От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
20.07.2004 00:19:06
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Е. Холмогоров. Предисловие (?) к книге: "Православная этика и дух капитализма" (*+)
http://www.livejournal.com/users/holmogor/791713.html
Пишет Егор Холмогоров (holmogor)
@ 2004-07-19 19:09:00
;
Ну вот. В книге, по крайней мере, - в основном тексте, поставлена последняя точка в виде предисловия, дающего некоторое
представление о том, что будет внутри. Так что вот.
Название этой книги - <Православная этика и дух капитализма>, - дал её издатель. Поначалу оно мне казалось слишком вызывающим и
<коммерческим>, но чем дольше я думал, тем больше понимал - трудно было бы подобрать название столь же удачное и столь полно
исчерпывающее содержание книги.
Православие и дух капитализма. <И> здесь - одновременно и соединительный и противительный союз. Нет, казалось бы, ничего более
противоположного, чем дух Православия, дух святости, и торгашеский дух западной цивилизации, нашедший свое высшее выражение в
экономической и социо-культурной системе капитализма. Противостояние сформированного Православием духа России и капиталистического
духа Запада - это не противостояние экономических или политических систем, даже не <столкновение цивилизаций>. Это конфликт
несовместимых принципов жизнеустроения, способов человеческого бытия. Сегодня <дух капитализма> торжествует в России над духом
Православия, торжествует, заставляя нас платить страшную цену - и деньгами, и жизнями, и душами. Но Россия жива - духовное и
умственное движение в ней не остановилось и именно сегодня русский ум стремится, несмотря на любое противодействие, возвратить себе
свою форму, обрести свой смысл. И наша эпоха будет восприниматься потомками не только как эпоха политического и экономического
кризиса нашей Империи, но и как эпоха величайшего умственного напряжения, спровоцированного кризисом.
Но нельзя останавливаться на одном лишь противопоставлении. <Дух капитализма>, в определенном смысле всегда был вечным соблазном для
русского духа. Еще прежде петровской эпохи, а тем более - после Петра, в Западе прельщали его промышленный размах, его
<эффективность>. Будучи <Востоком> в культурном, в духовном смысле, Россия всегда стремилась быть <Западом> в смысле интенсивности и
развития своей цивилизации. И нелепо видеть в нашей истории <петербургского> и советского периодов только лишь <псевдоморфоз>
русской культуры, только уход от самих себя. Стремление к эффективности и к <материальному> превосходству заложено в русской
культуре так же глубоко, как и духовный порыв ввысь. И когда русский ум не находил способа соединения <православия> и <капитализма>,
то он иной раз готов был пожертвовать Православием или хотя бы его частью ради <капиталистической> успешности, никогда, впрочем, не
перестраивая Русь полностью по западной модели.
Задача наша состоит не в том, чтобы <отринуть> дух капитализма, сохранив, тем самым, навсегда раскол русской души. Задача в том,
чтобы ответить на вопрос - точно ли <дух капитализма> порождается только <протестантской этикой>, только началами западной
цивилизации, разрушительными для русской жизни. Точно ли Православие и все вообще, что есть своеобразного, своеобычного в России
являются препятствием на пути к современности. Ответ автора этой книги вполне однозначен - нет. Православие не обрекает исповедующую
ее цивилизацию ни на нищету, ни на техническое отставание, ни на предпочтение духовного в ущерб материальному. <Отставание> заложено
не в Православии, а как раз в <европеизированном> его восприятии, сводящем мистику к <морали>, а реализм в восприятии святости к
идеалу <порядочного> <среднего европейца>. Тот аутентичный православный дух, которым жила средневековая Русь был стимулом, а не
тормозом ее материального и политического развития, нес успехи, а не неудачи. Тормозом стало как раз истощание этого православного
духа, <полузападничество>, преодоленное решительным Петром Великим введением западничества полного, а затем, большевистской
революцией, провозглашением идеала сверх-Запада, но только сверх-Запада атеистического, нерелигиозного, не-национального, а потому
бессильного сохранить собственную идентичность.
Россия и сегодня живет не столько идеей Запада, сколько сверх-Запада, идеей мира, в котором материя и дух находятся в неразделимом
творческом единстве, мира, в котором дом создается современной техникой, а стоит молитвой святого, в котором битвы выигрываются
новейшей боевой техникой и, в то же время, копьем Георгия Победоносца. Мира, который превзойдет западную эффективность, западный дух
не будучи, при этом, Западом. Это мир Севера, о котором сегодня все чаще говорят политологи, философы, идеологи. России мало быть
<Востоком> и мучительно быть <Западом>. Ей необходимо быть Севером, цивилизацией, в которой <дух капитализма> порождается именно
<православной этикой>, а не какими-то иными, чуждыми русскому строю началами.
Однако для начала, России необходимо попросту <быть>. Вслед за статьями, посвященными духу русской цивилизации, читатель обнаружит
более конкретные политические работы, посвященные тематике современного русского национализма, дню сегодняшнему. Для того, чтобы
состояться, чтобы воплотить в жизнь <русский проект>, Россия должна выжить, Россия должна начать существование <для себя>, вместо
того, чтобы обслуживать интересы чужих империй и <миров-экономик>, наций и культур, прослоек и меньшинств. Нам необходимо четкое
национальное и имперское целеполагание. Россия существует для России. Россия существует для русских. Автор этих строк не сразу
пришел к признанию этой простой и кажущейся очевидной идеи. Силы, сопротивляющиеся национализму в нашем обществе слишком сильны и
влиятельны. Они готовы смириться с любыми - державными, государственническими, имперскими лозунгами, лишь бы избежать решения
главного вопроса: <Россия для кого?>. Именно неопределенность, нерешенность этого вопроса и заставила автора перейти от
первоначального своего широкого <православного империализма> к более жесткому и колючему русскому национализму. Заставила потому,
что без второго невозможен первый. Без Русской Нации не состоится и Православная Империя, без Русской Нации может состояться лишь
постыдная этнополитическая химера, прокладывающая дорогу совсем другой, американской империи.
По убеждению автора, нынешний смутный период <борьбы с терроризмом> и американской военной экспансии представляет собой лишь
начальный этап глобального политического конфликта. Конфликта, в котором России предстоит выдержать еще одну великую войну, ставящую
под вопрос само ее существование. Психологическая, политическая и военная подготовка к этой войне являются важнейшей составляющей
нашей национальной жизни на ближайшие годы. И чем раньше мы это осознаем, чем крепче будем <помнить> будущую войну, тем уверенней мы
будем себя чувствовать, когда настанет решающий день, и тем прочнее и фундаментальней будут плоды нашей победы.
История России имеет начало, но, в определенном смысле, не имеет конца. Едва ли не с тех пор, как <Русская Земля стала есть>,
русские осознали себя как эсхатологический народ, народ, стоящий на краю истории и, в определенном смысле, замыкающий ее. С
принятием, после падения Византии, Москвой имени и бремени Третьего Рима, это внутреннее ощущение превратилось в осязаемый факт.
Россия стала эсхатологической Империей, тем Третьим Римом, после которого <четвертому не бывать>, после которого лишь царство
антихриста и кончина мира. Кончина мира, которую нужно представлять не как <естественную катастрофу>, а как грандиозное
столкновение, <войну святых со зверем>. И национальная задача, надвременное оправдание существования России, состоит в том, чтобы
русский отряд святых был бы в этой битве самым представительным.
Однако ожидание Конца Истории не означает прекращения, сворачивания творческой работы. Как вражеское наступление не означает
сворачивания строительства оборонительных сооружений. Напротив, эта работа должна вестись интенсивно, <ударными темпами>. Русский
мир, русская цивилизация, основанные на духе Православия, воплощенном в современных материальных формах, - это надежнейшая гарантия
того, что даже в самые последние, самые страшные времена, про которые сказано, что лучше человеку в них и вовсе не родиться, именно
Россия останется последним бастионом подлинной духовной свободы, последней лестницей в Небо, посреди погружающегося в хаос мира.
Человеческая история трагична. Это несомненно. Но никогда не надо забывать о том, что для верующего сердца это - оптимистическая
трагедия.
Включенные в данную книгу работы в большинстве своем написаны в 2000-2004 годах и опубликованы в <Спецназе России>, <Русском
Журнале>, <Отечественных Записках>, <Консерваторе>, <Портале-Credo.Ru> и ряде других изданий, сотрудничество с которыми было для
автора этих строк исключительно интересным и плодотворным. Однако даже тех из читателей, которые уже знакомы с включенными в эту
книгу текстами по первым публикациям или по текстам, размещенным в Интернете, ожидает немало сюрпризов. Данная книга не является
механическим собранием перечисленных в оглавлении работ. Многие тексты были специально для этого издания дополнены, переписаны и
дописаны, с учетом новых фактов и идей, изменивших или дополнивших позицию автора по сравнению с уже напечатанным текстом.