Разные есть схемы
> Религии - и были правововой основой государственности. Во всяком случае Шпенглер
> совершенно определенно утверждает, что в период формирования основ современных религий
> "калиф был повелителем правоверных". Т.е. под его юрисдикцию попадали только те, кто
> подчинялся нормам религии данного правителя. И религия содержала все уложения права
> данного государства. Иных законов не существовало.
Разные есть схемы взаимодействия государства и идеологии. В Китае, государство было само
по себе. Там призывались на службу общества то, одни, то другие - конфуцианцы, буддисты,
легисты, даосисты. . . У всех их разнился подход к управлению государством, и государство
опробовало один тип, затем он, когда он не справлялся с новыми задачами, призывалась иная
идеологическая система. Например, если конфуцианцы ставили во главу угла традиционность
(можно назвать это и нравственностью) при правлении, то легисты чтили формальное
соблюдение законов (четко выверенную систему наказаний и поощрений), даосисты вообще
пропагандировали как можно меньшее вмешательство государства в дела подданных.