От Мак Ответить на сообщение
К Сергей Вадов Ответить по почте
Дата 02.09.2006 16:56:29 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Н.Н.Губенко о себе (СовРос)

ДИКТАТУРА СОВЕСТИ

Интервью с Николаем Губенко
ВОПРОС. Вам не пришлось узнать своих родителей, но вы наверняка вспоминаете их в день рождения с особым чувством. Что вы знаете об обстоятельствах их гибели?
ОТВЕТ. Я родился во время бомбежки в катакомбах г.Одессы в августе 1941 года. Мой отец добровольно ушел на фронт 23 июня 41-го. Он погиб в бою под Ворошиловградом (Луганском) в 1942 году бортмехаником тяжелого бомбардировщика. Ни он меня, ни я его не видел. Хотя, честно, лет до шестнадцати, пока был в специнтернате, я надеялся, верил, что он жив — плен, госпиталь, в конце концов лагерь... Каких только чудес после войны не случалось. Мать осталась с пятью детьми на руках, я младший. До войны она была главным конструктором одесского крекинг-завода, владела немецким языком, была кандидатом в члены ВКП(б). Немцы предложили ей сотрудничество, мать отказалась. Многие одесситы укрывали у себя евреев, мать тоже приютила соседей, за что и была арестована. Мне было одиннадцать месяцев, когда тело матери выдали дедушке, ее отцу, из немецко-румынской комендатуры со следами повешения на шее. Он рассказал мне это, когда мне было шестнадцать лет.
ВОПРОС. Чем для вас является пример родителей и вообще фронтового поколения? Какова роль современного искусства, в частности, кино в том, чтобы передать эту правду без искажений будущим поколениям?
ОТВЕТ. Из моих фильмов «Пришел солдат с фронта», «Подранки», «И жизнь, и слезы, и любовь...», «Запретная зона» очевидно глубокое уважение и благодарность старшему поколению, тем более глубокую, что таких, как я, были миллионы и нужно было иметь чересчур щедрую душу, чтобы наряду с личными несчастьями, тяжелым трудом по восстановлению разрушеной страны, взвалить на себя еще и заботу об осиротевших детях. Мы видим, как это не удается нынешним менеджерам страны даже в сравнительно мирных условиях. Сердечное знание и истинное понимание подвижничества старших поколений, которые делали все, чтобы нам жилось лучше, чем им, есть настоящая, чистая правда, которая еще до недавнего времени передавалась из поколения в поколение и лишь в последние годы попрана, загажена и предана новейшими идеологами. Но «...никаким развратом, никаким давлением и никаким унижением не исстребишь, не замертвишь и не искоренишь в сердце народа нашего жажду правды, — говорит Ф.М.Достоевский. — Он может страшно упасть; но в моменты самого полного своего безобразия он всегда будет помнить, что есть где-то правда и что эта правда выше всего».
Современное российское кино как часть идеологии (не будем обольщаться понятием «свобода творчества») отвернулось от настоящей правды. Человеческие отношения, жизнь — не в моде, хотя именно они и делали советское кино одним из лучших в мире, помогая скреплять людей емкостью мысли и глубиной чувств. С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, А.Довженко, С.Герасимов, А.Барнет, Г.Козинцев, С.Бондарчук, М.Калатозов, Л.Кулиджанов, Я.Сегель, Г.Чухрай, А.Тарковский... уже не скажут, «честь воздав сполна, дивясь ушедшей были: «Какие были времена?! Какие люди были?!» Наши киногерои променяли российское подданство на американское, приняв их невежественную, отвратительную, порочную, насильственную цивилизацию диктатуры денег за эталон. Эту-то цивилизацию нам и хотят привить вместо диктатуры совести. К несчастью, уничтожение Советского Союза не стало для интеллигенции поводом для солидарности со своим народом. В этом начало всех зол: в предательстве идеалов социальной справедливости, в подавлении в себе независимости в масштабе нации, в восторге от собственного унижения и неуважения, которое доминирует в нынешней идеологии, в том числе и в нашем кино. Было бы это самоосуждение, самобичевание Гоголя, Герцена, Щедрина, Достоевского — тогда понятно: там боль, созидание. Но здесь откровенное презрение к собственному народу, очевидная наклонность видеть в нем только худшее, враждебность, закрепляемая законодательно (чего стоит только одна реформа ЖКХ или закон о монетизации льгот), при лицемерно провозглашенных конституцией правах и свободах, равноправии, уважении предков, справедливости, стремлении обеспечить благополучие и процветание России. Всякий факт нашей недавней советской истории им претит, хотя, напомню, чего стоит одна только победа СССР над неграмотностью. Те, кто хочет помнить, помнят. Недавно по первой программе в прайм-тайм показали американский фильм «Военный ныряльщик» о мужественном водолазе, которому ампутировали ногу, о том, как ценой неимоверных усилий он вернулся в строй. Хороший фильм. А про Маресьева в «Повести о настоящем человеке» с Кадочниковым в главной роли не забыли? Или теперь нашими эталонами будут только американцы? Судя по общественным опросам, большинство молодых американцев считает, что США во Второй мировой войне воевали против фашистской Германии и тоталитарного СССР. (Результат пропаганды вперемешку с неграмотностью. Ведь не случайно президент Клинтон, баллотируясь на очередной срок, провозгласил одной из главных задач борьбу с неграмотностью в США.) И победили-таки! Но главное — с каким результатом: у них пятьсот тысяч погибших, вечная им память, а у нас всего каких-то двадцать семь миллионов. Двадцать семь миллионов! Так какой ценой и кому далась та победа и кто же все-таки победил фашизм? Да, победила идея объединения человечества в борьбе со злом, но решающий вклад в эту победу сделал Советский Союз, и это тоже чистая правда!
Но пока наши идеологи будут предавать забвению все лучшее, что было в советской цивилизации; пока олигархи с дамами в шляпках будут на скачках распивать вино по тысяче евро за бутылку; пока нищий народ будут спаивать и кормить на убой поддельными лекарствами, а он будет молчать в тряпочку в ожидании очередной милостыни верхов; пока идеологи будут обвинять большевиков в том, что те продавали художественные ценности из Эрмитажа (кстати, спасая народ от голода), а нынешние «хранители» будут воровать и безнаказанно сбывать ценности за рубеж; пока школьники будут изучать историю России по учебникам Сороса — современные кинематографисты могут хорошо заработать, создавая высокохудожественный образ родины — предательницы своего народа, пьяницы, бомжихи, воровки, загульной уродины, которую не жаль будет в конце концов прикончить, расчленить и закопать на кладбище мировых цивилизаций. Тем более что, судя по Югославии и Ираку, мировая общественность не станет возражать. Такое впечатление, что нас ничему не учит собственный исторический опыт. Хотя, как говорил Бернард Шоу, мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к приобретению опыта.
ВОПРОС. Вам не кажется, что сложности во взаимоотношениях с руководством КПРФ, конфликт со Швыдким, да и вообще со всей рыночной системой, делает вас чужим как среди своих, так и среди чужих?
ОТВЕТ. Это штука тонкая. Кроме «свой» и «чужой», есть другие понятия. Например, самостоятельный, инакомыслящий. Пропаганда времен «холодной войны» наградила это понятие ореолом противоборства с несправедливостью. На самом деле каждый человек — инакомыслящий: ни один не думает так, как другой. Но человеку искусства нельзя замыкаться в себе, надо жить общей жизнью со своим народом, не притворяться, а быть для него своим. Простите за пафос. Мне не безразлично, кому я свой, а кому чужой. Я определился с выбором: я хочу быть своим для моего народа, которому сегодня плохо, каковы бы ни были его нынешние слабости, безграничное повиновение, апатия. Хочу в меру моих сил служить ему, а значит, как художник не лгать, служить правде. Если я сделаю что-то, от чего ему станет легче, я буду рад. Я не хочу, чтобы люди думали, что вся интеллигенция смирилась с происходящим. На рынке можно купить все, даже людей, но не всех. И интеллигенция не должна пировать во время чумы. Она должна быть с теми, кого обманули и кому плохо, то есть с народом. Таково, на мой взгляд, должно быть ее добровольное послушание — помочь народу встать с колен.
К вопросу о КПРФ. Никаких сложностей во взаимоотношениях с руководством КПРФ у меня не было и нет, была своя позиция, которая отличалась от мнения руководства. Повторюсь, к какой бы партии люди ни принадлежали, все они очень разные. Меня исключили из партии вместе с такими достойными людьми, как Селезнев и Горячева. Мне жаль, что сегодня они вне партии. Мы много говорим о плюрализме, но так и не научимся слушать друг друга. Первичная организация предложила мне вновь стать членом КПРФ, я принял это предложение. Даже если бы этого не случилось, по-человечески я оставался бы на стороне коммунистов. Разве убеждения человека зависят от партийного членства? Это же несерьезно.
Что касается Швыдкого, мне претит его позиция по перемещенным культурным ценностям. Россия никому и ничего не должна после той кровопролитной войны. И никто меня в этом не переубедит. Я же буду стараться делать все, чтобы эти ценности как весьма символическая компенсация за понесенные нами потери продолжали оставаться российской собственностью.
ВОПРОС. Плюрализм особенно присущ людям творческим. Почему вы последние годы отдаете предпочтение театру, а не кино? Какие идеи объединяют коллектив вашего театра «Содружество актеров Таганки»?
ОТВЕТ. Я снял шесть фильмов, из них пять — по своим сценариям. У меня давно готов сценарий о судьбе Василия Шукшина, который в свое время был одобрен такими мастерами, как Хейфиц, Райзман, Габрилович, почти готов сценарий трагикомедии о своем хождении во власть. Кстати, надо отдать должное Швыдкому: при всякой встрече он уговаривает меня вернуться в кино, но я занимаюсь театром. Там сто пятьдесят живых, конкретных людей, они талантливы. Что нас защитит?! Правильно: только профессия, работа. Театр четырнадцатый год трудится в режиме самовыживания, без копейки государственного финансирования. В отличие от других московских театров, мы в полной мере испытали на себе, как вы говорите, рыночную систему: потечет крыша — надо залатать, лопнут трубы — надо заварить, у кого-то умер близкий человек — надо достойно похоронить, у кого-то родился ребенок — надо помочь, не хватает денег на пожарную сигнализацию, на зарплату — надо найти. К слову, за четырнадцать лет театр лишь один раз, и то только на пару дней, задержал зарплату. Подчеркну без обиды: нам никто не помогает, мы существуем на то, что зарабатываем. Надеюсь, я в какой-то степени на деле способствую выживанию театра. Нам придает силы наш зритель. Когда на «Афгане», «Высоцком», «Чайке», «Дне Победы» уже в течение многих лет собираются аншлаги, это, признаться, бодрит.
Сейчас внутри театра подрастает молодая режиссура. В работе одновременно находятся четыре спектакля, очень разные, от классики до современной пьесы Надежды Птушкиной, которую ставлю я. Коллектив объединяет трудный поиск пути к своему зрителю, который, слава Богу, очень требователен. Работа, что еще лучше может объединять?
ВОПРОС. Как вам удается совмещать творчество и политику?
ОТВЕТ. Бисмарк говорил: «Я бы не хотел знать двух вещей: из чего делается колбаса и как делается политика». Колбасу я не ем, но политика сегодня доминирует на всех пространствах — от космоса до души. И никуда от нее не денешься.
ВОПРОС. Мы вам желаем крепкого здоровья, большой творческой энергии, новых работ в кинематографе, где сегодня так не хватает режиссеров с честной принципиальной позицией. А что бы вы сами себе пожелали в этот юбилей?
ОТВЕТ. Я желаю себе одного: почаще быть с моей родной и любимой женой, которая во всем разделяет мои взгляды. Нам есть о чем вместе подумать, поговорить, помолчать. Мы оба убеждены, что, несмотря на прочно укоренившееся заблуждение, что все уже потеряно, оно в корне неверно. Смириться с положением вещей — значит не видеть, «как подымается и растет на свет новая Россия, крепко подкованная на трудный путь, закаленная в нужде, тесно связанная жизнью с народом». Мы убеждены в простой, одной единственной истине, которой достаточно, чтобы жить без пессимизма. Мы верим, мы обязаны верить, что гений нашего народа, его ум, его история с падениями и взлетами, жестокостью и милосердием, созерцательностью и активным действием, его здравый смысл и суровая природа, его легенды, мифы и сказки, его талант, подаривший миру великую литературу с ее прозрениями, искусство с его духовностью, наконец, его терпение, мужество и жертвенность, позволившие выстоять и победить в жесточайшей из войн, выведут Россию на широкую, ясную стратегическую дорогу созидания, сохранив ее в чистоте и неповторимости.

ОТ РЕДАКЦИИ. Сегодня, 17 августа, Н.Н. Губенко исполняется 65 лет. Мы сердечно поздравляем нашего товарища, неутомимого бойца, замечательного Мастера театра и кино. Желаем ему крепкого здоровья и новых успехов на творческом и политическом поприще служения народу.

Вопросы задавал
С. ТУРЧЕНКО.
"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 95 (12868), четверг, 17 августа 2006 г.