От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 08.02.2007 23:28:12 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

Теория малых дел при отсутствии государства (и снова о женщинах)

http://scholar-vit.livejournal.com/125968.html

Об отмене государства

Идея, что если государство, эти "дяденьки и тетеньки, которые за мой счет заглядывают ко мне в кастрюлю" (© gr_s) уйдёт, всё сразу станет хорошо, и атланты будут свободно пожимать плечами в своей Атлантиде, конечно, на редкость глупа. На самом деле свято место пусто не бывает, и на место современного государства приходит - правильно, государство, но примитивное. Или даже протогосударство. Родоплеменные отношения, например. То есть получается "демодернизация общества", в результате которой недостатки государства остаются, зато вместо его достоинств - фунт прованского масла, как говорит один мой друг.
Что конкретно получается, написано в кратких, но очень выразительных заметках о Нагорном Карабахе у pigbig. Тоска получается. Полный тупик и безысходность.
Добавлю, что в Карабахе (сейчас) по крайней мере нет резни. Родоплеменные отношения на фоне войны с применением современного стрелкового оружия - это ещё на много порядков хуже. Похоже, что и Чечня, и Ирак - это оно самое и есть.

http://pigbig.livejournal.com/76754.html

Теория малых дел при отсутствии государства

Рассказывает приятельница, антрополог, занимается Нагорным Карабахом, армянка, гражданка России. Разговор шел с перерывами пару дней, что она у меня гостила. О взяточничестве как "норме жизни", о том, сколько денег было вбухано в этот регион зарубежной диаспорой - и никакого толку, нет развития, модернизации, гражданской демократии; о том, что если бы воспитать другие элиты и сколько надо платить, чтобы взяток не брали.

Она: Ну вот женщина-судья. У нее спрашивают (представители фондов и диаспоры): ну вот сколько вы хотите зарплаты, чтобы не брать взяток. 500 долларов? Она отвечает: нет, я лучше буду брать.
Я: Но ведь взятки - часть системы, а не следствие моральных качеств. Если она откажется их принимать, она же сама не сможет потом ни к кому ни за чем обратиться. А как тогда жить? В условиях демодернизации экономики, "отсутствия государства" - расширенная семья, родовые связи и отношения "взаимности" являются единственными работающими социальными ресурсами. Они заменяют и право, и соц. обеспечение и все остальное. Ты же сама об этом пишешь (и очень хорошо пишет).
Она: но что же делать. Вот если бы были другие элиты. Диаспора сейчас решила по-другому делать. Брать способных ребят еще в школе, в старших классах и понемногу готовить. Пропускать их через различные программы на Западе в течение нескольких лет, чтобы было такое последовательное обучение, чтобы другие ценности впитали. Чтобы образование там получили.
Я: получившие западное образование возвращаются в тех случаях, если дома етсь профессиональные перспективы...

Сама же антрополог и понимает, в какой все дыре. "Экономики" в регионе - помимо мелкой торговли - нет. А малый бизнес дороги не проложит и ЛЭП не протянет. Для этого нужно сильное государство (которого там нет и денег на него нет - зато независимости сколько угодно) или крупная корпорация. Которой там тоже делать нечего. В интернет-кафе ходят парни смотреть порнуху. Это считается "современно" и связывается со статусом.

Рассказывает студентам про гранты-программы. Что можно получить и поехать учиться. Никто не верит: Как, просто так? Ну, не рассказывайте, это у вас связи. Собирает старшеклассниц в школе, где что-то такое проводила. Сажает перед компьютером, рассказывает, тычет мышкой в адреса, говорит, как заполнять формы. Слушают с улыбкой: понимаете, если даже мы что-то выиграем, нас родители не отпустят, потому что потом нас здесь замуж никто не возьмет.

Девушка должна быть "чистая" и желательно малограмотная. Чтобы поменьше понимала. Такая на брачном рынке ценится выше. Была там американка из диаспоры, жила несоклько лет. Из тех, что едут на родину предков, идут в народ, надеются "личным примером", имея при этом американский паспорт и возможность уехать - научить местных, как надо жить - при отсутствии западной экономики, финансовой системы и перспектив. Сказала местным женщинам (в селе): приходите, я вас плавать научу вот тут на пруду. Пришли восемь. Назавтра трое с подбитыми глазами. Послезавтра не пришел никто. Мужья не пустили. Чтоб плавать - это ж надо раздеться. А женщина, которая "владеет своим телом" - это уже другая женщина, чем та, которая привыкла его стесняться. А при демодернизирующейся экономике возвращение к старым патриархатным моделям - оптимальная стратегия сопротивления ситуации. Идеология «моральной экономики деревни» выступает на передний фон как формула выживания в ресурсно скудном обществе.

И что вот людям делать?

mi_b:
мне про похожие нетривиальные последствия свободы рассказывали про Дагестан, со слов людей, которые туда ездят в экспедиции последние 30 лет. Раньше там было довольно патриархально и (назначенный) колхозный бригадир или глава сельсовета был всеми уважаемым человеком с формальной и неформальной властью. С введением выборов каждое горное село раскололось на две партии примерно одинаковой силы, которые друг друга ненавидят со страшной силой и считают всех друзей второй партии своими врагами. Раскол совершенно не идеологический, а начинается тактически-политический, по результатам голосования, но при этом он не проходит с окончанием выборов, а остается и не теряет накала. Из-за этого, например, гости, приехавшие к одному из жителей уже оказываются не гости деревни, а гости враждебной стороны, со всеми выекающими последствиями.
Ну и плюс к этому милиция, которая постепенно начинает себя вести как и полагаеся себя вести лучше всего вооруженному отряду в феодальном обществе - как феодалы.

surreallingua:
Что делать, что делать... Это смотря кому. Тем кто там живет -- бежать на Запад. Тем, кто на Западе -- основать общество по вывозу всех, кто бежать хотел бы. Основная цель -- свести количество местного населения на этой территории к исчезающе малому числу, которое будет представлять собой охраняемую Юнеско языковую группу. Потому как если там останется несколько человек, то и коррупции никакой не будет, и женщин страдающих, с фингалами, только три (а статистически -- ноль) останется. И все. Порочный уклад жизни, больное, несчастливое, безысходное общество будет уничтожено, но уникальность древней культуры и хранящих ее единиц будет невообразимо высокой. Фактически, это значит сделать обратное демпингу рыночной стоимости визуального образа женского тела, описанного мной недавно в каком-то комменте. Хранителей культуры будут беречь и лелеять всем миром и ООНом, как зеницу ока (а лобби диаспоры поможет). На этом можно сделать кучу денег (на туризме и продаже культурных артефактов). В результате немногие оставшиеся хранители культуры будут монетарно вознаграждены и не будут так уж страдать и друг друга уродовать.
А тем, кто сбежит -- тоже хорошо -- сытая жизнь и до какой-то степени opportunities на Западе. До большей, чем дома, по крайней мере. А их потомки -- совсем другие люди -- вернутся потом на пустынную горную землю, на которой останется тридцать пять с половиной соплеменников, прослезятся и построят новый замечательный мир по западной модели, и корпорации с собой приведут, и т.п. А коррупции-то не будет. Все с чистого листа.
В результате -- все спасены. Ну или большинство. Хэппи бегиннинг.
Кстати, того же желаю и Беларуси.

f_f:
Тоскааа...
Кстати, недавно прочел, что в 1912 г. в Германии некий политически активный офицер, ярый националист и "патриархальщик" Август Кайм основал организацию под названием "Всенемецкое общество противодействия эмансипации женщин". Но соц-эк ситуация в Германии была несколько иная, чем в регионах типа Карабаха, так что в конечном итоге каймовцы не сильно преуспели (хотя нацизм в принципе был очень патриархальным движением). А как развивать такие "дыры", как Вами описанная, ума не приложу.