От Георгий
К Георгий
Дата 18.06.2004 14:18:54
Рубрики Тексты;

7. Магазины (+)

 7. Магазины

<Видимо-невидимо, чего только душе угодно>
Русская поговорка, передающая идею разнообразного множества

Если вы были в Москве лет десять тому назад, то теперь, разумеется, сразу отметите, как изменились в Москве магазины. Еще 8-10 лет
тому назад репортажи европейских корреспондентов освещали скандально пустые прилавки и бесконечные очереди. Сейчас в это трудно
поверить, но были времена, когда каждый советский человек <отоваривался> по продовольственным талонам, как в военное время. Без них
не обходилась даже советская элита. Так, дочь Горбачевых Ирина Вирганская в своем интервью (АиФ, 2003г., ?6) рассказывает, что в их
семье, <как и у всех, были продовольственные карточки, с которыми она ходила по магазинам>.
Не нужно иметь богатое воображение, чтобы представить себе, в каком шоке находились советские граждане, увидев впервые за границей
богатые витрины, какие желания одолевали их при этом и какие комплексы неполноценности, какую жгучую зависть порождало чужое
богатство и изобилие, а также многие другие чувства, вплоть до унижения от собственной нищеты и бессилия... И разве годы подобных
ощущений из поколения в поколение не повлияли на русский архетип? Наверное, повлияли, и по логике вещей - не в самую лучшую сторону.
Кстати, бывшее полуголодное существование зеркально отразилось на нынешних россиянах: они больше, чем другие, имеют вкус тратить
деньги, жить <на широкую ногу>, внешне выделяться из толпы и демонстрировать собственную успешность внешними атрибутами богатства.
Сейчас пустые полки магазинов, продукты по талонам, крылатая фраза наглой продавщицы: <200 грамм колбасы в одни руки!> - все это
осталось в прошлом. К середине 90-х годов ситуация изменилась в другую сторону. В Россию хлынула лавина товаров со всех концов
света. Но розничная торговля была не организованной и оптовые рынки, ярмарки напоминали, скорее восточные базары: обилие торгующих
<индивидуалов>, множество отдельных неказистых на вид киосков, торговля <с рук>, продажа фальсифицированной продукции, антисанитария
и т.д. Уровень благосостояния населения был довольно низок, и народ предпочитал покупать продукты и товары первой необходимости на
открытых рынках, где цены были значительно ниже магазинных, поскольку налоги там не платились.
Сегодня ситуация совершенно иная. Сейчас магазины в России, особенно в больших городах, практически ничем не отличаются по внешнему
виду и набору товаров от европейских. Главное их отличие от советского периода в том, что они работают без выходных дней, без
перерывов на обед, и часто закрываются гораздо позже, чем в Европе.
В последние годы в Москве и других крупных городах России переживается бум в развитии западных торговых сетей: открылись сети
гипермаркетов и супермаркетов: , , , <Седьмое небо>, <Рамстор>, <Метро кэш энд Кэрри> и других, рассчитанных
на среднего потребителя. Аналитики считают неизбежным в близком будущем появление в России и других западных сетевых компаний.
Как показывают сами названия, к развитию торгового бизнеса в России проявляют живой интерес и иностранные инвесторы; политика
московского правительства благоприятствует им. Финансовая мощь и известность компании легко конвертируется в политическое влияние.
А как это сказывается на практике? Например, представитель западной крупной сети может напрямую выйти для переговоров на уровень
мэра или вице-мэра Москвы и решить любой вопрос положительно - это привилегия, недоступная для большинства российских компаний. А
если мэр или его заместитель дают <добро>, то дальше для предпринимателя все идет <как по маслу>.
В отличие от Европы гипермаркеты расположены не за чертой города, а в его пределах, правда, в районе конечных станций метро.
Устроители таких магазинов понимают специфику российской действительности: уровень жизни населения в этой стране еще не настолько
высок, чтобы рассчитывать на наличие автомобиля в каждой семье. А вот на метро в такой магазин сможет добраться каждый. Пенсионеры
же, например, вообще приедут сюда бесплатно, хотя бы из любопытства к новинке, и смогут выбрать подходящий товар, пусть даже
скромный.
Супер- и гипермаркеты конкурируют по ценам с открытыми оптовыми рынками, постепенно вытесняя последние. От них больше налоговых
поступлений, развивается инфраструктура, появляются рабочие места и т.д. В сравнении с серединой 90-х годов форма розничной торговли
в России заметно <цивилизуется>: однотипные по дизайну киоски объединены теперь между собой под общей крышей, обязательно есть
туалет, присутствует охрана и т.п., а все вместе теперь это называется <Торговый центр>.
Итак, в крупных городах России активно развивается розничная торговля. По оценкам экспертов исследовательского агентства MAGRAM
Marcet Research, ежегодно объем площадей торговых комплексов увеличивается в 2 раза. Однако до желаемого пока еще далеко: Москва,
например, пока отстает в этой сфере от европейских городов на 7- 8 лет. Так, на тысячу человек в Лондоне приходится 275 кв. м
торговых площадей, в Париже - 398 кв. м, а в Москве в зависимости от района - от 20 до 150 кв. м [20], т.е. не так уж и много.
О Москве мы постоянно говорим в первую очередь потому, что это - ворота России, здесь намечаются и бурно протекают все важнейшие
жизненные процессы. Но если говорить о регионах России, то в большинстве развитие розничной сети торговли там - пока еще дело
перспективы. Чаще всего ее состояние можно сравнить с Москвой начала 90-х годов. Например, в Санкт-Петербурге сеть супермаркетов
развита очень слабо. Там есть открытые рынки около станций метро, <старые> продовольственные магазины, сохранившие дух советской
эпохи, и универмаги. Редкие супермаркеты рассчитаны на состоятельных людей. Так что в регионах России ниша розничной торговли пока
еще свободна.
Кроме супермаркетов, существуют и маленькие, дорогие и не очень, скромные магазинчики и престижные <бутики>. В них ны сможете найти
одежду, меха или косметику практически из нсех стран мира. От выбора разбегаются глаза даже у опытного покупателя. Выбор, как и
разброс цен - колоссальный. Проблема наличия товаров в магазине для россиян более не существует. Появилась, правда, другая
проблема - наличие денег.
Москва сегодня, по мнению российских социологов и экономистов, - один из самых дорогих городов в Европе. Цены вообще сопоставимы с
парижскими, а вот на фрукты, овощи, качественную одежду и особенно на вино цены гораздо выше. Правда, мясные и молочные продукты
дешевле, чем в Европе. Но зато рыба стоит баснословно дорого и она неважного качества, перемороженная. И все же в целом можно
сказать, что для русских уже нет проблемы куда потратить деньги, вопрос в том - как их заработать.
И еще одна особенность русских магазинов: далеко не во всех магазинах производится расчет по кредитным карточкам и чековым книжкам.
Сами понятия <кредитная карточка> и <чековая книжка> для русских довольно новые. Русские привыкли в от-ничие от европейцев и
американцев рассчитываться наличными к-ньгами. Поэтому, отправляясь в какой-то магазин, поинтересуйтесь, примут ли там вашу
кредитную карточку. Чеки мало распространены.
А с кредитной карточкой будьте как можно осторожнее! В русских магазинах устройства для работы с такими карточками - устаревшей
конструкции, такие, что были в Европе лет 10-15 тому назад. Поэтому там нет защиты обладателя такой карточки с помощью личного
пин-кода. Если вашу карточку украдут, то
в России ею сможет воспользоваться любой человек.



От Баювар
К Георгий (18.06.2004 14:18:54)
Дата 20.06.2004 02:38:16

Ага, точно. Дело было утром

>Сегодня ситуация совершенно иная. Сейчас магазины в России, особенно в больших городах, практически ничем не отличаются по внешнему виду и набору товаров от европейских.

Щаззз. Понадобилось мне привычные но-нэймовские джинсы вдруг купить, т.к. свои нечайно порвал. А вокруг на рынке ЦСКА одна фирмА за цену несусветную.

Главное их отличие от советского периода в том, что они работают без выходных дней, без
>перерывов на обед,

Ага, точно. Дело было утром 01.01.2003.