|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
15.08.2006 02:11:10
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Приямвада Гопал. История от апологетов империализма - это опасная сказка (про текстиль Индии) (*+)
http://left.ru/2006/11/gopal145.phtml
Лефт.Ру Версия
для печати
Приямвада Гопал
История от апологетов империализма - это опасная сказка
По британским СМИ ходит призрак <великодушной империи>. Он принимает
форму документальных фильмов и дискуссий, приводящих к выводу, что
колониализм был, в конечном счете, не столь уж и плохой штукой и
заслуживает доброго слова. Проблема в том, что для этого вывода нужна
весьма творческая переоценка фактов. После недавней шумихи вокруг
британской имперской истории на программе Start the Week, выходящей на
Radio 4, в которой я принимал участие, присутствовавший там Эндрю Марр
выразил озабоченность тем, что дебаты были <крайне предвзяты> в
отношении империи, и добавил затем в телефонном интервью: а ведь империя
вызывает немало энтузиазма и <теплой ностальгии>, даже в бывших колониях
<до сих пор, несомненно>.
Только стремление вновь извлечь некое воображаемое добро из трагедии,
которой была империя, может объяснить возвышение неоконсервативного
идеолога Нейла Фергюсона в качестве имперского историка на BBC и теперь
Channel 4. Его агрессивное переписывание истории, движимое мессианскими
фантазиями американской правой, представляют как новое откровение. На
самом деле, <история> от Фергюсона - это сказка нашего времени,
возвращающая белого человека и его бремя в центр героических деяний.
Колониализм - сказание о рабстве, грабеже, войне, коррупции, изъятии
земли, голоде, эксплуатации, несвободном труде, обнищании, убийствах,
геноцидах и принудительном переселении - переписывается с точки зрения
милостивой миссии развития, омраченной некоторыми несчастными случаями.
Для культуры телевизионных цитат это упрощенный большой нарратив -
огромный подарок. Полуправда и причудливые спекуляции, дополненные
академическими атрибутами, вроде ссылок, могут звучать чрезвычайно
авторитетно. Похоже, что и расизм, институционализированный империей,
возвращается в моду. Книга, сопровождающая нынешнюю серию Фергюсона об
истории ХХ века на Channel 4, <Война мира>, говорит нам, что люди
<предрасположены верить представителям их собственной расы>, <те, кого
описывают, как <Другие> могут: быть нетипичными в своих сексуальных
предпочтениях>, <когда китайская женщина выходит замуж за европейца,
вполне вероятно, :что лишь первый их ребенок будет жизнеспособным>. Не
столь уж и далеко от псевдонаучной чуши, на основании которой наказывали
за межрасовые взаимодействия.
За этими разговорами и дикторскими приемами стоит утверждение, что
именно и такой и является бесстрашная правда, которую хочет скрыть
<политически корректный> истеблишмент. Неоконсерватор выступает как
отважный бунтарь против либеральной тирании. Но Фергюсон лишь торгует
вразнос наиболее избитыми и раздутыми мифами империи, <утками>, однажды
провозглашенными старыми империалистами, вроде Маккалея или Милля, и
вновь поднятыми на щит администрацией Буша: что западный империализм
несет свободу, демократию и процветание примитивным культурам. Миф,
украшающий американскую и британскую внешнюю политику находится в
обращении, хотя появились и современные версии, такие как Юстонский
манифест (манифест проимпериалистической американской <левой>,
сгруппировавшейся вокруг либерального журнала The Nation - прим. пер).
Помазание Фергюсона и его сотоварища по имперской апологетике Эндрю
Робертса в качестве полуофициальных историков британскими СМИ приводит к
опасному отрицанию прошлого и придает силы современной американской
имперской пропаганде.
Доказательства, приведенные такими историками, как Амартья Сен
(нобелевский лауреат в области экономики за исследование политической
экономии голода - прим. пер.) и Николас Диркс, Майк Дэвис и Махмуд
Мамдани, Каролин Элкинс и Уолтер Родни, показывают, что европейский
колониализм принес с собой не хорошее управление и свободу, но
обнищание, кровопролитие, репрессии и бедность. Джозеф Конрад, сосем не
радикал, описал его как <вялого, притворного, близорукого дьявола алчных
и жестоких причуд>. Хорошее управление? За первое столетие британского
владычества (в Индии - прим. пер.) было больше случаев голода, чем за
предыдущие две тысячи лет, включая 17 - 20 млн. смертей только с 1896 по
1900 гг. В то время как миллион индийцев умирал каждый год от голода,
которого можно было избежать, налоги питали колониальные войны, а
подкрепление к ним, часто сознательно описывавшееся, как излишки зерна,
уходило в Англию.
Терпимость? Британская империя усилила четкие этнорелигиозные
идентичности и управляла посредством этих различий. Как и в случае с
Индией, где 10 млн. были переселены, деспотически проведенные границы
между различными <племенами> Африки привели к выселению и кровопролитию.
Свобода и честная игра? В Кении горстка белых поселенцев присвоила 12
тыс. кв. миль и вытеснила 1,25 млн. кикуйю на отведенные им 2 тыс. кв.
миль. Сопротивление было жестоко подавлено помещением в концентрационные
лагеря, пытками и убийствами. Около 50 тыс. кикуйю были убиты и 300 тыс.
интернированы, чтобы положить конец восстанию Мау-Мау, в котором
участвовали крестьяне, которые лишь хотели обрабатывать собственную
землю. Тысяча участников мирных протестов была убита в амритсарской
бойне 1919 г.
Коллективная несостоятельность воображения сейчас не позволяет нам
думать о мире, каким он был до европейского и американского господства.
Вряд ли жадность и насилие могут быть особенностью какой-то одной
культуры. Но колониализм задушил возможности и потенциал прогресса,
вроде <всеобщего блага> императора Моголов Акбара, служившего опорой его
правлению. Масштаб европейского империализма открыл новую главу в
истории алчности, которая до сих пор определяет наши жизни. Природные
ресурсы - хлопок, сахар, тик, каучук, минералы - разграблялись в
огромных размерах. Индийская текстильная промышленность была наиболее
развитой в мире до того, как пришли британцы; за полвека она была
разрушена. Порабощенные и проданные люди (как минимум 20 млн. африканцев
и 1,5 млн. индийцев) были вывезены по всему миру для работы на
плантациях, шахтах и железных дорогах. Огромные прибыли, извлеченные из
этих предприятий, позволили сегодняшнему развитому миру процветать.
Вопрос не в том, чтобы европейцы чувствовали вину, а в серьезных
размышлениях на тему исторической ответственности, что совсем не то же
самое, что игра в обвинения. Заманчиво забыть историю, но это подрывает
способность общества к изменению.
Среди многих поверхностных утверждений апологетов империализма можно
выделить то, что критики колониализма оправдывают тиранов и фанатиков
Азии и Африки, снимая с них ответственность за их преступления. Конечно,
возможно и необходимо обвинять и тех, и других. Индийцы должны,
например, осознавать вину за зверства периода разделения. Но это ни в
коей мере не снимает с британского владычества его вины за центральную
роль в трагедии, приведшей к миллионам смертей.
Упрямое игнорирование других народов, их культур и истории, приводит к
утверждениям, что свобода, демократия и терпимость являются по сути
западными явлениями. Как показал Амартья Сен, у субконтинента была
долгая история собственных традиций свободомыслия и полемики. Управление
при участии граждан было не подарком британцев (вспомните крестьянские
республики Ганди), даже если парламентская демократия, как
институциональная форма была принята в некоторых бывших колониях.
Свободная торговля - это другой мифический вклад Запада в мировую
историю. Амитав Гхош реконструировал забытую историю культуры торговли
между средневековой Индией и Африкой. Когда пришли португальцы, они
потребовали, чтобы индусский правитель Калькутты изгнал мусульман,
<врагов святой веры>, из его королевства. Он отказался был подвергнут
двухдневному обстрелу.
Наконец, наследие европейского колониализма, наказывающее нас, - это
самоисполняющееся пророчество <столкновения цивилизаций>. Утверждение,
что Запад и Восток должны находиться в конфликте - это расширение
империалистической практики, загоняющей неоднородные культуры в рамки
четких категорий. Эта трагическая <ложь колониальной ситуации>, как
назвал ее Франц Фанон, трагически возвращается к нам террором во имя
ислама и бушевской <войной с терроризмом>. Если мы должны уничтожить
разрушительное наследие империи, не стоит утверждать правдоподобность
прославленных фальсификаций. Чтобы наделить смыслом наше общее настоящее
и смотреть в более гуманное будущее, мы должны начать с честности о
нашем прошлом.
Оригинал текста опубликован по адресу:
http://www.guardian.co.uk/commentisfree/story/0,,1807649,00.html
Перевод Юрия Дергунова
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна