От
|
Георгий
|
К
|
Администрация (И.Т.)
|
Дата
|
31.05.2004 23:08:47
|
Рубрики
|
Тексты;
|
"Рентабельность проектов в России, нацеленных на последующий экспорт потребительских товаров, еще надо доказать" (*+)
http://www.izvestia.ru/economic/article127481
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА ПЕРЕЖИВАЕТ УНИКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ
Согласно исследованию аудиторской компании "Эрнст энд Янг", 9% руководителей европейского бизнеса планируют реализовать
инвестиционные проекты в России. Реальность же пока от этих планов существенно отстает - по количеству привлеченных инвестиционных
проектов Россия занимает лишь пятое место в Европе.
По итогам 2003 года прямые иностранные инвестиции в российскую экономику выросли более чем в два раза и достигли уровня в $5,2 млрд.
Инвестиции в китайскую экономику увеличились всего на 8%, достигнув уровня $57 млрд в год. Россия все еще остается потенциально
привлекательной для иностранных инвесторов. И все еще ждет, когда этот потенциал реализуется в конкретных проектах. По мнению
партнера "Эрнст энд Янг" в СНГ Марка Джарвиса, "если раньше России отводилось весьма скромное место в повестке дня руководства
европейских компаний, то сейчас она - среди наиболее перспективных рынков, и это радует". "Мы переживаем уникальный момент, -
убежден глава московского подразделения Citigroup Никлас Сандстром, - впервые в истории России различие между осознанием ее
значимости и намерением инвестировать сюда свои деньги может исчезнуть".
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это самый реальный показатель доверия иностранных инвесторов к национальной экономике. Потому
что, в отличие от покупки акций и облигаций на фондовом рынке, эти ПИИ означают покупку или строительство конкретных фабрик и
заводов, на которых будут работать реальные люди и получать реальную зарплату. Соответственно вместе с этими активами
компания-инвестор приобретает и пассивы, самый главный из которых - риски ведения бизнеса на чужой территории. Такие риски могут
легко перевесить потенциальную привлекательность любого рынка. Именно поэтому России нет в первой десятке стран - получателей
реальных инвестиций. За исключением Китая, все места здесь занимают европейские государства с проверенными временем правовыми
системами.
Несколько иначе выглядит список стран, в которые управляющие хотят инвестировать свои средства. На первых местах здесь также США и
Китай. Но в целом намерение инвестировать связано с размером национального рынка страны-реципиента. Различие между реальным потоком
и намерением инвестировать сюда - самое большое. И оно может быть преодолено в ближайшие годы. В этом абсолютно уверен глава
московского подразделения крупнейшего мирового инвестиционного банка Citigroup Никлас Сандстром. "Вам просто надо набраться
терпения. Опыт показывает: для того чтобы преодолеть разрыв между реальностью и действительностью, требуется время", - считает
Сандстром, который еще недавно следил за развитием России из лондонского офиса, а теперь переехал в Москву. По его мнению, у страны
уникальный шанс раз и навсегда покончить с разговорами о необъятных потенциалах и малоиспользованных возможностях. "Совсем недавно
на встрече в Брюсселе я делал доклад о России и был поражен огромным и реальным интересом к реализации европейских проектов в этой
стране, - говорит Сандстром. - Здесь исходят из того, что по-настоящему реализовать потенциал роста можно лишь к востоку от ЕС - в
России, на Украине и в Казахстане". "Каждый год мы будем наблюдать сближение между ожиданиями и реальностью", - прогнозирует далее
Сандстром. Это уже стало тенденцией - крупнейшие инвестиционные банки гораздо выше оценивают российские возможности, чем многие
российские предприниматели. Главное основание для оптимистических ожиданий, по мнению Сандстрома, вполне реальное. "По сравнению с
1997 годом производительность труда на российских предприятиях выросла на 45%, а реальная зарплата осталась на том же уровне, -
говорит представитель Citigroup. - Это означает, что перестройка на корпоративном уровне в целом завершена. И это дает основания для
уверенности в том, что инвестиции будут продуктивными". Куда должны пойти деньги?
"Наш опыт работы в России, - рассказывает Марк Джарвис, партнер "Эрнст энд Янг" в СНГ, - говорит о том, что большинство проектов
здесь в настоящее время ориентировано на стремительно развивающийся местный потребительский рынок и сырьевой экспорт". По его
мнению, рентабельность проектов, нацеленных на последующий экспорт потребительских товаров, еще надо доказать.
АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВ