От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.08.2006 20:52:05 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

К 100-летию Веры Марецкой (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg322006/Polosy/10_3.htm

От трагедии до буффонады

К 100-летию Веры Марецкой на телеканале <Культура> ретроспектива
фильмов, спектакль Театра им. Моссовета <Странная миссис Сэвидж> с её
участием и документальная программа <Острова>, рассказывающая о жизни и
творчестве актрисы.
В программе <Острова>, посвящённой творчеству Веры Марецкой,
использованы фрагменты её телевизионных интервью разных лет,
высказывания о ней коллег - Юрия Завадского, Ростислава Плятта, Иосифа
Хейфица, дневники и воспоминания родственников актрисы, кадры из фильмов
и сцены из спектаклей с её участием. Юрий Завадский не раз говорил в
интервью, что Вера Марецкая может сыграть кого угодно: и утончённую
великосветскую даму, и простую деревенскую девчонку. Ей удавались и
трагедия, и мелодрама, и буффонада. <Она же Рыжий, настоящий цирковой
клоун, ей кепку, огромные башмаки - и на арену! А играла в основном
героические роли. Жаль:> - вспоминал Ростислав Плятт.
Собственно, с цирка для Марецкой всё и началось. <Наш с Верой отец
арендовал фруктовый буфет в цирке Никитина, - рассказала в программе
сестра актрисы Татьяна. - Мама постоянно водила нас в театр и в цирк.
Цирк Вера обожала. Только всегда жалела животных, ей казалось, что их
там мучают и обижают>.
После окончания школы Вера Марецкая поступила на философский факультет
университета. Однако увлечение философией длилось недолго. И вскоре
Марецкая, распрощавшись с университетом, поступила в Вахтанговскую
школу-студию. Там, на вступительных экзаменах, она впервые встретилась с
Юрием Завадским.
Верность Завадскому-режиссёру Марецкая сохраняла всю жизнь. <Не сушит ли
актёра единообразие режиссуры, не скучно ли всю жизнь находиться под
одним режиссёрским глазом? На мой взгляд, это счастье, - размышляет
Ростислав Плятт, - прожить всю творческую жизнь в единой вере, с
Мастером, которого ты понимаешь с полуслова, который знает тебя и твои
возможности наизусть>. Марецкой делали лестные предложения - её
приглашали Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд, - но она
оставалась верна своему учителю.
В фильме <Сельская учительница> (1947) Вера Марецкая создала один из
самых проникновенных образов советского кино. <Я играла, - вспоминала
актриса, - силу духа, стойкость, мужественность моей героини в сочетании
с женской нежностью, уязвимостью и трепетностью>. За роль Варвары
Мартыновой в фильме <Сельская учительница> Вера Марецкая была удостоена
Государственной премии СССР - четвёртой по счёту в списке её высших
правительственных наград.
В последние годы жизни Вера Марецкая тяжело болела, но продолжала,
преодолевая недуг, играть в театре. Случалось, тайком убегала из
больницы, а после сыгранного спектакля возвращалась обратно. Жить без
театра Марецкая не могла. В кино снималась мало: <Я отказываюсь от
предложений сниматься - не интересно. Меня избаловали режиссёры и
сценаристы, с которыми я работала. Я снималась в фильмах <Член
правительства>, <Она защищает Родину>, <Сельская учительница> и так
далее, и так далее. И я не хочу, не могу и не буду сниматься в плохих
фильмах. Я дорожу своей репутацией, любовью и уважением зрителей>.
Т. К.