«Самая глубокая причина современного кризиса коммунистического движения и России, как главной носительницы этой идеи, в том и заключается, что нет новой идеи, нет четкого и ясного понимания механизма, который может позволить перейти к новому обществу».
Вы на эти слова:
«Никакой механизм не спасет без изменений в сознании людей. От вульгарного материализма необходимо уходить. "Рожденный ползать летать не может". Человек "рыночной" формации на роль строителя нового общества не подходит. По Марксу, изменения в сознании будут происходить по мере развития капиталистического общества (и углубления его кризиса). Пока идея такого "автоматического" изменения сознания себя не оправдала».
Вот в том-то и дело, что механизм самооценки, механизм новой системы распределения трудовых доходов ДОЛЖЕН изменить это сознание. Я всегда видел главную задачу моего предложения именно в изменении сознания людей. Потому что глубоко убежден: без изменения сознания, конкретнее сказать, без изменения в нравственности людей, никаких прочных изменений в обществе достичь нельзя.
Яркий пример в этом отношении – Советский Союз. В 17-м году власть в обществе была захвачена небольшой организацией людей, которые имели определенные моральные представления. Которые руководствовались определенными нравственными императивами. И вот эта группа людей стала навязывать свои моральные представления всему обществу. Стала навязывать так называемый «Моральный кодекс строителя коммунизма».
Буржуазная мораль высмеивалась, изгонялась. Однако, успеха окончательного в этом деле достичь не удалось. Как показал опыт, эта мораль, это сознание только было загнано вглубь, только приглушено было. И когда внешний пресс был снят, то вся эта грязь выплеснулась наружу. Что мы и можем сейчас наблюдать в громадном количестве примеров.
Более того, сама логика развития советского общества приводила не просто к снятию пресса морального, идеологического, но и к культивированию, укреплению, расширению буржуазной морали и буржуазного сознания. И я всю вторую половину своей жизни считал, что главную, первостепенную роль в этом деле играла именно советская система распределения трудовых доходов.
После возникновения у меня идеи самооценки и развития этой идеи я понял, что советская система распределения являлась буржуазной по своей сути. Потому, что она использовала тот же самый принцип зависимости вознаграждения от труда, который используется при капитализме. Это принцип зависимости вознаграждения (В) от АБСОЛЮТНОЙ величины труда (Т). Зависимости В от результата труда, взятого в абсолютном выражении: В = k Т.
Просто, советская система была не точной копией буржуазной, а видоизмененной. В ней были уничтожены такие факторы, влиявшие на зависимость В от Т, как национальность, пол, цвет кожи и т.п. Что обуславливало неравенство людей в оплате труда. Именно по характеристикам самих этих людей, а не труда, который они выполняют. То есть, в советской системе зависимость эта стала «чище». В ней полнее, точнее проводилась зависимость вознаграждения именно от труда, а не от труда и факторов, характеризующих работников.
Вторая особенность советской системы распределения в сравнении с буржуазной – гораздо меньшая «вилка» в оплате труда. Использование принципа «зарплата министра должна быть близка зарплате квалифицированного рабочего». То есть, и в этом отношении советская система была намного справедливее буржуазной, чисто буржуазной. И эти факты не могли, конечно, не оказывать влияния на сознание людей. Эти характеристики системы распределения не могли не оказывать влияния на сознание людей. На их представления о справедливости и другое.
Отказ от учета характеристик самого работника и сглаживание различий в величине оплате труда – это, конечно, положительные явления. С точки зрения справедливости, разумеется. Так как с экономической точки зрения это не всегда есть хорошо. Однако, на мой взгляд, система распределения на базе общественной собственности должна подвергнуться дальнейшим изменениям. Чтобы она стала более адекватной новой форме собственности. И чтобы она могла выявить все преимущества новой формы собственности.
Должна быть изменена САМА математическая зависимость В от Т. Ее нужно не только модифицировать, а изменить В ПРИНЦИПЕ. Потому, что при общественной форме собственности в обязательном порядке необходимо учитывать СПОСОБНОСТИ работника. Его трудовые возможности. Необходимо осуществить ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход к каждому работнику. А это можно сделать только в том случае, если деятельности работника ведется не по тому, ЧТО он сделал, а по отношению того, ЧТО он сделал, к тому, что он МОГ сделать. То есть, необходимо, чтобы В стало зависеть от относительной величины труда. Не имеет принципиального значения – СКОЛЬКО работник сделал. Главное – чтобы каждый на работе сделал все, что он может. И в этом случае мы от каждого получим МАКСИМУМ возможного. Это и будет общество с максимальной эффективностью труда.
Какое все это имеет отношение к теме сознания? А самое прямое! Изменение представлений о справедливости, о которых я только что сказал – это и есть изменение сознания людей. Причем, в массовом порядке. А само это изменение может вызвать только и только система самооценки. Потому, что КАЖДЫЙ работник и КАЖДЫЙ день будет поставлен в ситуацию морального выбора. Ибо он САМ обязан будет назначить себе вознаграждение за свой труд. Во-первых, он должен сам оценить свой труд, во-вторых, опять же, сам выставить себе оценку. А это значит, что голова его будет работать. Он будет вынужден думать. А развивается только тот в интеллектуальном отношении, кто думает САМ. Кто думает именно сам. За кого не решает какой-то дядя.
Кроме того, каждый работник должен будет оценивать и действия по самооценке товарищей по работе. А это дополнительная работа мозга. Которая еще более усилит его развитие. Из моего опыта по изменению представлений о справедливости я знаю, что эти действия вызывают очень бурную реакцию и сильные эмоции. За которыми следуют выяснение убеждений, сопровождаемый страстным обменом мнений. Эти идеи представляют собой метеорит, который падает в болото. Все в нем начинает бурлить и видоизменяться. Смотрите об этом в «Новом принципе…» - http://www.sovet14.narod.ru/NPRpoT.htm .
Почему именно на самооценку я делаю такое ударение? – Потому, что только с началом самоанализа начинается процесс сознательного развития, процесс саморазвития личности. Без обращения в себя, без анализа своих действий, без развития самосознания личность не может выйти из детского возраста.
И в заключение о Вашем заголовке «Новое общество требует новых людей».
Да, я согласен, что в новом обществе будут новые люди. Это ясно и так, это аксиома. Иначе не будет это общество новым. Но мы же не можем получить этих новых людей сразу и в готовом виде. Так бывает только в сказках. В действительности же возникновению нового общества предшествует более или менее длительный процесс превращения старого общества в новое. Вот именно для обеспечения этого перехода и предназначена новая система распределения по труду. Ибо в процессе ее функционирования будет изменяться сознание и самосознание людей. И не просто, а в строго определенном отношении. Будет изменяться нравственность людей. Что и приведет, в конечном счете, и к возникновению нового человека, и к возникновению общества нового. А иначе как?
Как жаль, что этого не понимают те, перед кем я так долго распинаюсь… Сколько времени потеряно… Сколько человеческих жизней загублено и растрачено впустую… Как горько видеть это все и понимать…