее дело народа, за судьбу своей страны. Один из героев замечательного
рассказа Василия Шукшина любил говорить: <Без меня народ неполный>. Мне кажется, что именно с такой позиции должен смотреть на свое
место в борьбе за интересы народа каждый подлинный патриот России. Без него, без его активности и энергии в общем деле защиты нашего
Отечества в эпоху безвременья и смуты народ не сможет одолеть навязываемую ему вопреки конституции безрадостную участь жить в
условиях капитализма и авторитаризма.
А.И. ЛУКЬЯНОВ.
--------------------------------------------------------------------------------
В оглавление номера