|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
11.02.2007 13:26:35
|
|
Рубрики
|
Ссылки; Тексты;
|
|
И.А. Ефремов о путях перехода к коммунистическому обществу
http://npj.ru/rgnoogen/ve
<<<
…Мечта прекрасная, еще неясная,
Уже зовет тебя вперед.
А. Д`Актиль. «Марш энтузиастов».
6.1. И.А. Ефремов о путях перехода к коммунистическому обществу
Начну с современного анекдота:
Надпись на заборе: «Верните социализм!» Ниже — кто-то уточняет: «Социализма не было!» Еще ниже первый из писавших просит: «Тогда верните то, что было!»
Нет, я не сторонник возвращения «того, что было». Тем более — и сохранения «того, что есть». Да и не разделяю точно подмеченную автором анекдота рабско-обломовскую позицию многих наших людей: пусть кто-то за нас сделает нам хорошо, а мы будем сидеть и ждать (или — просить).
История назад не ходит. Мы должны сами строить будущее, забирая в него все то, что было по-настоящему человеческим из прошлого. В этом — диалектика движения по спирали времени и пространства.
И из того, что надо взять в будущее, следует выделить все тот же столько раз оболганный и проклинаемый, в том числе, бывшими адептами марксизм. Это — не просто. Вот, например, экс-марксист философ В. Межуев изрек: «Марксизм надо сдать в музей истории. В России он вновь не возникнет».
Что же говорить тогда об «ученых» и политиках из «либералов» и «патриотов»! Те только так выражаются: «Мы пришли навсегда»; «Рыночная экономика — навсегда»; «Коммунизм не будет никогда»; «Коммунисты не вернутся к власти никогда». В общем, стиль чеховского «письма к ученому соседу» закрепился в рассуждениях этих деятелей. Но это — заклинания (и вытесняемый в подсознание страх того, что будет как раз наоборот), а не научный вывод. То же было и во время сталинского и «развитого» «социализма».
Разумеется, речь идет о настоящем марксизме, а не о сталинистской официальной «марксистско-ленинской науке». Но, как уже говорилось выше, марксизм был исключительно в «пространстве культуры» и, прежде всего, в особой форме литературы — научной фантастике, которая в наилучшей форме в наибольшей степени снимала противоречия между коммунистическим идеалом и «реальным социализмом», показывая людям: 1. что этот идеал жив (а не «утопия»); 2. что нужно делать для снятия этих противоречий и достижения идеала. Другая же литература (даже — в лучших образцах) не могла так «поднять» людей.
Но, разумеется, так можно сказать далеко не обо всех представителях этого жанра.
Можно смело утверждать, что весьма убедительная, научно обоснованная модель коммунистического общества, да и пути подготовки людей к переходу в него разработаны в трудах советского ученого, мыслителя и писателя И.А. Ефремова. Да, они имеют вид исторических, приключенческих и научно-фантастических романов; да, они написаны в художественной, а не в традиционной для нашей общественной науки псевдоучёной, зачастую скрывающей содержательную пустоту, форме. Ну и что? Именно так любой человек, а не только «узкий специалист» сможет понять, чего же хотят эти самые марксисты.
«Диалектический парадокс заключается в том, что для построения коммунистического общества необходимо развитие индивидуальности, но не индивидуализма каждого человека. Пусть будет место для духовных конфликтов, неудовлетворенности, желания улучшить мир» («Час Быка»).
«Главное — умножение красоты, знания, гармонии в человеке и обществе» (там же).
Как видите, это очень далеко от и «потока льющихся благ», и от благостного «рая на земле». Это — общество человечности, труда и уважения друг к другу. И.А. Ефремов еще в 50-х — 60-х гг. четко описал механизмы общечеловеческого управления экономикой, социальной сферой, наукой, сохранением и укреплением психического и нравственного здоровья людей, которые будут характерны для коммунистического общества.
Для того чтобы изучить систему идей этого, по сути, великого мыслителя, надо расположить его книги отнюдь не в порядке их выхода в свет, а следующим образом:
– «Таис Афинская» — историческое исследование о зарождении человеческого в человеке;
– «Лезвие бритвы» — социально-психологическое и историческое исследование основ коммунистических отношений в нашу эпоху;
– «Туманность Андромеды» — характеристика коммунистического общества;
– «Час Быка» — критика капитализма и псевдосоциализма в сравнении с коммунизмом и пути перехода к коммунистическому обществу, «из царства необходимости в царство свободы».
Заслуга И.А. Ефремова — далеко не только в весьма реалистическом описании коммунистического общества, но, в первую очередь, в том, что он существенно развил ту сторону марксизма, которую сталинисты и другие антикоммунисты «выбрасывают» из системы коммунистических идей — гуманистическую, человеческую основу. При этом он отнюдь не переходил на идеалистические позиции. Так, еще в 60-е годы он писал: «Новая жизнь создает новые потребности, новые машины требуют новых людей, умеющих владеть своей психикой… Психику надо тренировать, укреплять, развивать. Но нам, материалистам, очевидно, что психика основана на физиологии, возникает и вырастает из нее» («Лезвие бритвы»).
«Не трудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота — это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между этими двумя сторонами всякого явления и всякой вещи» (там же).
Насколько современно звучат его слова из того же произведения: «…нельзя выпускать ребенка в мир невооруженным идейно, необученным основным знаниям физиологии, наследственности, психологии, исторической диалектики. Только из этих знаний, из серьезной подготовки вырастает устойчивая собственная мораль и убежденность в правоте, которая выдержит любые удары».
Любому непредубежденному человеку должно быть понятно, что И.А. Ефремова надо изучать, наконец, не как «писателя-фантаста», а глубокого марксистского мыслителя.
Трудно даже перечислить все те области знания и культуры, которые испытали на себе влияние этого человека.
Крупный ученый-палеонтолог и геолог, создавший новую отрасль знания — тафономию; путешественник и мечтатель; знаменитый писатель — автор приключенческих, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, неизменно вызывавших большой общественный резонанс; историк, социолог, психолог и культуролог; великий мыслитель-энциклопедист, сумевший воплотить в реалистические образы теоретические и, иногда, абстрактные мечты К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, В.И. Вернадского, Н.К. Рериха и др. о гармоническом обществе будущего.
И при этом он сам был прообразом человека коммунистического общества — «Эры Великого Кольца» и «Эры Встретившихся Рук» — по терминологии его романов-исследований «Туманность Андромеды» и «Час Быка» — добрым, сильным, умным и трудолюбивым. Недаром внимательные читатели его произведений видели и видят Ивана Антоновича в Иване Гирине, Даре Ветре, Вире Норúне и других его героях.
Среди многочисленных «ипостасей» Ивана Ефремова одно из первых мест (если не главное) занимают проблемы воспитания человека, исследования и развития психики, а также психология как наука, как средства формирования людей будущего.
Казалось бы, при «социализме», когда «марксизм-ленинизм» был официальной религией, ученый и писатель явно коммунистических убеждений должен быть обласкан и поддержан властью. Однако, на самом деле, те, кто был в этой власти и рядом с ней: сталинисты и их последователи, шовинисты и будущие «демократы», ханжи и демагоги, параноики и просто дураки, — чувствовали в нем непримиримого и последовательного противника и постоянно мешали ему жить и работать. Опасность они увидели даже в «Лезвии бритвы», а «Час Быка» был немедленно запрещен после выхода и официально не упоминался аж до 1988 года.
Это стало одной из причин того, что научное наследие И.А. Ефремова в области палеонтологии и геологии достаточно хорошо известно, а вот многие обществоведы до сих пор иронически морщат нос по поводу «писателя-фантаста», не имеющего будто бы отношения к сфере их деятельности.
Поясняя существо своих идей в этой области, в одном из писем он отмечал: «Сущность «Лезвия»» в попытке написания научно-фантастической (точнее — научно-художественной) повести на тему современных научных взглядов на биологию, психофизиологию и психологию человека и проистекающие отсюда обоснования этики и эстетики для нового общества и новой морали. Идейная основа повести в том, что внутри человека, каков он есть в настоящее время, а не в каком-то отдаленном будущем, есть нераскрытые могучие силы, пробуждение которых путем соответствующего воспитания и тренировки приведут к высокой духовной силе, о какой мы мечтаем лишь для людей отдаленного коммунистического завтра. То же самое можно сказать о физическом облике человека. Призыв не только в космическом завтра, но здесь, сейчас, для всех – цель написания повести» ["Кораблю – взлёт!", 1988].
И, что очень важно, сам Иван Антонович был, без всякого преувеличения, образцом такого человека будущего, жившего среди нас. Очень характерны его ответы на вопросы анкеты, представлявшей собой современную интерпретацию той, на которую в свое время отвечал К. Маркс. Вот некоторые из ответов И.А. Ефремова.
Ваша отличительная черта – обязательность, мечтательность.
Что может Вас рассердить – ложь, лицемерие, хамство, жестокость, трусость.
Недостаток, который внушает Вам наибольшее отвращение – злоба, жестокость.
Какую общую черту характера Вы более всего цените в людях – доброту.
Какую черту характера женщины и мужчины Вы больше всего цените – доблесть в мужчине и достоинство в женщине [Чудинов, 1987].
Но И.А. Ефремов, действительно умевший не только мечтать, но и не отрываться при этом от земли, видел и опасные тенденции в человеческом обществе, способные привести это общество практически к вырождению и гибели. Так, в одном из писем к своему американскому коллеге и другу профессору Э.К. Олсону он, в частности, отмечал: «Все разрушения империй и государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения.
Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах…» [Переписка с учёными, 1994].
После написания этих горьких слов прошло более 20 лет (уже более 30 лет. – ред.) – и разве не похожа обстановка, в частности, в нашей стране на эту картину? Американизированная псевдокультура, техническая вооруженность в сочетании с бескультурьем, невежеством, дикими суевериями и религиозным безумием, наркоманией, ненавистью к законам и нормам нравственности – это мы видим на каждом шагу. Антигуманное общество далекой планеты Торманс из написанного примерно в то же время Иваном Ефремовым романа «Час Быка» весьма похоже на то, что творится в бывшем СССР.
Но великий мыслитель не был ни пессимистом, ни оптимистом, как он сам отмечал в вышеупомянутой анкете. Поэтому он весьма реалистически показал, что школа должна быть не только местом получения некоей суммы знаний, но и целой системой воспитания ребенка до уровня человека в полном смысле этого слова, свободного и ответственного одновременно. Он считал, что школа должна быть единой, проще говоря, от детсада до вуза включительно; она должна исходить из равенства детей, из того, что неспособных ни к чему людей нет и, поэтому не может быть «элитарных» школ и школ для «серости», «быдла» и т. п. Основы этой системы он видел не только в относительно далеком будущем («Туманность Андромеды», «Час Быка»), но и в прошлом («Таис Афинская»), и в наше время («Лезвие бритвы»).
Иван Ефремов был уверен, что общество, в конце концов, выработает систему защиты человеческой психики от злобы, ненависти, паранойи и научится ценить каждую человеческую личность, ее свободу и достоинство.
Но, может быть, он был прекраснодушным мечтателем, утопистом, как теперь модно говорить? Однако многие ученые, да и он сам, замечали, что все его предсказания будущих открытий неуклонно сбывались, причем их авторы часто признавали и признают, что именно Иван Антонович подтолкнул их поиски на правильный путь. И даже кажущаяся наиболее фантастической идея Ефремова о звездолетах «прямого луча», идущих сквозь пространство и время, в теоретическом и даже экспериментальном виде начинает реализовываться в работах американских (к сожалению, мы и здесь отстали) ученых во главе с человеком, которого зовут совершенно «по-ефремовски» – Кип Торн.
А сколько космонавтов – советских, американских и из других стран признавались, что в космос их позвали книги Ефремова! Один из них – В. Аксенов, выступая по телевидению во время скромного тогда юбилея – 70-летия Ивана Антонович, даже заявил, что «Ефремов – это взгляд другой, более высокой, чем мы, цивилизации на нашу Землю». Печально смотреть, как этот же «покоритель космоса» создает «Движение духовности России», основная задача которого – «соединить науку и религию», а также поддержать зюгановский НПСР. Другой бывший поклонник Ефремова – знаменитый космонавт В. Джанибеков – выступал в одном избирательном объединении вместе с капиталисткой мадам Хакамадой. А еще одна космическая знаменитость – В. Рюмин, пытаясь помешать собственной жене участвовать в космических полетах, сообщает корреспонденту «Маяка» «свежую» мысль на уровне «Домостроя»: «Женщина должна сидеть дома, беречь очаг». Но это так, к слову.
Впрочем, удивляться подобным метаморфозам, происходящим с людьми в годы реакции, не приходится. Вот и сын великого продолжателя идей основоположников учения о коммунистическом обществе – А.И. Ефремов, на заключительном юбилейном вечере, назвав присутствующих «дамы и господа» и порадовавшись, что он теперь может так говорить, истолковал события на планете Торманс в романе «Час Быка» следующим образом: «Пролетарии всех стран там, наконец, соединились и получилась чудовищная диктатура». И дело здесь не только в известной полушутке про природу, отдыхающую на детях гениев. Аллан Иванович являет собой яркий образец псевдоинтеллигенции «советских» времен, получившей желанную буржуазную свободу (в романе его великого отца эти люди зовутся «джи»).
Потому не удивляешься и тогда, когда некто В. Журавлев в «Независимой газете» называет «Таис Афинскую» «псевдоисторическим» романом. Ему, очевидно, невдомек, что И.А. Ефремов знал и любил историю получше многих профессионалов и не начинал работы над историческим произведением, не изучив даже мельчайших деталей – особенностей одежды, поведения, культуры тех, о ком он будет писать. Не случайно главными героинями его романов о будущем были ученые-историки – Веда Конг и Фай Родис. А другой такой же «критик» в газете «1 сентября» от 29 января 1998 г. вообще утверждал, опираясь при этом на роман «Туманность Андромеды»(!!), что И. Ефремов пропагандировал…тоталитаризм(!), приравнивая таким образом режим власти одного лица и подавления всех остальных к фактическому отсутствию власти в привычном смысле и всепланетному общественному самоуправлению.
Все эти люди напоминают уже упомянутую выше любопытную машину по определению способностей на планете Торманс в «Часе Быка»: запрограммированная на низкий уровень жителей Торманса, она решила, что космонавт с коммунистической Земли по своим данным не много выше обычных тормансиан, а … совершенно туп и примитивен!
А сколько ханжей с психосексуальными комплексами и отклонениями, кричащих о таких комплексах у И. Ефремова, так как в его произведениях «много (о, ужас!) голых женщин»! Так, например, некий доктор физматнаук В. Губин заявил, что из всего романа «Таис Афинская» он запомнил лишь то, как героиня «скачет голая на лошади».
Но если оставить в стороне явно нездоровых и неумных лиц, то среди вполне разумных людей даже левых взглядов можно встретить явное недопонимание роли и значения И.А. Ефремова как продолжателя идей марксизма. Так, один философ – специалист по «Капиталу» К. Маркса (в основном, правда, по первой главе первого тома), в прошлые времена сам немало пострадавший из-за несоответствия своих взглядов официозному «марксизму-ленинизму», уклонился от обсуждения ефремовских работ под тем предлогом, что это – всего лишь «писатель». (Надо было слышать интонацию, с которой было сказано последнее слово!) А крупный политолог довольно левых взглядов всерьез называет И.А. Ефремова… «технократом»! И это – об ученом, который даже в своей «родной» науке – палеонтологии – искал основы происхождения, развития человека, личности, его психики и будущего. Так что главное сейчас в изучении наследия Ивана Антоновича – это преодоление стереотипов, поверхностности, да и снобизма, в частности, ученых-обществоведов левого толка.
В своих публикациях в журнале «Альтернативы» я уже писал о разных сторонах идейного наследия И.А. Ефремова. Остановлюсь немного еще на его блестящей критике тоталитарного общества и путей выхода из него в романе «Час Быка».
Уже сопоставление людей, их жизни и отношений на коммунистической Земле и псевдосоциалистическом, государственно-монополистическо-капиталистическом Тормансе не оставляют камня на камне от «критики» вышеупомянутых «господ» и «товарищей» в адрес Ефремова.
Послушаем руководительницу экспедиции землян на планету Торманс: «…Ваша олигархия затормозила развитие общества… на его неизбежном пути к коммунизму и главным образом потому, что вы (т.е. «джи» – псевдоинтеллигенция. – В.Х.) помогали ей укреплять свое господство… Ваша общественная система основана на подавлении и терроре».
«В капиталистической олигархии чем выше тот или иной класс, группа, прослойка стоит на лестнице общественной иерархии, тем больше в ней убийц, прямых и косвенных, потенциальных и реальных. Убийцы бывают разного плана – сознательные и бессознательные. Одни поступают так из прислуживания владыкам, другие от невежества, когда пост решающего значения занимает необразованный, темный человек. «Джи», хотя среди них немало темных и невежественных людей, в большинстве знающие и вообще интеллигентны. Становясь убийцами, они виновны вдвойне».
«Очистка ноосферы от лжи, садизма, маниакально-злобных идей стоила огромных трудов человечеству Земли. Здесь, у вас (на Тормансе. – В.Х.), я физически чувствую колючую ноосферу грубости и озлобления».
«У вас ничего не сделано для создания предохранительных систем против лжи и клеветы, а без этого мораль общества неуклонно будет падать, создавая почву для узурпации власти, тирании». Но и сам владыка отнюдь не счастлив: «Он чувствовал ту безнадежную пустоту вокруг себя, которая неизбежно образуется, когда из окружения устраняют порядочных людей, всегда несогласных с несправедливостью. Неумолимо идет процесс замены их ничтожествами и невеждами, готовыми восхвалять любые поступки владыки. Советники, охрана – все это человеческая дрянь. Верность их обеспечивается лишь подачками и привилегиями. Друзей нет, душевной опоры нет ни в ком, все чаще подступает страх перед возможным заговором».
Как легко в этих картинах, написанных почти тридцать лет назад, узнать и гитлеровский фашизм, и западно-восточные псевдодемократии, и сталинско-брежневский, маоистско-полпотовский псевдосоциализм, и нынешний наш «беспредел»! И как же далеко нынешней земле до той, «ефремовской», времен Эры Великого Кольца и Эры Встретившихся Рук!
Но и в технической характеристике общества будущего И.А. Ефремов далеко опередил современные представления и достижения.
Интересен такой пример. В 2003 г. шеф-редактор издательства «Вагриус» В. Бабенко, аттестовавший себя как «специалиста по научной фантастике», утверждал: «Это неверно, что фантасты не ошибаются в своих научных предсказаниях… Интернет вообще никто из фантастов не предсказал».
Г-н «специалист», очевидно, забыл (а может, не читал??) написанную почти 50 лет назад «Туманность Андромеды», в которой говорится о всепланетной (!) системе связи и всеобщего голосования с огромными информационными экранами. Интернету, который кое-кто, возможно, излишне резко называет «всемирной электронной помойкой», где можно найти и рефераты по всем предметам, и сайт для студентов-бездельников www.sachok.ru, и детскую порнографию (хотя – и множество полезной информации), конечно же далеко до предсказанной Иваном Антоновичем системы. Да, мы живем, по терминологии великого мыслителя, в инферно, в Эре Разобщенного Мира, во всеобщем капитализме, но даже это общество объективно движется в указанном марксизмом и его продолжателем направлении. Только формы, в которые выливается этот процесс – инфернальные, иногда – абсурдные: всеобщее объединение человечества – в «глобализацию», всепланетная система связи – в Интернет, роботы-помощники (из «Часа Быка») – в компьютеры, отучающие людей правильно писать на родном языке, и калькуляторы, отучающие правильно считать.
«…Настоящего по существу нет, есть только процесс перехода будущего в прошлое. Процесс этот нельзя задерживать, тем более – останавливать» («Час Быка»).
В «Туманности Андромеды» у И.А. Ефремова впервые прозвучала идея АГР – Академии Горя и Радости:
«Веда рассказала о великом учете, проводимой Академией в жизни общества, — подсчете горя и счастья в жизни отдельных людей, исследовании горя по возрастным группам. Затем следовал анализ изменений горя и радости по этапам исторического развития человечества. Какова бы ни была разнокачественность переживаний, в массовых итогах, обработанных методами больших чисел, получались важнейшие закономерности. Советы, направлявшие дальнейшее развитие общества, обязательно старались добиваться лучших показателей. Только при возрастании радости или ее равновесии с горем считалось, что развитие общества идет успешно».
Там же говорилось и об АПТ – Академии психофизиологии труда, исследовавшей психику людей в связи с видами человеческой деятельности.
В более позднем по времени выхода, но повествующем о современности «Лезвии бритвы» главный герой Иван Гирин говорит: «Будь на то моя воля, подбирал бы совершенно особых людей, чтобы выслушивать человеческие нужды и просьбы».
И, наконец, в «Часе Быка» четко сформулировано: «Нельзя быть свободными и невежественными… Необходимо серьезное психологическое воспитание».
Следовательно, относя создание АГР в коммунистическое будущее, И.А. Ефремов видел необходимость в начале формирования этой Академии в Эре Разобщенного Мира.
Это тем более необходимо именно сейчас: при всех проблемах нашего прошлого общества, психологическое состояние людей после окончания сталинского периода (середина 50-х – вторая половина 80-х годов) все же было ближе к «балансу» горя и радости.
Теперь же, когда, как показывают многие исследования, и, в том числе, надеюсь, анализ, представленный мной в первой и второй частях данной книги, наши люди поражены, согласно ефремовскому образу, стрелой бога зла – Аримана, одним из необходимых путей выхода из инферно является психологическая поддержка человека, т. е. создание, в первую очередь, этого направления АГР.
<<<