От Pout
К Pustov
Дата 21.03.2005 11:37:39
Рубрики Идеология;

"Абсолютно необходимо срочное освоение теории государства и революции Антонио Грамши,"

из архивов форума
----------------------------

Тезисы к организационной структуре <новой компартии>

1. Выход из кризиса уже возможен только через революцию. Для того, чтобы
структура партии была адекватна назревающей революции, надо возможно
лучше представить себе природу этой революции.
В настоящий момент можно предположить такие ее черты:
- Как и в начале ХХ века, это будет революция не вследствие исчерпания
возможностей капитализма в развитии производительных сил (по Марксу), а
революция для предотвращения капитализма, угрожающего самому
существованию России как страны, народа и культуры. То есть, это опять
<революция против <Капитала>, как в 1917 г. Только теперь капитализм
выступает под флагом глобализации и <золотого миллиарда>, и важным
фактором стал не только его антисоциальный, но и антиприродный характер.
- На этот раз революция не только не будет классовой по сути, но и не
сможет вестись под классовыми лозунгами. Субъектом революции будет
советский народ в разных его ипостасях (в том числе в антисоветских).
Главным пафосом будет народный, цивилизационный и всечеловеческий.
- В революции не будет монолитной господствующей партии, как получилось
к октябрю 1917 г. Соответственно, не будет и одной господствующей
идеологии. Возникнет что-то вроде широкого и подвижного Народного
фронта.
- Эта революция будет проходить не по ленинской теории, а по обновленной
теории Грамши. Это будет <пассивная> революция, опирающаяся на
<активные> методы давления масс <снизу>. Иными словами, ключевое
значение будет иметь в этой революции участие государственного аппарата.
С конца 70-х годов в мире прошла череда революций по такому механизму
(Южная Африка, Филиппины, Испания, Чили). Это . революция
ненасильственная и только ненасильственная. Поэтому тезис о <лимите на
революции> должен быть определенно и с объяснениями снят.
- Помимо теории Грамши о государстве и революции в философскую основу
будущей партии должны быть положены учения о некапиталистических типах
хозяйства, которые по иному, нежели Маркс, ставят вопрос о
собственности. Эти теории показывают возможность многоукладности и
массированного разгосударствления социалистического хозяйства, что
устраняет множество ложных источников конфликта и противостояния в
нынешнем российском обществе.
2. Если исходить из данного выше <образа> будущей революции, то при
строительстве будущей партии надо решать три новые задачи:
- Создание гибридной структуры, позволяющей разделить без конфликта две
существенно различных части . ветеранов и новое поколение (новое не
столько по возрасту, сколько по типу мышления и языка).
- Создание органов-рецепторов (<щупальцы>), способных распознавать
союзников и строить с ними стыковочные узлы для организованного
взаимодействия.
- Разработка идеологических блоков, легитимирующих взаимодействие с
идеологически отличными союзниками (например, с демократической
интеллигенцией).
3. Как гипотезу можно предложить учредить <молодежную секцию> КПРФ . не
комсомол, а фракцию полноправных членов партии с иным языком и стилем,
нежели ветераны.
[Полезно изучить опыт комсомола в Средней Азии . как замены партии
вследствие запрета на вступление в нее со стороны мулл, а также опыт
комсомола периода НЭПа как замены ВКП(б) для крестьян]
4. Полезно проработать схему партии как ядра, окруженного облаком
<получленов>, то есть отказаться от Устава РСДРП, а учредить
<полупартию> попутчиков не в виде массовых организаций типа профсоюзов,
а в виде <некадровой> партии, вроде территориальных войск Красной армии
в 20-е годы.

Строительство <КПРФ образца 2010 года>
Общие соображения
1. КПРФ-2010 не может вырасти самопроизвольно, эволюционным путем, из
КПРФ-2001. Ее надо строить, как строят новый дом, оставляя старый внутри
и продолжая жить в старом. Новая партия должна <вылупиться> из нынешней
КПРФ. Конфликты и трения при этом неизбежны, но ими можно разумно
управлять. Оснований для разрушительных конфликтов в принципе нет.
2. Партийное строительство - это строительство, целенаправленное
создание новой системы. Значит, нужна вполне определенная цель,
достаточно полный и расположенный во времени проект, достаточные хотя бы
для выполнения <нулевого цикла> средства (даже если предполагается, что
затем проект начнет втягивать в себя средства <акционеров>).
3. Цель должна быть достаточно большой. Новые партии гибнут не потому,
что их организаторы преследовали корыстные карьерные цели, а потому, что
у них помимо карьерных целей не было других, важных и для партийной
массы.
Выше главной, <ядерной> цели, должна иметься более расплывчатая, но и
более высокая цель. Так, партия, ставящая своей целью выработать и
<навязать> обществу проект, позволяющий России миновать катастрофу,
должна показать, что этот проект есть и путь к спасению человечества от
нынешнего кризиса цивилизации.
Таким образом, люди, входящие в <зародыш> новой партии, должны обладать
и национальным, и глобальным видением жизни. Этот <зародыш> должен
излучать идеалы, большая цель не может быть построена только на
интересах. Имитировать идеалы невозможно, обман раскрывается быстро.
4. Проект (программа) должен опираться на идеологию. Она придает ему
авторитет (легитимирует), служит связующим звеном между проектом и
подспудными, невысказанными представлениями о добре и зле (архетипами,
преданиями, традициями). Проект должен отражать, как нечто безусловное и
не подвергаемое дискуссии, чаяния той части общества, на которую он
рассчитан - но представленные как чаяния народа.
Проект должен включать в себя три части: а) узнаваемое и принимаемое за
истинное изложение нынешнего состояния дел и вырастающие из него угрозы,
б) желаемое и утверждаемое как возможное будущее жизнеустройство, в)
<мостик> - путь от настоящего к будущему.
[Очень важен непредвзятый анализ опыта КПРФ. Она семь лет держалась на
энергии возмущения настоящим и ностальгией по прошлому. Отказ от
выработки проекта, видимо, вызван ограниченностью целей, поставленных
руководством (<лучше иметь синицу в руке>)].
Вслед за целью, проект должен быть в достаточной мере утопичным - почти
невозможным. Интересы должны быть увязаны с идеалами. Самое главное,
чтобы проект не был внутренне противоречив вульгарно, вследствие
сокрытия истинных целей, умолчания реальных обстоятельств или просто
низкого качества рассуждений (например, из-за утраты чувства меры).
Диалектическая противоречивость, которая не скрывается, а признается как
следствие сложности мира, не вредит проекту.
5. Помимо идеологии в интеллектуальное обеспечение проекта входит
методология (технология) - принятая партией теория государства и его
изменения (революции или реформы). Это - новая книга <Государство и
революция>.
Так, для успеха большевиков одинаково важны были как
марксистско-ленинская идеология, позволившая превратить чаяния в
политические формулы, так и новая теория государства и революции. В нее
входили три важных части:
- принципиально новая для марксизма (и вообще для евроцентризма) идея о
революции <союза рабочих и крестьян> ради предотвращения капитализма - а
не революции <пролетариата> вследствие исчерпания прогрессивных
возможностей капитализма;
- идея о новом типе государственности (Советы), вырастающем не из
буржуазного или феодального государства, а из самоуправления общины;
- возникшая из осмысления кризиса в физике и опередившая время идея о
неравновесных состояниях и переходах <порядок-хаос> (революционная
ситуация).
Третья часть ленинской теории актуальна и сегодня и достаточно
разработана методологически. Первые две важны скорее как исторический
фон, объясняющий многие особенности России. Проблема государственности
для России на нынешнем этапе требует срочной разработки (включая
проблему парламентаризма, самоуправления и федерализма). Абсолютно
необходимо срочное освоение теории государства и революции Антонио
Грамши, разработанной для городского общества. Эта теория
фундаментальна, имеет общий характер и очень плодотворна в прикладных
отношениях, что показала высокая эффективность ее приложений.
6. Партия обладает устойчивостью и эффективностью лишь в том случае,
если ее ядро запускает <молекулярный> процесс - множество членов и малых
ячеек действуют согласно общей программе, но в большой мере автономно.
Для этого <ядро> должно обладать высоким интеллектуальным -потенциалом и
авторитетом, так что его идеи и установки могли бы служить матрицей для
собственной активности ячеек, а не приказом, который навязывается
посредством какой-то <оплаты> (поскольку центр партии не у власти не
может использовать угрозы).
У левой партии идеальная часть <оплаты> должна резко превышать
материальную, иначе образ партии страдает очень сильно. Раньше роль
поддержания нужного партии баланса выполняли сами господствующие режимы
посредством репрессий против левых активистов. Побывав на каторге,
человек надолго приобретает репутацию бескорыстного служителя идее.
Теперь такой помощи режимы обычно не оказывают, напротив, они стремятся
снижать (в достаточной степени, но не больше) уровень авторитета
центрального ядра партий через демонстративные льготы их верхушки.
7. Динамика строительства. Обнародование проекта - критический,
пороговый момент. Он должен вызреть в условиях <инкубационного> периода,
когда организационное ядро будущей партии может еще действовать методом
проб и ошибок. После <порога> партия проходит новый этап, когда ошибки
могут стать фатальными - вплоть до завоевания минимума авторитета и
выхода на режим самовоспроизводства. Во время инкубационного периода
должны быть сделаны большие заделы, чтобы на втором этапе быстро
реагировать на меняющуюся обстановку без грубых ошибок.
[Стоит новыми глазами взглянуть на историю меньшевиков: они долго были
намного популярнее большевиков, пока не наделали фатальных ошибок после
Февраля - и практически исчезли]
Нельзя слишком укорачивать период <беременности>, но нельзя его и
затягивать. Слишком долгая инкубация убивает зародыш. Все, что можно,
надо постараться сделать до запуска всего процесса, в узком кругу (до 10
человек). Для выхода в инкубационный период требуется уже аудитория в
несколько десятков человек - для обсуждения проекта, идеологии и
технологии. Работа по созданию общей интеллектуальной базы может вестись
постоянно.
Перед <порогом> необходимы работы и заявления, из которых становится
понятно, в чем состоит то <новое вино, которого нельзя наливать в старые
мехи>, то есть почему создаваемая партия вынуждена оторваться от
прошлого. Сегодня надо трезво и достойно разобраться с советским
проектом и определить отношения преемственности с КПРФ-2001.
8. Тип дискурса. Под дискурсом будем понимать всю совокупность знаков,
которые партия <подает обществу> - язык, стиль, жанры сообщений, тип
логики и аргументации, манеры поведения и т.д. По отношению к своей
базе, к тем социальным типам, к которым обращается <зародыш> партии,
дискурс не должен быть банальным, но и не должен отрываться от структур
восприятия и мышления этой базы. Нельзя исходить из <расхожих суждений>
массы (тем более потакать им), но нельзя и взывать только к
невысказанным и явно не выраженным <чаяниям>.
Полезно сразу описать для анализа типы дискурса действующих ныне и
исторических политических движений, выявить их ошибки и сделать выводы
из их уроков.
Следует с самого начала предупредить, что дискурс будущей партии ни в
коем случае не должен быть манипулятивным и <соблазнять> людей. Это -
заведомое поражение, поскольку без тотальной власти (или скрытой
тотальной поддержки власти) программы манипуляции легко подрываются и
никакого шанса на успех не имеют. Точнее, их успех полностью под
контролем реальной власти.
У левой оппозиционной партии единственный путь - обращение к здравому
смыслу, разуму и совести. Это - принципиально несовместимо с
манипуляцией. Попытки смешения жанров приводят к провалу оппозиции.
9. При разработке проекта, идеологии и технологии надо опираться на
коллективную память, традиции, стереотипы и аналогии, но все это - лишь
вспомогательный материал. Главное - творческая работа. Нынешнее
положение России сложно и необычно, беспомощность предыдущих и привычных
систем (как в идеологии, так и в технологии) почти абсолютна, так что
взять из них можно очень немногое. Нужен оригинальный анализ состояния
дел и анализ общества, в котором будет действовать партия.
Главное противоречие, которое надо преодолеть через сложный синтез,
видится в следующем. Советский строй вырос из той крестьянской утопии,
которую Макс Вебер называл <архаический общинный коммунизм>. В советском
строе было больше коммунизма, чем социализма, больше общинности, чем
общества. Все это было лишь слегка прикрыто <тонкой пленкой европейских
идей> (марксизмом). Но община - жизнеустройство <казарменное>,
необходимое при трудной жизни и особенно при бедствиях. В благополучное
время община тяготит и разлагается.
За 60-70-е годы в городской и уже весьма благополучной жизни возник
новый советский человек <среднего класса>. На уровне социальных
стереотипов ему стали ближе принципы социал-демократии. Но под ними живы
архетипы <общинного коммунизма>. Скрытый потенциальный конфликт между
архетипами и стереотипами создает сложный характер. Трудность в том, что
коммунизм и социал-демократия на уровне мировоззрения разделены
пропастью, которой нет между социал-демократией и либерализмом. Потому
советские горожане в 80-е годы легко соблазнились либеральными
лозунгами, но принять либерального капитализма не смогли. Видимо, не
смогли бы принять даже в том гипотетическом случае, если бы реформа не
была столь катастрофической.
Сильная идеология неявно взывает к архетипам, а явно - к стереотипам. В
относительно спокойное время, когда конфликт между ними дремлет, можно
найти приемлемый баланс. Если же положение резко ухудшится, и мы войдем
в зону катастрофы, общество расколется по непредвиденным линиям
(расколется каждый человек и будет метаться). В этом положении внутренне
противоречивая идеология утратит силу. Так в начале века произошел
раскол на большевиков (коммунистов) и меньшевиков (социал-демократов) -
и они стали врагами в гражданской войне. Поровну между белыми и красными
раскололось офицерство.
На нынешнем этапе важно хотя бы иметь в виду и изучать динамику
отношений <коммунизма и социализма> в сознании людей. Очень возможно,
что при ухудшении положения в стране из КПРФ станет выделяться фракция
новых левых коммунистов (<новых большевиков>). Следует все сделать для
того, чтобы на этот раз между ними не произошло раскола, ибо соотношение
сил теперь таково, что никто из них не победит.
Ни в коем случае нельзя оплевывать и осмеивать архетипы - даже если в
данный момент <стереотипы этому радуются>. Между прочим, именно этим
Горбачев отличается от Ельцина - Горбачев оскорбил архетипы, а Ельцин
оказался не социал-демократ, а просто пьяница и бандит (так он был
воспринят в массовом сознании).
10. Важным моментом является включение в идеологию национализма. Это
вообще понятие сложное и в отношении России плохо разработанное. Взятое
из западных теорий, оно не отражало сущности явления в России. Очень
неуверенно говорили о нем и русские православные философы - как
модернисты (Вл.Соловьев), так и <реакционеры> (К.Леонтьев, Достоевский).
Главное в том, что, не пройдя через этап капитализма и
государства-нации, русские не сложились в политическую нацию, а остались
народом (или супер-народом как ядром империи). Поэтому в строгом смысле
в массовом сознании не может быть национализма, а может быть народность.
Национализм возникал и возникает снова лишь в среде интеллигенции,
которая почувствовала себя <буржуазной>, но это пока что небольшое
меньшинство.
Однако национализм как народность, концепцию которого разработали Сунь
Ят-сен в Китае и евразийцы в приложении к России, обязательно должен
стать важной частью идеологии новой КПРФ. Угроза самому существованию
русских как народа, а за ним и связанных с ним малых народов, стала
вполне реальной. Преодоление этой угрозы требует выполнения
целенаправленного и весьма сложного политического и социального проекта.
Обосновать его и призвана идеология.
Совершенно ошибочно представление, будто национализм как народность
несовместим с интернационализмом. Это справедливо лишь по отношению
именно к западному национализму. Напротив, русский национализм, даже в
крутой форме сталинизма, сопрягается с мессианизмом всечеловечности. Эту
проблему изложил Сунь Ят-сен (кстати, беря за пример именно Россию
периода революции): сильный национализм-народность есть условие для
интернационализма.
[Пока что КПРФ в силу теоретических трудностей изложила концепцию
национализма на невысоком уровне. Это создало трудности в отношениях с
интеллигенцией, которая усмотрела <квасной патриотизм>,и в отношениях с
хотя и небольшим, но крикливым течением <националистов>, которые
продолжают обвинять КПРФ в <интернационализме>]
11. Ключевая часть технологии - привлечение интеллигенции из массовых
профессий (преподаватели, врачи, инженеры, офицеры, студенты). Широкие
массы подтянутся, только если будет найден общий язык именно с
интеллигенцией. Она - молекулярный проводник идей через сеть личных
устных контактов. Это - важнейшее и надежно проверенное положение теории
Грамши. Исходя из этого надо строить систему коммуникаций КПРФ (печать,
радио, выступления, встречи и т.д.).



--
http://situation.ru/