От Мак Ответить на сообщение
К Monk Ответить по почте
Дата 30.04.2008 19:14:13 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Выступление С.Миронова на III Съезде «Справедливой России»: За новый социализм

http://www.spravedlivo.ru/first_face/223.smx

25/04/2008
Выступление Председателя «Справедливой России» Сергея Миронова на III Съезде партии

Москва, 25 апреля 2008 года

Уважаемые товарищи, соратники, друзья!

Прежде всего, с этой трибуны хочу поздравить всех членов партии «Справедливая Россия», а также наших сторонников и всех, кто отдал свои голоса нашей Партии, с успехом на парламентских выборах!

За нас проголосовало 5 млн. 388 тыс. человек. Это целая страна! У нас 38 депутатских мандатов!
Со времен перестройки было много попыток создания социалистических и социал-демократических групп, партий, движений. Но все они потерпели неудачу. И только наша партия стала парламентской.
Это историческое событие.
За нас проголосовали те, кто верит в социалистические идеалы, но не приемлет идеологию вчерашнего дня. Те, кто разделяет наше искреннее стремление создать в России подлинную многопартийность.
В ходе предвыборных кампаний мы сформировали консолидированное общественное мнение в пользу сильной социальной политики. И хотя наша Партия не располагает «контрольным пакетом голосов», парламентскому большинству не удастся отложить на потом решение проблем, которые мы подняли в ходе избирательной кампании.
Напомню наши ключевые предвыборные темы:
- сокращение социального неравенства, борьба с бедностью,
- повышение качества жизни,
- создание условий для демографического роста,
- борьба с коррупцией,
- развитие гражданского общества.

По сути, это самые актуальные задачи страны, которые надо решить в предстоящие четыре года.

Именно эти задачи будут главными для избранного Президента Дмитрия Медведева. Поздравляя его с победой, хочу выразить благодарность всем сторонникам нашей партии, которые поддержали его на выборах.

Уважаемые товарищи! В повестке дня съезда - два основных вопроса:
Первый. Программа партии. Вам роздан проект Программы. Предлагается сегодня принять Программу за основу, а затем открыть по этому документу партийную и общественную дискуссию. Программа должна в полной мере отразить наши идеологические принципы и политическую позицию.
Второй. Изменения в Уставе партии. Напомню, что согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О политических партиях» партии «свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности». За последний год мы накопили богатый опыт партийной работы, и теперь можем его отразить в своем Уставе.
Кроме этих вопросов, я остановлюсь в своем докладе на некоторых итогах прошедших региональных выборов, а также на организационных делах.

О нашей партийной Программе.

Как вы все знаете, на Объединительном съезде 28 октября 2006 года были приняты Программное заявление Партии и Манифест. Предвыборные кампании велись на основе двух документов: Политической платформы и Предвыборной программы, принятой на нашем последнем съезде. Летом прошлого года мы провели кампанию по внесению предложений граждан страны в Программу. Мы получили несколько сот предложений. Все эти документы легли в основу проекта Программы партии «Справедливая Россия».

Мы хотим сделать максимально работающий документ с ясными целевыми установками и рассчитанный на перспективу.

В проекте Программы есть четкая смысловая ось - все без исключения стороны жизни страны и общества рассмотрены сквозь призму справедливости. Принцип справедливости - это своеобразный ключ к каждому разделу программы.

Партийная программа - это не формальный документ, это политическое лицо партии, основа межпартийного диалога, разговора с людьми.

Только с современным, осмысленным идеологическим багажом партия имеет моральное право бороться за власть.

Мы считаем, что проектом будущего России, согласующимся как с общемировыми тенденциями, так и с духовной традицией народа может быть только социализм.

Новый социализм - это антитеза варварскому олигархическому капитализму, той модели социально-экономического развития страны, которая была заложена в начале 90-х годов и доказала свою полную несостоятельность.

Новый социализм - это перспективная социально-экономическая модель информационного общества, общества знаний, которая решает проблемы человека.

Социальное самочувствие человека - вот главный критерий любого раздела нашей программы.

Поэтому наша Программа начинается с Человека и заканчивается Государством, а не наоборот.

Это принципиально новый подход к политическим программным документам!

Мы видим свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями в том, чтобы российское государство было на деле способно обеспечить социальную безопасность каждому человеку!

В основе Программы - логика постановки целей и их достижения. Это также отличает нашу программу от программ политических конкурентов.

Программа состоит из четырех разделов: «Наши ценности», «Наши цели, задачи и приоритеты в социальной сфере», «Основные положения экономической программы», «Государственное строительство и национальная безопасность».

В Программе 28 подразделов. В каждом из них дана краткая формулировка цели. Она в тексте выделена в рамку. Если речь идет, скажем, о здравоохранении, то наша цель - обеспечить доступность качественного (высокотехнологичного) медицинского обслуживания для всех граждан России независимо от дохода, социального положения и места жительства. Или, если речь идет о защите детства, наша цель - добиться того, чтобы каждый ребенок жил в семье.

Коротко о каждом разделе Программы.

Раздел «Наши ценности». Здесь мы раскрываем наше понимание справедливости, солидарности, свободы, социальной безопасности и социальной ответственности. Это основные ценности социалистического мировоззрения. Именно в этом разделе мы идеологически определяем себя как партию социалистической перспективы, опирающуюся на весь опыт мировой и отечественной социал-демократии.

Конечно, можно сказать: ну какая партия сегодня против свободы и социальной справедливости? В чем наше отличие? Хочу еще раз подчеркнуть, мы не просто декларируем идею справедливости как политический лозунг, а сверяем с ней каждый пункт нашей программы, каждую строчку. При таком подходе у нас нет, и не может быть расхождений между конечными целями Партии и теми задачами, которые надо решать уже сегодня.

В разделе «Наши цели, задачи и приоритеты в социальной сфере» отражена повестка дня актуальной социальной политики.

Предвидя неизбежную полемику с нашими политическими оппонентами, хочу сразу подчеркнуть, что никакого популизма, обещаний каких-то подачек со стороны государства в этом разделе нет. Речь идет о том, что партия будет добиваться неукоснительного выполнения всех обязательств государства в сферах оплаты труда и занятости, образования, науки и культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, защиты пенсионеров, ветеранов и инвалидов.

Если Россия в течение предстоящего десятилетия имеет все возможности войти в пятерку стран-лидеров по экономическому развитию, то и в области социальной политики надо держать столь же высокую планку.

Современную социальную политику мы требуем строить не на прожиточном минимуме, как это происходит сейчас, а на социальных стандартах потребления, включающих не только расходы на питание и предметы первой необходимости, но и на содержание жилья, образование, культуру, лечение и отдых.

Как показывают последние исследования, пропасть между богатыми и бедными продолжает расширяться. Если проанализировать, какое увеличение доходов получают бедные и богатые на единицу прироста валового регионального продукта в расчете на душу населения, то разница будет в 40 раз.

Что это за экономический рост, от которого выигрывает лишь небольшая часть населения?

С такой пропастью между богатыми и бедными современное общество развиваться не может! В эту пропасть, извините за печальное сравнение, можно только провалиться. Сверхконцентрация богатства рано или поздно поставит под вопрос легитимность экономической и политической системы, при которой это возможно.

Как отмечают многие аналитики, «избыточное неравенство» создает тотальный кризис доверия в обществе, ведет к потере солидарности, чувства сопричастности к судьбе своей страны, и, как следствие, к потере государственного единства.

Мы обращаем на это особое внимание, поскольку современное социалистическое мировоззрение - это, в первую очередь, объединяющие идеи.

В избыточном неравенстве кроется одна из главных причин низкой производительности труда и демографического кризиса. Обездоленный человек не работает, а деградирует.

Выход только один - перераспределять доходы при помощи налогов! Именно таким образом в современном мире целенаправленно добиваются снижения социального неравенства.

А что у нас? Подоходный налог с единой налоговой ставкой в 13% и единый социальный налог (ЕСН) с понижающейся ставкой для больших доходов.

Эти налоги несправедливы, антисоциальны и разрушительны.

Что мы предлагаем? Мы предлагаем введение прогрессивного подоходного налога и налога на роскошь и общую для всех ставку единого социального налога.

Все заявления чиновников о том, что для развивающихся экономик более целесообразна плоская шкала подоходного налога, я оставляю на их совести. Сколько еще нужно времени, чтобы искоренить известные всем схемы ухода от налогов?! Сколько еще нужно времени, чтобы установить налоговые преференции тем, кто вкладывает свои доходы в жилье, семейный бизнес, повышение квалификации, а не в зарубежную недвижимость, яхты и тому подобное?!

Одно из самых позорных явлений сегодняшней жизни - «работающие бедные». Не должно быть заработных плат, на которые нельзя прожить!

Сейчас 70% российских компаний являются частными. Уровень зарплат в них определяется не только рыночными условиями, но и позицией профсоюзов.

Нам необходим полноценный механизм социального партнерства на рынке труда, основанный на трехсторонних переговорах профсоюзов, работодателей и государственных органов по труду. Без дееспособных профсоюзов проблему повышения заработной платы не решить.

Кстати, считаю необходимым инициировать от нашей фракции в Государственной Думе поправку в Трудовой кодекс, которая установит, что в коллективном договоре может быть записано, что те или иные положения этого договора действуют только для членов профсоюза. Профсоюзные лидеры, активисты на предприятиях, отстаивая интересы членов профсоюза, зачастую рискуют своим рабочим местом, подвергаются давлению, а результатами их принципиальной позиции пользуются все, в том числе не члены профсоюза! Это несправедливо.

Реляции по поводу роста зарплат последние несколько лет не имеют под собой серьезных оснований. Растут только средние цифры. На долю 85% населения приходится меньше половины денежных доходов. Доля заработной платы в ВВП у нас все еще в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах.

Кроме того, если рассчитывать инфляцию по потребительской корзине конкретных групп населения, то окажется, что заработная плата многих категорий работающих за последние годы выросла лишь символически.

То же самое можно сказать и о пенсиях.

В адрес нашей Партии идет нескончаемый поток писем. Практически все они о неблагополучии нашей социальной сферы. Но больше всего писем о несправедливо низких пенсиях.
Пенсионеры Лукошины из города Маркс Саратовской области пишут: «Платим мою пенсию за квартиру, на мужнину живем, очень и очень тяжело жить. Ведь мы отдали жизнь Родине, трудились все, прошли войну, целину. Так почему же к нам такое отношение?»
Из письма руководителя клуба ветеранов Макаровой Тамары Федоровны из Смоленска: «Когда видишь, как седой ветеран со значком «отличник народного просвещения» копается в уцененных овощных отходах, трудно быть оптимистом …».
Мы будем добиваться увеличения расходов государства на пенсионное обеспечение с нынешних 5% до 10% ВВП. Средняя трудовая пенсия должна составлять не менее 50% от прежнего заработка.
Одним из источников повышения пенсий должно стать взыскание средств, недополученных от приватизации государственной собственности.
В ходе предварительных обсуждений социального раздела Программы прозвучали замечания по поводу его чрезмерной конкретности. Что очень много предложений, расписанных по пунктам. А партийная Программа должна быть в большей степени установочным политическим документом.
Не могу с этим согласиться. Социальные проблемы - это, прежде всего, политические проблемы! Именно они больше всего волнуют людей.
Возьмем медицину. Качество и объем услуг государственного здравоохранения, которые могут получить люди, не залезая в собственный кошелек, являются сегодня именно политической, а не административной проблемой. Политической проблемой стало и неблагополучие наших детей. Насилие над детьми, невозможность семьи и неспособность государства их защитить вызывают в обществе глубокий нравственный кризис. Об этом мы подробно говорили на недавно состоявшемся «круглом столе» по проблемам бедности, безнадзорности и беспризорности детей, организованном нашей партией.
Должен отметить, что большинство конкретных предложений, вошедших в Программу, подробно обсуждались на «круглых столах» в течение года. Нам есть что сказать по каждому пункту.

Культура также является важнейшим политическим фактором развития страны.

Одна из постоянных тем писем в мой адрес - наше телевидение. Ежедневно демонстрируя в сериалах мерзкие сцены жестокости и насилия, пьянства и мордобоя, нам хотят внушить, что мы - нация бандитов и мерзавцев, молодых стяжателей и циничных обывателей.

Не выйдет, господа - держатели рейтингов! Мы - нация великого мужества и великой русской культуры! Наш народ всегда демонстрировал высочайшую стойкость, энергию и волю! Ваше зеркало - кривое!

Кстати о рейтингах. За семью печатями держится информация о том, как их высчитывают. Монополизирована и закрыта от общественности сама технология социологических исследований на телевидении. Никто не допускается к их аудиту.

Мы будем бороться за то, чтобы общество могло влиять на содержание телеканалов!

Наша фракция уже разработала проект закона "Об Общественном совете РФ по телевидению". 18 марта этот законопроект был обсужден в Совете Федерации на заседании объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений. Подобные советы есть во многих развитых странах, и никто не считает их угрозой демократическим свободам! В связи с данным законопроектом уже началась широкая общественная дискуссия о состоянии нравственности в нашем обществе.

Несколько слов об экономической части Программы.

Мы считаем, что в нашей стране экономические задачи государства более значимы, чем в других странах. Это связано с особенностями исторического развития и размерами страны, характером переходного периода к рынку, природно-климатическими условиями, с тем, как российский народ понимает безопасность своей страны.

Сейчас, когда перед нами стоит масштабная задача форсированного инновационного развития, экономическая роль государства еще больше возрастает. Речь идет о создании новых производственных и финансовых институтов, о крупнобюджетных инвестиционных проектах и гарантированных государственных заказах, о выстраивании производственных цепочек и схем партнерства с участием частного капитала.
Однако - подчеркиваю! - социалистическая альтернатива экономического развития не ликвидирует рынок, а перераспределяет власть над рынком: от олигархии к гражданскому обществу и государству - и, тем самым, устраняет вопиющие деформации рыночных отношений.
Мы предлагаем новые подходы к структурной политике государства.
Наши экономисты пришли к однозначному выводу: для России с ее многомиллионным населением экономическая политика, основанная на импорте потребительских товаров, закупаемых на доходы от энерго-сырьевого экспорта, означает консервацию низкого уровня жизни для подавляющей части населения.
Поэтому мы рассматриваем структурную политику в социальном контексте. Также как денежную, налоговую, бюджетную и региональную политику.
Еще раз хочу повторить то, что сказал в начале: решение проблемы уровня и качества жизни людей - это альфа и омега всей Программы, а не только некоторых ее частей.
Чрезвычайно важен «зеленый» вектор нашей политики. Это не случайно. Без здоровой окружающей среды не может быть нормального качества жизни. Именно левые партии во всем мире ставят вопрос об экологии. Поэтому наша партия входит в ряды активных защитников окружающей среды.
Последний раздел Программы посвящен государственному строительству и социальной безопасности.
Дальнейшее развитие нашего общества немыслимо без его открытости демократическим правам и свободам. Политическая конкурентность, культура гражданственности, доверие граждан к власти - все эти ценности являются основой сильного гражданского общества.
Между тем, отчуждение нашего общества от власти нарастает. - Кстати, все, кто участвовал в выборах, чувствуют это на себе. - Оборотной стороной такого отчуждения является передача де факто всех государственных начинаний и социальных преобразований в ведение неэффективного и коррумпированного чиновничества. Это путь в никуда!
Мы будем бороться за открытость и ответственность всех государственных институтов. За то, чтобы власть стала инструментом служения обществу! Надо слушать и слышать людей! Это одно из главных требований Программы нашей партии.
2 ноября прошлого года мы провели Форум общественных организаций, в котором участвовало более 200 организаций из 30 регионов России, представлявших интересы пенсионеров, женщин, военнослужащих и членов их семей, научного сообщества, творческой интеллигенции, молодёжи, инвалидов, предпринимателей – всех слоев общества.
35 руководителей общественных организаций стали нашими кандидатами в депутаты, из них 6 человек получили депутатские мандаты.

Чем сильнее гражданское общество, тем меньше пространство для чиновничьего произвола. Но было бы неправильно рассматривать общественные инициативы только как противовес власти. Развивая институты гражданского общества, мы укрепляем в людях веру в себя, в возможность влиять на дела в собственной стране, вселяем уверенность в завтрашнем дне.

Остановлюсь еще на одной проблеме - на борьбе с коррупцией.
Коррупция - это прямая угроза национальной безопасности. Мы об этом говорили не раз. Так это определено и в Программе.
Особого прогресса в антикоррупционном законодательстве пока нет. До сих пор так и не решена проблема контроля за соответствием крупных расходов конкретных лиц их доходам, не установлена законодательная норма конфискации имущества за коррупционные деяния.
Мы будем требовать принятия антикоррупционного закона прямого действия, максимально конкретного, содержащего минимум отсылочных норм.
Надо отметить, что по теме борьбы с коррупцией к нам поступило много профессионально проработанных предложений от наших партийцев, в частности, по вопросам государственного налогового контроля расходов физических лиц от председателя местного отделения в городе Сочи Ярослава Митрюшкина. Мы учтем эти предложения в работе над антикоррупционным законодательством.
Это то основное, что я хотел сказать по содержанию проекта Программы.

Открывая дискуссию по нашей Программе, хочу, в первую очередь, согласиться с уже поступившими предложениями предварить нашу Программу идеологической преамбулой. Мы должны дать более четкое определение нового социализма, российской социалистической перспективы, ее отличия от предыдущего советского опыта.

В ноябре прошлого года в Москве нашей партией был проведен Первый Международный социалистический форум «Решение социальных проблем XXI века – социалистическая альтернатива». Вчера мы работали уже на Втором Социалистическом форуме «Устойчивое развитие мирового сообщества в XXI веке – социалистическая стратегия». Весь наработанный материал дискуссий нуждается в осмыслении. Это первое.

Второе. Есть ряд вопросов, которые мало освещены в нашей Программе просто по причине ограниченности ее формата. В этом случае, думаю, наши идеи могут быть оформлены в виде приложений к Программе. Например, проекты по развитию малого и среднего бизнеса, строительству социального жилья, земельным отношениям.
Третье и самое главное. Программа в концентрированном виде выражает нашу политическую позицию.
Буду предельно откровенным.
Сегодня, когда Президент Владимир Путин возглавил партию «Единая Россия», кое-где прозвучали пораженческие голоса. Дескать, какой смысл в дальнейшей работе.
Хочу, чтобы в этом вопросе была полная ясность.
Достижения Президента Путина неоспоримы. Благодаря ему была выработана согласованная позиция по актуальным вопросам национальной стратегии. Ее отсутствие в 90-е годы поставило страну на грань катастрофы. Если Президент считает, что для реализации намеченного курса ему необходимо возглавить самую крупную партию страны, то это его решение. И мы будем его уважать. При этом мы видим, что Владимир Путин не вступил в «Единую Россию».
Наша партия выступает за политическую конкурентность и идеологическое многообразие. Президент постоянно говорит о необходимости развития многопартийности. То же мы слышим от избранного президента Дмитрия Медведева. Курс на модернизацию страны будет эффективен только тогда, когда у принимаемых конкретных решений будут оппоненты.

Однако съезд «Единой России» так и не дал ответ на вопрос, как эта партия видит перспективы российской многопартийной политической системы.

Последние дни много говорят о партийном Правительстве. Считаю, не нужно забегать вперед. Политика требует осмотрительности. Особенно в такой стране, как наша. Напоминаю - наша Конституция не предусматривает формирования правительства на партийной основе. Более того, считаю, что главным критерием при формировании нового правительства должен быть профессионализм, а не партийный билет.

Одной из главных причин провалов советского периода была монополизация власти одной партией, отсутствие оппозиции и политической состязательности. Нельзя дважды наступать на одни и те же грабли!
Партия «Единая Россия» приняла либерально-консервативную идеологию. Мы как партия социал-демократическая - прямые и последовательные оппоненты этой идеологии. Мы будем предлагать свои варианты решений, свои аргументы, проекты и программы. Никто нам рот не заткнет! А люди пусть выбирают.
Нам работать мешает не Президент, а местные чинуши.
Напомню, что когда Президент возглавил предвыборный список единоросов, кое у кого тоже возникли панические настроения. Но мы выстояли, прошли в Думу. И мы будем реальным идеологическим оппонентом «Единой России», настоящей, а не бутафорской оппозицией, чтобы в процессе государственного строительства не был забыт человек, с его нуждами, интересами и жизненными планами.

То, что Президент Путин возглавил единоросов, дает надежду, что теперь эта партия, контролируемая им, не станет пускаться во все тяжкие в борьбе с оппонентами.

Но если чиновники на местах будут продолжать давить всякую инициативу, которая не исходит от «Единой России», то очень трудно будет говорить о реальной многопартийности.

Что мы видели на региональных и местных выборах?
Вопиющий случай произошел в октябре прошлого года в ходе предвыборной кампании в Карпогорском районе Архангельской области. Там на борьбу с нашей партией местная власть бросила подразделения милиции. Стражи порядка прошлись по домам тех избирателей, которые пришли на встречу с членом нашей Партии, ныне депутатом Государственной Думы Вторыгиной Еленой Андреевной, и подвергли людей настоящему допросу: что делали на этой встрече, о чем говорили, хотя встреча была открытой, доступной всем. Вот такое политтехнологическое новшество. Откровенное, наглое давление на избирателей! Областные СМИ описали этот случай, проведя аналогии с 37-м годом.
Нечто похожее произошло и в Ярославской области. Местная милиция провела тотальный опрос членов нашей партии о ходе партийных собраний по выдвижению кандидатов в депутаты областного законодательного собрания. Людей буквально хватали на улице, приходили на работу, домой, предлагали подумать. Похоже, что стражам порядка в Ярославской области просто нечем больше заняться. Ну, нет у них других проблем! Последний аккорд этой драмы был вовсе анекдотичным: на суде, где рассматривался вопрос о снятии нашей партии с выборов, прокурор публично объяснял судьям, как решать подобные вопросы.
В Ставрополье идет, по сути, ревизия выборов в краевую Думу годичной давности. Вне всякого правового поля пересматриваются утвержденные результаты волеизъявления людей. Это крайне опасный прецедент для всей страны!

Очевидно, что именно политические партии должны формировать кадровый резерв власти. Без открытого и честного политического соперничества качество такого резерва будет очень низким.

Одним словом, мы призываем «Единую Россию» и другие партии к открытому политическому диалогу по всем вопросам, волнующим страну.


Теперь об Уставе партии.
Решением Председателя Партии была создана рабочая группа по подготовке новой редакции Устава. Возглавил ее Александр Подлесов.
Надо, чтобы все осознавали, что наши Программа и Устав - это важнейшие политические документы, на основе которых мы будем вести работу на новом этапе политического и экономического развития России. Они должны помочь нам расширить свое влияние и выполнить свои обязательства перед людьми.
Нынешний Устав слишком сложен и неудобен для практической работы. Каждый, вступающий в наши ряды, пишет в своем заявлении, что с Уставом и Программой Партии ознакомлен. Но если бы мы сейчас провели среди партийцев своеобразный зачет по Уставу, то результаты были бы плачевными. Мало кто может оперативно ориентироваться в его тексте.
Сложность действующего Устава позволяла нашим противникам трактовать его положения против нас. На прошедших выборах нас нередко уличали в несоблюдении собственного Устава или сталкивали одни положения Устава с другими. И все это для того, чтобы снять нас с выборов нашими же собственными руками! Парадоксально, но некоторые руководители областных избирательных комиссий знают наш Устав до последней запятой лучше наших партийцев! Что позволяло им манипулировать мнением местных администраций, а иногда и судов.
Новая редакция не позволит трактовать положения Устава в ущерб нашей партии. В ней сформулированы все необходимые нормы развития и укрепления нашей партии, в том числе, в результате объединительного процесса с другими партиями, разделяющими наши цели.
Более подробно о концепции Устава в новой редакции расскажет в своем выступлении председатель рабочей группы Александр Минович Подлесов. Я же хочу внести свою поправку: по действующему Уставу при равенстве голосов при голосовании Председатель имеет право решающего голоса. Прошу это положение исключить.
Надеюсь, что новая редакция Устава поможет нам успешно выступить на предстоящих в октябре региональных выборах.
В этой связи несколько слов о последних выборах в региональные законодательные собрания и городские думы, которые прошли в одиннадцати субъектах федерации одновременно с президентскими выборами.
Каков результат?
Только в пяти регионах из десяти, где мы принимали участие в выборах, партия преодолела 7% барьер. Это Республика Ингушетия, Республика Саха (Якутия), Ульяновская область, Ивановская область, Алтайский край. Хочу особо поблагодарить якутское региональное отделение за мужество. Огромное спасибо!
На выборах в городские Советы столиц регионов мы провели своих депутатов в Тюмени, Владивостоке, Красноярске, Уфе и Волгограде.
Надо признаться самим себе, что электоральные возможности партии на этих выборах не были использованы в полной мере. В одних регионах не удалось создать сильные команды, в других - учесть расстановку политических сил, выявить электоральные предпочтения. В ряде случаев просто не хватило финансовых ресурсов.
Одновременно проходили президентские выборы, и нам было очень сложно работать с нашим традиционным электоратом.
После думских выборов давление на нашу Партию со стороны региональной и местной власти не только не ослабло, но, напротив, усилилась. Об этом мы уже говорили. Поэтому лишь одно замечание: в борьбе с административным произволом есть незыблемое правило - юридически грамотно зафиксировать все обстоятельства дела, а самим всегда оставаться в рамках закона. Право - великая сила. Если делать всё правильно, можно многого добиться.
Кстати, в новую структуру аппаратов региональных отделений обязательно будет включена должность юриста.
Одним словом, юридическое сопровождение избирательной кампании становится для нас наиважнейшей задачей. Иначе нас так и будут снимать с выборов, забирать тиражи, лишать голосов.
К сожалению, на судебном процессе в Ярославской области с нашей стороны не было ни одного свидетеля защиты. Так работать нельзя!
С другой стороны, мы сами должны навести у себя порядок. Любая небрежность в работе с документами, нарушение процедуры выдвижения кандидатов, опоздание с уведомлением избирательных комиссий могут закончиться провалом.
Где мы добились успеха? Там, где костяк агиткоманды формировался из членов партии. Там, где была стратегия избирательной кампании, где региональные штабы работали в тесной связке с региональными и местными партийными отделениями. Там, где своевременно распространялись агитационно-пропагандистские материалы.
Очень большое значение имела личная позиция руководителя и ключевых фигур избирательной кампании. Людям не безразлично, что за человек возглавляет региональную организацию.
Сегодня мы уже, в основном, сформировали работоспособную сеть региональных отделений. Поэтому никаких скидок на трудности роста больше не будет. В предстоящие четыре года рабочая нагрузка на региональные и местные отделения только возрастет.

Теперь об итогах партийного строительства.
В течение всего периода после объединительного съезда критериями успеха региональных отделений партии были в основном количественные показатели: численность партийных рядов и количество местных и первичных отделений.
Можно по-разному оценивать прошедший период партстроительства, но многие решения были вынужденными. Шла интенсивная подготовка к выборам. Мы резко увеличили численность партии, количество местных и первичных отделений. Однако затянувшиеся объединительные процессы, нередко конфликтные, отсутствие или недостаточная компетентность руководства ряда региональных отделений, не позволили достичь ожидаемого эффекта. Надо также признать, что многие партийцы никак не проявили себя на выборах, а некоторые местные и первичные отделения оказались весьма слабой базой для развертывания избирательных штабов.
Теперь пришла пора думать о качестве партийных рядов.
По данным на 1 марта 2008 года в Партии официально состоит 437 тысяч 118 человек. Однако количество членов партии сильно варьируется по регионам. Да и в целом по статистике с мест нас уже более 500 тысяч.
Говорить о более или менее развитой сети местных отделений мы можем только в 17 регионах, а первичных отделений – лишь в 8 регионах. Лучше всего дела обстоят в Калининградской, Псковской, Саратовской и Смоленской областях, в Ставропольском крае, в республиках Ингушетия и Кабардино-Балкария, в Чеченской Республике. Самые низкие показатели в Республике Тыва, Омской, Новгородской областях, Хабаровском крае, Магаданской, Сахалинской, Свердловской областях.
Плохо, когда вместо полноценно работающих местных отделений партии появляются фантомы. Это когда местное отделение может предъявить только список членов партии, состоящих на учете, и кое-как составленный протокол организационного собрания. И больше ничего.
Для проведения выборов очень важно, чтобы местная организация имела сеть первичных организаций, и чтобы на них опиралась наша агитационная сеть. Например, в Рыбинском местном отделении (г. Рыбинск и Рыбинский район Ярославской области) – 521 член партии и ни одного первичного отделения. Или возьмем таежный край - Иркутскую область. Ангарское районное местное отделение имеет численность 1065 человек и ни одной первички. Как провести общее собрание?
Поэтому каждое региональное отделение должно разработать план по совершенствованию внутрипартийной работы и структурированию местных отделений. И выполнить его до следующих выборов в региональное законодательное собрание.
Думаю, целесообразно довести численность партийных рядов до оптимального уровня (примерно 550 тыс. человек), имея в виду, что такой численности достаточно для эффективной работы партии на местах. И отказаться от планирования численности сверху для большинства региональных отделений. Это не значит, что мы закроем прием в партию. Достойным людям всегда найдется место в наших рядах. Но гнаться за валом не надо.

Показателем доверия людей к партии является не только ее численность, но и количество сторонников, массовость охвата избирателей партийными агитационно-пропагандистскими акциями. А этого можно добиться только повышением качества партийного актива, вертикальной мобильностью членов партии.

Сильнейшим мотивом работы в Партии должно быть стремление к участию в государственном управлении: избрание в муниципальное собрание, в законодательное собрание региона, в Государственную Думу. Без здорового честолюбия нет политика. Включение социально активных людей через партийный менеджмент в политический процесс, я считаю главным показателем эффективности партии. Нам надо целенаправленно формировать кадровый резерв депутатского корпуса снизу доверху и с опорой на этот резерв бороться за власть.

Летом прошлого года мы начали учебу партийного актива. Такая практика будет продолжена. Более того, в федеральных округах будут созданы постоянно действующие партийные учебные центры.

Те, кто считает, что для успеха избирательной кампании требуются только две вещи – телевидение и большой бюджет, глубоко заблуждаются. Если о факте существования партии избиратель узнает только из рекламного ролика, а о ее деятельности - из рекламного буклета, то такая партия долго не просуществует.
Мы все отлично понимаем, насколько велика здесь роль средств массовой информации. Журналист первым видит неблагополучие в обществе. В нашей отечественной журналистике, несмотря на чудовищное коммерческое давление, живы традиции сострадания к людям. Мы будем поддерживать тех, кто не сдался, кто не согласен видеть в СМИ простое орудие пиара, используемое в корыстных целях, для кого честность и порядочность остаются главными профессиональными качествами журналиста. Кто чувствует личную ответственность перед своими согражданами. Со средствами массовой информации надо сотрудничать. Это в наших общих интересах.
Выскажусь критически о партийных информационных каналах. Они работают крайне неэффективно. Особенно те, которые основаны на новых технологиях.
30 миллионов россиян стали пользователями всемирной паутины. Это очень большая, современная, наиболее энергичная и молодая часть российского общества. При анализе итогов прошедших думской и региональных кампаний видно, что самый низкий процент голосующих за нас - у молодежи. Это недопустимо.
Интернет стал той средой, в которой идут наиболее живые и интересные дискуссии по важнейшим для страны темам. Работе с этой аудиторией следует уделять повышенное внимание. Мы будем бороться за умы и сердца этих людей! Блоги, форумы, социальные сети – это эффективный инструмент непрерывной связи с обществом. У каждого регионального отделения должен быть свой сайт с Интернет-приемной.
Между тем регулярно обновляются сайты лишь в 31 региональном отделении, в 46 отделениях это происходит раз в несколько месяцев. В Красноярском крае, Волгоградской, Новгородской, Мурманской областях сайты не обновлялись с июля прошлого года. Нетрудно догадаться, что подумают люди, зайдя на один из этих сайтов. Подумают, что партийная организация приказала долго жить!
В Кировской и Свердловской областях партийные сайты вообще не работают, а в Астраханской и Воронежской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе их просто нет.
В ближайшее время мы создадим единый центр управления партийной информацией. В том числе, наладим прямое и оперативное взаимодействие между общепартийным сайтом и сайтами региональных отделений. Интернет-ресурс Партии будет дополнен электронной версией газеты «Справедливая Россия» и сайтами, освещающими работу фракции и общественных приемных.

В заключение о международной деятельности Партии.
Для нас важнейшими являются четыре направления.
Первое. На ближайшем Конгрессе Социалистического Интернационала в конце июня этого года будет рассмотрена официальная заявка нашей партии на вступление в эту авторитетную международную организацию.
Именно Социнтерн, объединяя социалистические, социал-демократические и рабочие партии 130-ти стран, наиболее последовательно борется сегодня с последствиями глобальных кризисов - энергетического, продовольственного, экологического - с которыми столкнулся мир.
Второе. Мы также уделяем большое внимание укреплению наших связей с Партией европейских социалистов. Фракция этой партии в Европарламенте, именуемая «группой социалистов», очень влиятельна и является второй по численности.
9-10 апреля этого года делегация «Справедливой России» во главе с руководителем нашей фракции Николаем Левичевым посетила Брюссель, где состоялись встречи с Председателем Партии европейских социалистов Полом Расмуссеном и председателем группы социалистов в Европарламенте Мартином Шульцем. По итогам встречи впервые в истории российского парламентаризма был подписан Меморандум о взаимопонимании между фракцией «Справедливая Россия» в Государственной Думе и группой социалистов в Европарламенте.
Третье. Мы активно сотрудничаем с ведущими партиями – членами Социнтерна на двусторонней основе. Были проведены встречи и переговоры с руководством Социал-демократической партии Финляндии, Норвежской рабочей партии, социал-демократической партией Швеции, Чешской социал-демократической партией,
Четвертое. Активно развиваются наши отношения с левыми партиями стран СНГ. Состоялись встречи с руководством Социалистической партии Украины и социал-демократической партией Молдавии. С Армянской социалистической партией Дашнакцутюн подписан договор о сотрудничестве.
Началась работа по созданию Координационного совета социал-демократических и социалистических партий стран СНГ.


Дорогие друзья! Соратники! Товарищи!
В отличие от других партий, прошедших в Думу, наша партия не в конце, а в самом начале пути.
Если кто-то называет себя партией власти, то мы - партия гражданского общества.
Мы обрели веру в себя, пережив сложный период становления. Никто не смог и не сможет сломить нашу волю!
Мы - партия людей, для которых слова «совесть», «справедливость», «солидарность» - не пустой звук!
Мы неразрывно связаны с нашим народом общей судьбой.
Мы будем работать для людей!
Мы будем бороться за справедливость!
Мы - за Новый социализм XXI века!
Будущее - за нами!