От Георгий
К Георгий
Дата 23.06.2004 20:39:23
Рубрики Тексты;

"В массовой школе работает очень мало вменяемых людей. Вот в чем реальная проблема" (*+)

Русский Журнал / Обзоры / Образование
http://www.russ.ru/culture/education/2004062_bd.html

Российская школа - взгляд из оазиса
Борис Давидович

Дата публикации: 22 Июня 2004

Появившееся недавно Открытое письмо Президенту, посвященное реформам образования и подписанное 420 специалистами, продолжает горячо
обсуждаться профессиональным сообществом. Хотя в адрес его авторов прозвучало немало критики, даже для работников образовательной
системы очевидно, что ситуация здесь неблагополучна и достойна всестороннего обсуждения. РЖ публикует интервью, взятое у одного из
подписантов - заслуженного учителя России, завуча по спецклассам одной из лучших математических школ страны - школы #57 г. Москвы -
Бориса Михайловича Давидовича.


--------------------------------------------------------------------------------

РЖ: Что побудило вас подписать письмо с протестом против ЕГЭ?

Б.Д.: Может прозвучать странно, но я не считаю ЕГЭ главной проблемой школьной жизни сегодня. Как и вообще вопрос экзаменов. Да, эта
тема широко обсуждается, сказано уже столько, что просто ничего не хочется говорить. Но школа живет другим. Мне вспоминается одна
история. Как-то в нашу школу пришли молодые, интеллигентные родители двух сыновей-близнецов. Они просили устроить одного из них к
нам в восьмой, кажется, класс. Дело в том, что в школе, где они вместе учились, учителя систематически травили одного из братьев,
постоянно сравнивая его со вторым. Ребенок был буквально доведен до ручки. "А нельзя ли поговорить с классным руководителем
относительно этой ситуации?" - спросил было я родителей, но тут же услышал: "А от нее это и исходит в первую очередь, она считает
это методом воспитания..."
Поймите пожалуйста - в массовой школе работает очень мало вменяемых людей. Вот в чем реальная проблема. Особенность школы как
системы в том, что учитель - это массовая бесконкурсная профессия и при этом род занятий с чрезвычайно низким социальным статусом.
Это сочетание и рождает многие страшные вещи внутри школы.

РЖ: Но почему же вы тогда присоединили свой голос к тем, кто обрушился на ЕГЭ, если этот вопрос для вас второстепенен?

Б.Д.: А потому что у нас происходит постоянная имитация улучшения. Так точнее стоит назвать образовательные реформы. Это письмо -
попытка протестовать против такой имитации. И ЕГЭ - это тоже имитация. Одни занимаются его продвижением потому, что открывается
дополнительный заработок, вкладываются средства, которые должен же кто-то осваивать. Другие - потому что приказали. Третьи вообще в
этом ничего не понимают - но тоже делают...

РЖ: Вы в принципе против реформ?

Б.Д.: За свои почти уже 60 лет я не помню ни одной осмысленной реформы в нашей стране. Правда в том, что все знают, кто виноват, но
никто не знает, что делать. Никто. Еще одна история. Английская спецшкола, интеллигентная мама, девочка переходного возраста. В
семье конфликт "отцов и детей". После какого-то решительного объяснения девочка уходит из дома. Психолог спрашивает интеллигентную
маму: "Зачем вы так жестко говорили с дочерью? Вы ведь знали, что произойдет?" - "Знала. Но ведь что-то надо делать..."
Это пример нашей ситуации. "Ведь что-то надо делать" - и делают! Только разобраться бы - что. Вот, к примеру, часто говорят, что
корень всех бед - низкая заработная плата. "Повысим оклады чуть ли не до тысячи долларов!" - прочитал я в одной из центральных
газет. Но ведь школу тогда забьют проходимцы - и опять все перемены на этом закончатся. Или стали носиться, как курица с яйцом, с
попечительскими советами. Но давайте посмотрим реально, кто туда войдет? Кто реально из родителей захочет и сможет с дотошностью
влезать в проблемы школы? Насколько это будут люди адекватные? А в маленьких городках - где вы возьмете 15-20 человек, которые будут
осмысленно формировать школьную политику? Это все кабинетные утопии.

РЖ: Вы говорите, что никто не знает, что делать. А вы сами идете в школу - тоже не зная?

Б.Д.: Я для себя давно и навсегда решил одно: делай свое дело так, как считаешь нужным. Я не готов думать за весь мир, за всю
страну - поэтому и создали мы в отдельно взятой школе такой остров, оазис, что ли, и пытаемся сохранить себя, как можем. Чтобы
строить нашу внутреннюю жизнь такой, какой она нам видится.
Правила, которые я сформулировал бы, очень просты: нужно быть честным перед детьми и коллегами, быть профессионалом своего дела и не
изменять здравому смыслу.

РЖ: Может ли быть полезен опыт вашей школы, "оазиса", как вы ее назвали, для школы массовой?

Б.Д.: Можно, я задам контрвопрос? Может ли быть полезен опыт, скажем, театра имени Товстоногова театру имени, например, Гоголя?
Ничем и никому наш опыт полезен быть не может - школа тот же театр, это органический уникальный сплав. Школа, как театр, рождается и
умирает - и живет очень недолго, в лучшем случае - несколько десятилетий. Нашей школе везет - мы давно уже перевалили за сотню
лет... Мы вообще в какой-то степени исключение. Здесь совсем другая среда.

РЖ: Как вы определяете для себя цели образования?

Б.Д.: Говорить об общих целях для всех школ и учеников очень сложно, практически невозможно. Слишком все разные. Для себя же мы
решили этот вопрос так - мы не готовим математиков-профессионалов. Наша сверхзадача (употреблю театральный термин) - научить честно
работать и получать удовольствие от этого процесса. От этой сверхзадачи и разворачивается вся цепочка воспитательных и
образовательных методов внутри нашей школы.
Кстати, я тут посчитал - примерно 20 моих выпускников разных лет так или иначе связали себя с работой в школе, хотя я никогда не
работал в специализированных педклассах. Это серьезная цифра - она как раз и говорит о том, что наши образовательные цели привлекают
ребят и они готовы после окончания школы реализовывать эти же цели уже в качестве учителей.

РЖ: Каким, с вашей точки зрения, должно быть участие государства в образовательном процессе?

Б.Д.: Хорошо бы, чтобы кормило и не мешало. У государства все равно нет ясно оформленного понимания того, чего оно хочет от
образования. Оно даже не может в материальном выражении отличить труд хорошего учителя от труда плохого. О чем тут тогда говорить?

РЖ: Но рано или поздно вашим ученикам приходится покидать "оазис" и сталкиваться с государством, от которого их стараются оберегать.
И не всегда эти столкновения безобидны. Как, например, вы относитесь к нынешней практике приема в вузы?

Б.Д.: Это очень сложный, нелинейный вопрос. Вузы вузам рознь. Возьмем, к примеру, мехмат МГУ - это факультет я по разным причинам
знаю очень хорошо. Там у власти стоят люди, которые заведовали приемом и 20 лет назад. Конечно, времена меняются, меняются и эти
люди - но главное остается: "порядка нет как нет". Модные нынче слова о том, что при поступлении "надо смотреть в глаза
абитуриенту", звучат странно. Ни в одном университете мира нет устных вступительных экзаменов - должен быть письменный документ.
В этом году, как вы знаете, ситуация еще сложнее. Весь год не могли определить статус победителей региональных олимпиад: то ли их
берут в МГУ без экзаменов, то ли они должны сдавать, как все. 60 человек из Москвы стали победителями Московской городской
олимпиады - они, по уверениям ректора, должны были быть зачислены. Теперь им предстоит опять доказывать свою пригодность.
Хотя, положа руку на сердце, я бы взял из них не больше половины - ну нет там столько настоящих математиков! А на мехмат поступает
ежегодно 450 человек...

РЖ: Сам собой возникает вопрос о профильном образовании, на которое готовится перейти вся страна. Как вы относитесь к нему?

Б.Д.: Массовый переход к профильной школе никак не подготовлен. Нет учебников и программ. Нет учителей. Вот пример нашей школы. По
новому учебному плану можно в классах гуманитарного профиля не изучать отдельно физику, химию, биологию, а объединить их в некий
предмет "естествознание". Я этому поначалу обрадовался (известно, как много усилий тратят иные гуманитарии, чтобы постичь эти не
главные для них в профессиональном плане науки), но потом понял, что у нас в школе нет такого учителя, который мог бы преподавать
естествознание. Всего два года назад введен этот предмет в педвузах, те, кто станут когда-то учителями естествознания, еще
второкурсники - а мы уже должны на что-то "перейти". Это все профанация идеи.
Еще одна проблема: по моей оценке (а я все-таки занимаюсь отбором способных к математике детей не один десяток лет) порядка 50%
детей к тому возрасту, когда им предлагается выбрать профиль, еще не определились со свои выбором. Счастливцы те немногие родители,
дети которых знают, чего хотят.

РЖ: И современные дети такие? Как, кстати, меняются ученики за последние десятилетия?

Б.Д.: В ребенке изменились, на мой взгляд, две вещи. Первое: дети, которым сейчас 15-16 лет, выросли на американизированном
телевидении начала 90-х годов. Они эмоционально более приглушены, чем раньше, не плачут по поводу чужого горя и часто просто не
могут понять, что это такое. Идея навестить больного одноклассника вообще не может прийти им в голову - зачем, есть же SMS-ки!
Второе: у многих детей чудовищно низкий культурный уровень. Это, конечно, и наша вина. Мы сами перестаем читать - так, как читали
15-20 лет назад. А этот уровень лишает человека возможностей профессионального роста.

РЖ: Мрачное какое-то интервью у нас получается... Как же можно идти на работу в школу после всего, что вы сказали?

Б.Д.: Вы можете мне не верить, но несмотря на все то, что я сказал вам сейчас, я вынес с годами твердое убеждение: на свете есть
только две осмысленные профессии - это учитель и врач. Ну, может быть, еще хлебопек - но это из другой оперы. Все остальное - от
лукавого.





От Владимир К.
К Георгий (23.06.2004 20:39:23)
Дата 24.06.2004 01:04:22

А вот этот момент из текста очень важен!

>И ЕГЭ - это тоже имитация. Одни занимаются его продвижением потому, что открывается дополнительный заработок, вкладываются средства, которые должен же кто-то осваивать. Другие - потому что приказали. Третьи вообще в этом ничего не понимают - но тоже делают...

Я хочу заметить, что тезис верен не только в отношении ЕГЭ. Он верен во всём, что касается сути деятельности нынешних преподавателей и функционеров образования. Любого образования. От дошкольного до высшего. Только автор не заметил ещё того, что над всем этим веет флер прогресса ради прогресса, т.е. самоценности реформ. И выполняет роль эдакого "цемента". Без рефлексии о ценности реформ, их вредности или полезности. А прогрессивным считается, "как на Западе", раз они так хорошо и красиво материально живут (опять-таки без реальных знаний о том, как там на самом деле живут и чем платят за "красоту"). Любой задумывающийся выглядит белой вороной. "Не в мэйнстриме".

От Георгий
К Владимир К. (24.06.2004 01:04:22)
Дата 24.06.2004 22:03:56

см. к этому статью С. Г. в копилке (-)




От Владимир К.
К Георгий (24.06.2004 22:03:56)
Дата 24.06.2004 22:15:06

Да, я её прочёл. Раньше чем статью киоска. Мой ответ - синтетическая реакция. (-)


От self
К Владимир К. (24.06.2004 01:04:22)
Дата 24.06.2004 07:50:55

ублюдки полодят ублюдков или...

...дело антирусских либерастов приносит свои плоды.

Хоть Александр и за бугром, но он правильно заострил внимание на замечании СГ о "саботаже" реформ рядовыми чиновниками.

Была передача по местному ТВ, где местный чувачок Марк, явно прельщённый лаврами Познера (тупо иммитирующий марнеру - да что взять с журналюги, думающего спинным мозгом), но недотягивающий и до средней руки манипулятора ведёт серию передач, куда приглашаются две стороны и устраивается цирк. На этот раз был чиновник от горадминистрации и преподы лицея с лицеистами. Этот рассадник элиты сделан из обычной школы, которую заканчивал мерин города. Тема передачи (самое начало не застал, потому и телефона прямого эфира не знал, в течении передачи его не давали) "Нужно ли нам элитное образование". Суть в нехватке средств на капремонт образовательных учереждений - детсадов и школ. В своё время очень много детсадов было передано коммерческим банкам, таможням, горадминистративным учереждением. Теперь, в связи устранием демографической ямы, не хватает мест и в школах и в садах. (часть садов заняты были школами, теперь школы выселяют из детсадов, но ни один банк или таможня не тронуты).
Всего требуется средств на срочный капремонт около 250 млн. У города есть 30 млн. + область дала ещё 30 млн. На ремонт лицея (где ученики читают Гоголя, Достоевского, цитируют Пушкина и пр.) требуется сумма (не помню точно, возможно около 2 млн.) такая же и даже чуть меньше, как и на ремонт 3-х школ. В этих обычных школах ("для быдла"(с)) учится (должно учится, т.к. требуется ремонт и ученики расформированы по другим школам) 5 тыс. человек, а в лицее учится 215 человек. Вот чиновник и вопрошает студию и ведушего, кому отдать предпочтение - пяти тысячам (недочеловекам - прим. моё) или 215 ученикам (будущим избранным - прим. моё). При этом в течении последних десяти лет лицеист обходился горбюджету ровно в два раза дороже, чем обычный ученик (10 тыс. руб. в год против 20 тыс.), т.к. площадей на душу больше, учителей, а значит и зарплат/ставок больше.
В ответ слышно лишь, но ведь уровень там выше, все поступают в вузы, неужели нам не нужны спецы. Жаль, не смог узнать телефон прямого эфира. Его знал депутат-коммунист, который, как правильно ему ткнул в морду ведуший, занялся лоббированием своих школьных проблем.
Дилема то проста - делать нам двухкоридорную систему или нет?

Заключительным аккордом прозвучало выступление одного ублюдка-лицеиста. Этот растущий расист спросил ведушего, "если нынешние чиновники не хотят поддерживать элитное образование (и это он смел сказать после того, как его содержали эти 10 лет в два раза - только в материальном плане - лучших условиях, про информационные условия, лучшую библиотеку и пр. и раговора нет), то мы вот вырастем, недолго осталось, и пойдём работать в думу, в горобразование, и там решим проблемы. Как вам моё предложение?"

Если такие уроды пройдут туда (а шансов на это у них на порядки выше кухаркиных детей), то расслоение пойдёт ударными темпами.
Жаль, не удалось поддержать чиновника и внести ясность в поставленный передачей вопрос.

p.s. умненькая такая, прилизанная сволочь с осознанием своего преводсходства над кухаркиными детьми в глазах. Прям вылитый гитлер-югент. Вот где фашизм-то обыкновенный.

От Александр
К self (24.06.2004 07:50:55)
Дата 24.06.2004 09:35:50

В морду бить за "качество"

> Вот чиновник и вопрошает студию и ведушего, кому отдать предпочтение - пяти тысячам (недочеловекам - прим. моё) или 215 ученикам (будущим избранным - прим. моё). При этом в течении последних десяти лет лицеист обходился горбюджету ровно в два раза дороже, чем обычный ученик (10 тыс. руб. в год против 20 тыс.), т.к. площадей на душу больше, учителей, а значит и зарплат/ставок больше.
>В ответ слышно лишь, но ведь уровень там выше, все поступают в вузы, неужели нам не нужны спецы.

Что-то часто стала звучать тема "качества". Внизу Андрей кинул статейку "Россиян лучат слишком много врачей".
http://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/116379.htm Так там тот же припев:
"ясно, что качество медицинских услуг гораздо выше, чем в регионах, поэтому и денег в столицу должно быть направлено больше. Проблема в том, что за этими ресурсами должны идти и люди, то есть должна быть обеспечена доступность лучшей медицинской помощи, которая действительно имеется только в Москве."

Пора начать услышав слово "качество" хвататься за пистолет, или хотябы бить в морду. Я сразу заподозрил что то что может сделать скромный местный врач оказавшийся на месте вовремя, не сможет сделать и десяток гениальных московских профессоров, к которым пациент попал слишком поздно. На всякий случай посоветовался с врачами, как со скромными местными, так и с гениальными московскими. Благо их тут вокруг оказалось много. И те и другие подтвердили мою догадку.

Кстати, я обнаружил себя в довольно уникальной позиции - я могу обратить на благо "эффект заграницы", который Владимир тут так красочно описал. Вот ведь никогда не знаешь где найдешь где потеряешь.

> Жаль, не смог узнать телефон прямого эфира.

>Заключительным аккордом прозвучало выступление одного ублюдка-лицеиста. Этот растущий расист спросил ведушего, "если нынешние чиновники не хотят поддерживать элитное образование (и это он смел сказать после того, как его содержали эти 10 лет в два раза - только в материальном плане - лучших условиях, про информационные условия, лучшую библиотеку и пр. и раговора нет), то мы вот вырастем, недолго осталось, и пойдём работать в думу, в горобразование, и там решим проблемы. Как вам моё предложение?"

>Если такие уроды пройдут туда (а шансов на это у них на порядки выше кухаркиных детей), то расслоение пойдёт ударными темпами.

Ну шансы то эти можно и поуменьшить. Если достать запись передачи да покрутить на родительских собраниях, вставив комментарии. Да и связавшись с чиновником и депутатом можно провести свой круглый стол с элитными, обычными и своим деятельным участием. Да записать на видео. А потом распространять в качестве учебного пособия в школах, пединститутах и по прочим каналам. Думаю у "элитных" хватит наглости пойти на это. И тогда уж можно постараться помочь им нарваться по полной программе.

>Жаль, не удалось поддержать чиновника и внести ясность в поставленный передачей вопрос.

Думаю его можно при желании найти и поддержать. Настало время собирать связи и вязать сети.

>p.s. умненькая такая, прилизанная сволочь с осознанием своего преводсходства над кухаркиными детьми в глазах. Прям вылитый гитлер-югент. Вот где фашизм-то обыкновенный.

Сволочь глупенькая. Но было бы совсем неплохо чтобы "кухаркины дети" знали своих "спецов", а "спецы" видели не только себя любимых, но и тех кого желают оставить без школ.

От Владимир К.
К Александр (24.06.2004 09:35:50)
Дата 24.06.2004 22:12:48

Антропологически-методологическая проблема.

>Ну шансы то эти можно и поуменьшить. Если достать запись передачи да покрутить на родительских собраниях, вставив комментарии. Да и связавшись с чиновником и депутатом можно провести свой круглый стол с элитными, обычными и своим деятельным участием. Да записать на видео. А потом распространять в качестве учебного пособия в школах, пединститутах и по прочим каналам. Думаю у "элитных" хватит наглости пойти на это. И тогда уж можно постараться помочь им нарваться по полной программе.

>>Жаль, не удалось поддержать чиновника и внести ясность в поставленный передачей вопрос.
>Думаю его можно при желании найти и поддержать. Настало время собирать связи и вязать сети.

Если кто-либо придёт "не от мэйнстрима" и начнёт что-то предлагать - его гарантированно пошлют подальше (self не даст соврать). Одиночки у нас не в чести. А если тот же и с тем же человек придёт "от организации" (годится и ОО [Общественная Организация] и ООО [Общество с Ограниченной Ответственностью]), то его и выслушают, и других (подчинённых) слушать нагонят.

Если практическая польза (новые хорошие темы для диссертаций, авторских методических разработок, позволяющих получать высокую аттестацию, и т.п.) или, тем паче, финансовая или материальная помощь от пришедшего светит, захотят дальнейших связей. Кстати, именно эту особенность успешно используют всякие "Соросовские фонды", глубоко ("молекулярно") внедряя всякую мерзость.

Так что для успешной или даже просто нормальной работы крайне нужны ОО и ООО (даже формальные "из двух человек", проверять никто не будет), и не одно. Не говоря уж о чисто организационных преимуществах.

От Владимир К.
К Владимир К. (24.06.2004 01:04:22)
Дата 24.06.2004 01:25:24

Добавлю.

Понятно, что тон в преподавательской среде задают т.н. "продвинутые", которые ездят за границу в турпоездки и "по обмену опытом". Ох, млеют наши дамы от слов "франция" и "париж", слушая приехавших. А под этот соус... И привозят эти "продвинутые" всякий идеологический хлам типа "валеологии", "модульного обучения" и "гуманизации воспитания", который редко когда удаётся блокировать в силу вышеописанных причин ("мэйнстрим" и "самоценность реформирования"). Но в единичных случаях удаётся. Ваш покорный слуга, как позволила ситуация, как-то приложил руку. Сколько обиды и непонимания было со стороны "потерпевшей"! :-) Главная её мысль: "За что?!" :-)

Кстати, слово "модуль" уже давно и благополучно введено в научно-педагогический оборот. Правда, каждый разработчик учебно-методических материалов пока наполняет это понятие своим собственным содержанием. Но, так сказать, матрица готова, осталось только задать "правильное" наполнение. Что скоро и будет делаться, с указанием на Болонью.