|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
10.10.2006 00:04:07
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
А. Нуйкин. Кривое зеркало эпохи (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg412006/Polosy/5_3.htm
КРИВОЕ ЗЕРКАЛО ЭПОХИ
Парадоксы экрана
Телеэкран, возле которого граждане России просиживают по нескольку часов
в день, настойчиво изображает из себя только <зеркало>. Не нравимся мы
себе, глядя в него? Неча, говорят, на зеркало пенять!
МОНИКА ВАЖНЕЕ ПЕРЕДЕЛА МИРА
Долгие десятилетия радио было для человечества главным и почти
единственным средством массовых коммуникаций. Да и сейчас оно остаётся
великим благом, но: Без помощи радио Гитлеру ни в коем случае не удалось
бы превратить страну Шиллера и Гёте в скопище вандалов! Так что не о
технических возможностях телевидения речь, а о тех <руках>, в которых
оно уже десятилетия находится бесконтрольно и, похоже, гибельно для
планеты.
Вы думаете, при Гитлере в его рейхе СМИ только про ненависть к евреям и
неполноценность славян обывателям с утра до ночи талдычили? Что вы!
Вспомните: нация-то была образцово-цивилизованная! И музыка возвышенная
неустанно звучала, и архитектура в трепет вгоняла величественностью, и
литература с кинематографом семейные добродетели и воинский героизм на
недосягаемую высоту поднимали. И при всём при том:
Радио в руках фашистских идеологов было оружием пострашнее автоматов.
Может быть, и то, что французы сдались немцам без настоящего боя, надо
тоже на бедного Попова повесить? Это выглядит нелепо, но именно так и
есть. Радио оказалось способно оболванивать массового слушателя в
принципе. А в какую сторону его оболванят - это уж как политическая
карта на стол легла. Чтобы радио (ныне - TV) стало всемогущим, нужен
массовый человек - легкоуправляемый, полуграмотный обыватель, но именно
радио и позволяло формировать такого в общенациональном масштабе!
Советский Союз массовой культурой к началу войны заражён был достаточно
поверхностно. Это и спасло страну. А заодно <по пути> - и всё
человечество. Советское радио не деморализовало, не раскалывало народ в
роковой ситуации, а сплачивало и воодушевляло. Сейчас, при полном
господстве в эфире <демократического> телевидения, мы продержались бы
чуть дольше Франции. И то только из-за величины страны и знаменитого
бездорожья.
Периодическая печать, перейдя в руки частных лиц, начала отстаивать их
шкурные интересы. Фактически единственной объединяющей интеллектуально и
информационно силой в стране осталось лишь телевидение. И как же повела
себя эта <сила>? Очень странно. Можно сказать, предательски по отношению
к народу и интересам державы.
Обсуждала ли наша <общественность> хоть раз всерьёз беловежский передел
мира? Что это было: распад или умышленный развал? В том числе и на
главной нашей - телевизионной трибуне? По-настоящему всенародно - ни
разу! Проглотила <общественность> преступные решения торопившихся делить
собственность политиков, утёрлась и побежала строить <рынок>. Тоже ни
разу (!) всерьёз не обсудив, а что это, собственно говоря, такое?.. И
если бы только это!
Четыре полные полосы опубликовал я в <МК>, выступая против преступного
отпуска цен и зарплат. Против предоставления нашим сверхмонополистам
полной свободы действий. TV подобным <мелочам> не соизволило уделить
хотя бы столько же внимания, сколько чуть позже - шалостям Клинтона с
Моникой Левински. И это в стране, в которой после развала КПСС не
осталось ни единой силы, способной процесс расхапывания общей
собственности взять хоть под какой-то контроль!
Можно было бы без конца перечислять, что именно мы были обязаны
обсуждать всенародно с <голубых экранов> и что всерьёз туда ни разу не
прорвалось!
Таких <партизан>, как я, очень скоро просто перестали приглашать на
<серьёзные> теледискуссии, непринуждённо игнорируя то, что не так давно
нас торжественно именовали <прорабами перестройки> и <разведчиками
будущего>. Как оказалось, мы <разведывали> не это будущее. В этом нам,
поколению убеждённых шестидесятников, действительно нет места.
Наши демократические интеллигенты оказались готовы за мизерные подачки с
пеной у рта отстаивать право новых хозяев унижать и оболванивать народ,
превращая его в стадо, ведомое в никуда. Массовая культура одержала
полную и окончательную победу над культурой российской, совсем недавно
ещё вроде бы считавшейся <высокой> и даже <великой>.
История с ликвидацией <последнего очага свободы слова> и арестом
Гусинского, думается, с наибольшей выразительностью раскрыла и
опереточный характер нашей демократии, и неожиданно бесстыдную
продажность нашей прославленной интеллигенции. Каждое предположение,
будто этот делец с хитрыми глазками мог неправедно прикарманить не то
десятки, не то сотни миллионов долларов, приводило в гневный экстаз. Ещё
бы! Бросаться на защиту всех слабых и обиженных - святая традиция нашей
интеллигенции!
Всем ведь известно, сколь <честно> были нажиты его капиталы. На копейки,
выданные мамой на мороженое, маленький Гусинский, видимо, закупил
сапожные щётки и баночку крема. А подставку для ног сам сколотил из
дощечек соседнего забора. А далее за счёт неустанного труда и жёсткой
экономии сапожного крема постепенно накопил денег на приобретение НТВ,
<Эха Москвы>, кучи газет и радиостудий, не считая всякого попутного
товара: дивизии вооружённой охраны, служб слежки, подслушивания и
шантажа, а также нескольких сотен политиков федерального уровня и
чёртовой прорвы писателей и журналистов.
Что ж, с этими - проплаченными - всё ясно, но остальные-то ради чего
готовы были чуть ли не ввергнуть страну в гражданскую войну? Эти шли на
борьбу с Путиным исключительно ради идеи. И не ради абы какой, а
высокой. Ради других интеллигенты страну в катастрофы не втягивают.
Ни развал державы, ни конфискация сбережений у народа, ни космический
рост цен, ни преступные дефолты, ни массовое банкротство тысяч вполне
жизнеспособных, даже порой <градообразующих> предприятий не вызывали в
стране такой волны гнева и протестов со стороны интеллигенции, какими мы
любовались после рядового факта ареста бизнесмена Гусинского.
В это же время началась стремительная активизация у нас деятельности
кучи западных <благотворительных> фондов: Карнеги, Макартуров, МРИ, НДИ,
Защиты гласности, Аденауэра, Эберта и т.д. За счёт не слишком
разорительных грантов из наших обнищавших интеллектуалов очень скоро
было создано американское идеологическое лобби. Телевидение это лобби
<окучивало> вполне успешно.
ОБЕЗБОЛИВАНИЕ <ЭТИМ>
<Если миллионы перестанут верить своим газетам и своему телевидению -
это начало конца: Общество становится толпой обозлённых: одиночек!>
(<Известия, 16.10.97.) Страшно? Но это если мировой опыт не изучать.
Если изучить, всё проще пареной репы! Для того и сотворена ведь массовая
культура. Напусти её на народ, и всё пойдёт как по маслу!
Для стариков следует закупить кучу американских, индийских и
латиноамериканских мелодрам и боевиков, завалив при этом полки магазинов
палёной водкой (чтоб побыстрее вымирали со своей памятью о Победе над
Гитлером!), а на молодых обрушить новость: у них есть половые органы! И
даны они не для пошлого размножения, а исключительно для эрекции и
эякуляции. А раз так, то всю силу молодого интеллекта надо направить на
поиски ответов на ключевые вопросы бытия: как часто? с каким количеством
партнёров? насколько замысловато по технике исполнения? И пошло-поехало.
Помнится, как вся страна с замиранием сердец следила, когда же эти там,
<за стеклом>, кончат выпендриваться и начнут наконец совокупляться.
Успех был феерический. Все подростки вторую половину ночи увлечённо
опробовали на практике советы сексологов от ТВ.
Что и говорить, <про это> молодёжь нынче знает всё! Притом такое знает,
о чём в тридцатые годы ХХ века не подозревали даже учёные-сексологи. А
вот кто победил в Великую Отечественную, мало уже кто помнит. И кто
такой Пьер Безухов, припомнит разве что один из десяти выпускников
<колледжей>.
Две блудливые безголосые певички как-то изобразили на сцене лесбиянскую
страсть. И сразу пошли в гору. Не то - за это, не то - за миролюбие. На
маечках своих девических взяли и написали крупно: <Х: войне!> Какой
войне, против кого - это, в общем-то, им, сами понимаете, <по фигу>.
Теперь наше Министерство культуры, давно отстаивавшее право на публичное
употребление мата, возит их по всему свету. Не то для популяризации
нетрадиционной сексуальной ориентации, не то как инструкторов по
нетрадиционным способам борьбы с американскими агрессорами.
Считается, что молодые очень любят разговоры про любовь. Но именно про
неё мы последние десять лет и перестали говорить. Совершенно! Секса в
стране стало навалом, но нате вам - любовь куда-то исчезла. Совсем! Ни в
литературе, ни в театре, ни в кино, а тем паче на TV давно уже даже
намёка на этот старомодный атавизм не осталось! Слово само по себе
фигурирует, но означает абсолютно то же, что и секс. <А потом мы с ним
занялись любовью:> Скажите на милость, как можно <заняться> чувством?
То-то и оно.
Так что же оставила <демократия> поколению пепси из того, что придавало
когда-то жизни поэзию, высокий смысл, духовное родство с человечеством?
И чего же мы удивляемся, что на нашу молодёжь вдруг сначала обрушилась
эпидемия самоубийств, а потом волна экстремизма?
УНИЧТОЖЕННЫЕ <КОДЫ>
Две трети экстремистских преступлений сегодня совершают молодые, часто -
несовершеннолетние. Уж не стала ли тяга к убийствам и разбою
неотъемлемой частью <молодёжной субкультуры>, так восторженно
прославляемой в прессе и на телевидении? Культура, увы, не делится ни по
половому, ни по возрастному принципу, и каждым новым поколением она
создаваться заново не может. Разрыв в культуре между поколениями - это
просто её гибель, аннигиляция всего предшествующего опыта человечества и
одичание молодых, что мы и наблюдаем во всё ускоряющемся темпе.
Униженные народы терпят не безгранично. И всегда находятся политические
силы и вожди, готовые на этой униженности и сыграть свою преступную
партию. Вглядитесь, господа, новые хозяева жизни, в то, как и в какую
сторону перерождается наша молодёжная толпа. Ваши толкования
происходящего обескураживают примитивностью и недальновидностью.
Впрочем, откуда было бы взяться другому? Вы ведь убеждены, что рубль
(или доллар) всё обеспечивает, всё решает не только в экономике и
политике, но и в сознании. Хотел упомянуть о душе, даже <духе>, но,
думаю, было бы опрометчиво раздражать вас разговорами о <непонятном>.
Идеалы и вообще духовный опыт понятийно-логически не передаются. Ими
люди <заражают> (по термину Толстого) друг друга в прямом общении и
через искусство. И тут одного <передатчика>, увы, мало - необходимо,
чтобы у перенимающего чей-то духовный опыт был свой дееспособный
<приёмник>. Внедрение особой <молодёжной> культуры - это разрушение
приёмных устройств. Массовая культура разрывает эту связь, уничтожает
<коды>. А без них Льва Толстого <прочитать> уже не получится! Даже
понять, <про что> он писал, не удастся! Толстой нынешней <продвинутой>
молодёжи не интересен вовсе не потому, что жизнь новых поколений после
него <ушла> далеко вперёд, а потому, что они не в силах понять, про что
и во имя чего он писал, что отстаивал!
А С КАЗИНО КАКОЙ СПРОС?
Не удержусь, чтобы не сказать несколько слов о самом грустном - о юморе
на экране. О сатире ничего сказать не могу. Не то всем сатирикам зубы
повыбивали и им нечем кусаться, не то общество наконец-то достигло
обещанной коммунистами полной бесконфликтной гармонии. Впрочем, писать и
о юморе (нынешнем юморе) я, наверное, не вправе. Больше двух-трёх минут
того же <Аншлага> не выдерживаю, выключаю.
Хотя и к прославленным нашим мастерам репризы, и к ржущей в самозабвении
в ответ публике у меня всё же один вопрос вызрел: <Над чем смеётесь,
россияне?!> Подчёркиваю: не над кем, а над чем? Слушая Райкина, мы тоже
смеялись - не только над бюрократами, но и над собой тоже, и в этом я не
вижу большой беды или какого-то унижения. Это был смех не рабский, а
раскрепощающий, помогающий уловить мерцание света в конце тоннеля. А
сейчас? Это же юмор не просто <ниже пояса>, он ещё и с тыльной стороны
тела. Из шутки в шутку, из сценки в сценку мастера эстрады объясняют
нам, какие мы (а вовсе не те, кто сделал такой нашу сегодняшнюю жизнь!)
идиоты, а мы ржём, а мы заходимся от восторга. Да и растолковывают это
нам, мягко говоря, удручающе <неталантливо>.
Конечно, на нашем экране можно отыскать и вполне <доброкачественный>
материал. Есть передачи, которые стараюсь не пропустить ни в каком
случае. Например, цикл <Жди меня>. Чаще всего хороший уровень
публицистики и аналитики в <Однако>, <Главной теме>, <Постскриптуме>,
<Моменте истины>:
Беда в том, что никакие отдельные удачи и даже победы на отдельных
участках телевизионного фронта не способны компенсировать общую
бездарность руководства <войной> и провалы общей стратегии.
Ну а подведение итогов начну с двух <обманок> нынешних телебоссов: а) мы
показываем то, чего хочет большинство; б) телевидение - это обычное
коммерческое предприятие, как лесопилка, автосалон или казино:
Вот именно - <как казино>! В том и дело, что TV действительно встало с
казино в один ряд, плечом к плечу. Главное - прибыль! Закон
капиталистической экономики. <А в экономике, - как провозгласил однажды
Познер, - совести не бывает>.
На этой мрачной ноте и оборву свою филиппику, хотя есть ещё немало того,
что стоило бы высказать в связи с юбилейной датой нашего
демократического, а вернее, <рыночного> телевидения.
Андрей НУЙКИН