|
От
|
K
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
27.04.2008 08:03:28
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Письмо ученых об ОПК
http://inauka.ru/news/article82630?subhtml
свои подписи поставили ученые и специалисты из 71 российского города.
Среди них 1172 докторов и кандидатов наук (в том числе 18
действительных членов РАН, 7 членов-корреспондентов РАН), 156 научных
сотрудников без степени, 111 студентов и аспирантов, 257 врачей,
педагогов, литераторов, инженеров, менеджеров, других граждан России.
++++++++++++++++++++++++++++++
http://www.nkj.ru/texts/13161/
Глубокоуважаемый господин Президент!
В последние месяцы общественная полемика относительно возможности
преподавания в школе курса "Основы православной культуры" (ОПК) стала
особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе
выступил ряд крупнейших российских ученых, в частности, десять
академиков, среди которых - два нобелевских лауреата. С другой
стороны, иерархи Русской православной церкви активизировали свои
попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в
школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле
митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: <Мы повторяем просьбу
миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную
область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать
православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил
в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по
11 класс>. Министерство образования и науки, до недавнего времени
сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и
одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана
"Духовно-нравственная культура". Однако кампания в поддержку ОПК не
прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов
и докторов наук к Президенту России. Помимо высказываний в пользу
введения ОПК, в этом обращении также предлагается ввести в
государственной системе аттестации научных работников ученые степени
кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания
диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных
ученых степеней и последующей выдачей дипломов государственного
образца.
Значительное число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук
может создать ложное впечатление, что научная общественность
поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и
приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем
необходимым высказать свою позицию.
1. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин
противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия
является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации
о светском и <культурологическом> характере курса ОПК, фактически этот
предмет является религиозным и вводится в целях катехизации
школьников. Об этом свидетельствует как его содержание (о котором мы
можем судить, например, по циклу учебных пособий А.В. Бородиной), так
и официальные документы РПЦ. В частности, в письме Патриарха Алексия
II N 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: <Если встретятся трудности с
преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы
православной культуры">.
2. Преподавание в государственной школе основ вероучения той
конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно
приведёт к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное
вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры того, как
на детей из семей представителей религиозных меньшинств или атеистов
оказывается недопустимое давление со стороны учителей и сверстников.
Повсеместное введение в школьную программу ОПК или подобных дисциплин,
связанных с другими религиями, неизбежно приведет к усилению
межконфессиональной разобщённости, создавая питательную среду для
экстремизма.
3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения
(воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д. ) обеспечивают
потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается,
не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника
напряженности в обществе. Cогласно социологическим опросам, в
современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих
себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии
с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное
преподавание религиозных дисциплин в государственных
общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному
воспитанию, а, напротив, еще большему распространению лицемерия,
конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же
свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России.
4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Высшей
аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и
о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если
понимать теологию как светскую научную дисциплину, то в списке
специальностей ВАК уже существует специальность "09.00.13 Философия и
история религии, философская антропология, философия культуры",
которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских
наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных
аспектов религии могут быть основанием для присуждения ученых степеней
по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам.
Если же понимать под термином "теология" богословие, то есть
дисциплину, в основе которого лежит вероучение определённой
религиозной конфессии, то её введение в систему государственной
аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных
догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит
Конституции РФ. Ссылки на Болонский процесс, приводимые в качестве
довода за введение теологии в номенклатуру ВАК, при этом неуместны: в
отличие от России, в других странах - участницах Болонского соглашения
нет системы государственной аттестации, а учёные степени присуждаются
конкретным университетом или иным учебным заведением.
В "письме 227" противники создания государственной системы
религиозного образования обвиняются в <обскурантизме и нигилизме>,
расчистке <дороги для навязывания собственных религиозных или
идеологических доктрин>, нетерпимом отношении <к Русской Православной
Церкви, православному христианству, православным верующим>, их
называют <воинствующими атеистами и ненавистниками России>. Это не
просто показывает уровень полемики - это показывает, на каком уровне и
в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах
и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято
в сегодняшней ситуации. Это приведет к расколу страны по
конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.
Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать
усилия Министерства образования и науки по сохранению светского
характера государственного школьного и высшего образования в России.
С глубоким уважением