От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Дмитрий Кропотов
Дата 21.07.2009 15:19:46 Найти в дереве
Рубрики История; Идеология; Версия для печати

Re: О претензиях3

>Вот тебе и раз!
>Но они были непременным исходным этапом.
>Ведь государственность как раз и началась зарождаться после возникновения первого по историческим меркам образа эксплуатации - редистрибутивного.
>Вождь, которому для все большего усиления своей роли в сети обмена престижными ценностями необходимо было все больше таких ценностей, обязывал соплеменников "сдавать" их себе - ставя соплеменников в такие условия, что они были ему _должны_ под давлением морали давать все больше и больше престижных ценностей.
>Рано или поздно соплеменники переставали подчиняться моральным требованиям - слишком неподъемными были долги перед вождем, поэтому вождю потребовались специальные люди для принуждения соплеменников к выполнению обязательств. Они составили ядро формирующегося класса чиновников-политаристов во главе с вождем-политархом.

Я полагаю, что увлечение частной собственностью и эксплуатацией застило глаза.
И даже вычитанное у Ю.Семенова ты перевел на свой язык.

В работе "Переход от первобытного общества к классовому" Ю.Семенов исключительно аккуратно относится к этому переходу.

Он говорит буквально следующее:
В большинстве случаев, вероятно, преполитархи возникли из поздних чифменов. Иначе говоря, от поздних чифменов развитие пошло в двух направлениях: одна линия привела к позднейшим чифменам, другая - к преполитархам. Однако не может быть исключено возникновение преполитархов из позднейших чифменов и поздних или позднейших бигменов. Во всяком случае в развитии позднейших бигменов у сиуаи о. Бугенвиль прослеживается тенденция движения в сторону преполитаризма [49].

Есть общества, в которых существовала одна лишь преполитарная форма эксплуатации

http://scepsis.ru/library/id_571.html

Обратите внимание:
1)ТОЛЬКО ВЕРОЯТНО, что преполитархи возникли из поздних чифменов
2)есть общества, в которых, кроме преполитархической формы эксплуатации, иных не было.

Что это означает? Что у соответствующих народов не было даже поздних бигменов и поздних чифменов, которые в процессе престижного дарообмена получали больше, чем давали. Т.е. в этих случаях выделение в протополитархическое чиновничество происходило по каналу, исключающему индивидуальное присвоение прибавочного продукта.

Я когда-то рассказывал(уже на основании не семеновского материала), как это происходило.
«В деревнях жителей африканской саванны сразу бросаются в глаза большие, обмазанные глиной корзины, стоящие на деревянных помостах рядом с хижинами. По количеству и размерам этих корзин-зернохранилищ с первого взгляда можно определить степень благосостояния обитателей того или иного жилища. Ясно, что самые богатые зернохранилища принадлежат главе общины, хотя не все их содержимое — непременно личная собственность последнего. Хранящиеся здесь запасы предназначены для общественного использования во время деревенских праздников или в случаях недорода. Важно и то, что обладание подобным резервом освобождает время лидера для занятий самыми разнообразными делами управления общиной и благоустройства деревни. Как бы взамен он требует от жителей дальнейшего пополнения запасов, что, в конечном итоге, обеспечивает его все более эффективными средствами давления и принуждения. Так шаг за шагом лидер приобретает реальную политическую власть и становится вождем в полном смысле этого слова.»
http://www.ethology.ru/library/?id=279

Со временем эта должность могла оказываться наследственной. Разделение деревни(из-за роста числа жителей, например) и уход их в другое место происходили вместе с новым лидером-старостой. Но при этом сохранялась связь общин. Например, староста первой деревни оказывался старшим и над старостой новой деревни. Постепенное размножение деревень приводило к постепенному же, от шага к шагу, накоплению иерархов. Появлялся староста куста деревень, староста дистрикта, состоящего из нескольких кустов деревень.
Естественно, постепенно, с нарастанием функции управления совместной деятельностью: какие-то общественные работы организовать, поддержать выделяющиеся ремесла. В политархии протокитайского Шанского государства, как я тоже указывал, археологи нашли склад из тысяч каменных серпов.
А в той же Африке у пигмеев возникала необходимость продовольственного обеспечения группы людей, которые сопровождали умельца-кузнеца, помогали ему добывать и сушить болотную руду, складывать печь, нажигать древесный уголь, а потом в течение долгих часов(под сутки) поддувать ее мехами, чтобы получиь в конце концов кусок крицы. Понятно, что работа общественная, и обеспечивается в течение выполнения из общественного продовольственного фонда.

А у Вас вот как-то сразу, из одного только желания каких-то единичных любителей дармовщинки одномоментно потребовался и тут же нашелся сразу весь аппарат преполитархии. У которого и функций-то никаких нет, кроме как кормить себя, любимых.

Хотя с гораздо более ранних времен, когда еще и запас продуктов накапливать не собирались, повсеместно обнаруживаются сразу несколько функций для временного начальства:
- судебная, разобраться с конфликтами, погасить их тем или иным способом
- организационно-хозяйственная. Как я тоже говорил, хозяйственное структурирование на время работ возникает еще в племенах сборщиков саго
- руководство военными действиями против соседей, военный вождизм

Далее, у Семенова, в упомянутой мной работе, прямо указывается, что от стадии поздних чифменов и бигменов происходит раздвоение путей развития:
1)в одних случаях дело идет к возникновению протополитархии, и соответственно пра-государственности
2)в других - поздние чифмены и бигмены превращаются уже в откровенно индивидуально эксплуатирующих чужой труд позднейших чифменов и бигменов. Но это вариант тупиковый с точки зрения развития государственности и классов. И только в одиночном случае наблюдается как бы попытка перехода от общества с позднейшими бигменами к преполитархии.

Т.е. этот вариант Семеновым не исключается, но является крайне слабо выраженным на этнографическом материале.

>В политархиях про престиж лапоть не звонил. Там уже было голое присвоение прибавочного продукта, т.е. материальных благ. Престиж - чисто по должности получал король и его чиновники в зависимости от положения в пирамиде гос. власти.

Как бы не так!

Во-первых, в политархиях(протополитархиях, преполитархиях) все-таки прибавочный продукт был общественным, т.е. в первую очередь общественным, а не присвоенным. И тот же Семенов это подчеркивает.
Во-вторых, собственное положение в иерахической пирамиде надо было еще умудриться закрепить.

Потому что община тоже имеет вес.
http://www.ethology.ru/library/?id=279
Важно подчеркнуть, однако, что при всем этом всемогуществе вождя его положение в обществе во многом сохраняет в себе отголоски более ранних систем всеобщего равенства. Это становится особенно очевидным при знакомстве с ритуалом посвящения в вожди, первый этап которого, по описаниям Тернера, представляет собой процедуру, с нашей точки зрения чрезвычайно унизительную для будущего владыки. Вот лишь некоторые выдержки из монолога верховного жреца, обращенного к новоявленному вождю. «Молчи! Ты жалкий себялюбивый дурак со скверным характером! Ты не любишь своих друзей, а лишь гневаешься на них! Подлость и по­кража - вот все, чем ты владеешь! И все же мы призвали тебя и говорим, что ты должен наследовать вождю. Отрешись от подлости, оставь гнев, откажись от прелюбодеяний, немедленно оставь все это!.. Если раньше ты был подл и привык есть свою кашу и мясо один, сегодня ты - вождь. Ты должен оставить себялюбие, ты должен приветить каждого, ты – вождь… Ты не должен судить пристрастно в делах, в которых замешаны твои близкие, особенно твои дети».

По окончанию этой речи каждый из присутствующих вправе осыпать избранника бранью и в самых резких выражениях припомнить ему все нанесенные им обиды. При этом предполагается, что ни одно из этих оскорблений вождь в дальнейшем не сможет припомнить своим подданным. Не ограничиваясь словесными выпадами в адрес посвящаемого во власти­тели, верховный жрец прибегает и к физическому воздействио на него, время от времени шлепая вождя по обнаженным ягодицам. Нельзя не признать справедливость высказывания очевидцев всей этой сцены, говорящих, что в ночь накануне вступления в сан положение вождя приравнивается к бесправию раба. Описанный ритуал имеет двоякий смысл. Во-­первых, он символизирует собой «смерть» будущего вождя как рядового члена общества. Во-вторых, отныне вождь должен рассматривать все свои привилегии как дар общины, который должен быть использован для кол­лективного блага, а не для удовлетворения собственных интересов. Даже когда человек становится вождем, он должен оставаться членом избравшей его общности людей, «смеясь вместе с ними», привечая каждого и деля с ними пищу.


И только со временем, через поколения происходит реальное закрепление сословного места людей в иерархии. В том числе средствами, далеко выходящими за рамки грубо-материалистических отношений. Приходится вовлекать уже всевозможные религиозные и близкие к ним приемы.

С развитием общественного неравенства происходит существенная модификация тотемических представлений, и частности дифференциация и иерархизация тотемов в соответствии с социальной значимостью их обладателей. Так, у зулу распространенным тотемом являются змеи. При этом тотемическими предками зулусской родовой знати оказываются наиболее "аристократические", редкие и опасные "иды зеленых и черных змей; на долю же тех, кто не принадлежит к верхушке общества, остаются тотемы в виде безобидных коричневых змей.
http://africana.ru/lands/EcvGuinea/fang.htm
____________________________
Кстати, если говорить о марксизме Семенова, то мы постоянно сталкиваемся с тем, что он критикует сложившиеся в советской науке категорически не соответствующие практике представления о развитии общественных систем от первобытно-общинных к классовым, постоянно указывая на происхождение неправильной трактовки от Маркса с Энгельсом.

Пока хватит. Уже и так слишком много для одного поста.