|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
18.08.2006 02:03:14
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Глава немецкого Общества защиты находящихся в опасности народов: "Поляки живут на нашей земле" (*+)
http://www.vremya.ru/2006/146/5/158819.html
"Поляки живут на нашей земле"
На днях в центре Берлина открылась выставка <Навязанные пути>,
посвященная насильственным переселениям, геноциду и изгнанию европейских
народов в ХХ веке. Жертвами стали 100 млн человек более 30
национальностей. Экспозиция вызвала протест Варшавы, увидевшей в этом
попытку представить в виде пострадавшей стороны немцев, выселенных после
войны с земель, отошедших к Польше.
На выставке представлены сведения о массовых изгнаниях, начиная с
преследования армян в 1915--1916 годах до этнических чисток в Югославии
1990-х. Экспозиция рассказывает и о судьбе финских карелов, и о массовой
депортации 15 млн немцев в конце второй мировой войны. О замысле
организаторов выставки корреспонденту <Времени новостей> рассказал
Тильман ЦЮЛЬХ, возглавляющий немецкое Общество защиты находящихся в
опасности народов. Эта организация участвовала в реализации данного
проекта.
-- С помощью выставки "Навязанные пути" европейцам еще раз предоставлена
возможность ознакомиться с преступлениями, совершенными против народов
на территории континента и в его непосредственной близости. Для живущих
сегодня поколений берлинская экспозиция может стать лишним поводом для
того, чтобы вновь принести свои извинения тому или иному народу-соседу
за причиненные страдания и горе в связи с насильственным изгнанием.
-- Устроители выставки призывают к переосмыслению процессов
насильственной миграции европейских народов?
-- Если мы сможем объективно взглянуть на эти преступления и дать им
оценку с точки зрения нынешних европейских и многовековых христианских
ценностей, то в нашем понимании справедливого общественного устройства
мы продвинемся на шаг вперед. Это очень важно для формирования системы
нравственных ценностей у молодого поколения. Все это позволит ему лучше
понять и принять дух и важность европейского единения, выразившегося в
создании Евросоюза. Лишь путем европейского единства, которое все дальше
идет в восточном и юго-восточном направлении, становится возможным
исключить повторения таких страшных преступлений, которые совершались
против народов в ХХ веке.
-- Можно ли говорить о <народах-жертвах> и <народах-преступниках>? При
таком разделении немцы окажутся в числе злодеев...
-- Важная задача выставки заключается в отказе от подобного зачастую
несправедливого водораздела между европейскими народами, которые чаще
всего невольно оказывались втянутыми в масштабные военные или
политические авантюры. Мне не хотелось бы говорить вообще о чехах или
вообще о поляках. Симон Визенталь как-то сказал: <Я не хочу слышать
слова <все евреи>. Поэтому я сам никогда не говорю <все немцы>.
В этом смысле я имею в виду и наших восточноевропейских соседей, которые
не желают признавать очевидных актов насилия со своей стороны,
оправдывая допущенную ими несправедливость ответной реакцией на
преступления нацистов.
-- Можно вас попросить привести пример?
-- Польша создала свое современное государство на одной четвертой
территории бывшей Веймарской республики, где не осталось ни одного
немца. А ведь не было ни одной убедительной причины для того, чтобы
такие города, как Кенигсберг (российский Калининград. -- Ред.), Бреслау
(ныне польский Вроцлав. -- Ред.) или Карлсбад (ныне чешские Карловы
Вары. -- Ред.), перестали быть немецкими. Ведь если говорить о
коллективной немецкой вине, то немцы в Киле, Лейпциге и Вене должны
также согласиться с тем, что было бы справедливо и их выселить куда-то
за пределы немецкого государства, входившего в Третий рейх.
-- Но немцы сами выбрали Гитлера...
-- Мне часто приходится бывать в Данциге (ныне польский Гданьск. --
Ред.). Когда этот город был занят советскими и польскими войсками,
погибло 27,5% жителей. Это были немцы польского происхождения, кошубы
(этническая группа поляков-поморян. -- Ред.), среди них были
социал-демократы и консерваторы, которые не поддерживали Гитлера. К
сожалению, вполне возможно, что большинство из них в 1933 году
голосовало за национал-социалистов.
Но были регионы, где сопротивление приходу нацистов к власти было
велико. Возьмите судетских немцев, среди них были тысячи таких, кто
активно сопротивлялся коричневой диктатуре. В конце войны судетских
немцев использовал в своих интересах Сталин. По его же указу они были
изгнаны с территорий, которые впоследствии были переданы Чехии.
Оккупация Германии с востока осуществлялась не цивилизованным
правительством, что роковым образом сказалось на судьбе 1,5--2 млн
немецких военнопленных и узников советских лагерей. Характерно, что ко
многим бывшим высокопоставленным гитлеровским офицерам у советских
властей был совершенно иной, достаточно гуманный подход. Вся тяжесть
советской оккупации Германии обрушилась в первую очередь на маленьких
людей.
-- Ваша историческая родина -- Восточная Пруссия, нынешняя
Калининградская область России. Вас еще что-то связывает с этим
регионом?
-- Сегодня он все еще продолжает носить имя, насколько мне известно,
одного из сталинских преступников. Меня особенно интересуют происходящие
там процессы. Мой отец учился в Кенигсберге вместе с Альбертом
Эйнштейном. Примечательно, что живущие там россияне, в первую очередь
молодежь, с большим теплом и пониманием относятся к приезжающим туда
бывшим кенигсбергским немцам, ставшим жертвами послевоенной
насильственной депортации.
-- Вы говорите о простых жителях. Совпадает ли с таким отношением
позиция официальных инстанций?
-- Это совсем иная проблема. В данном случае действует официальная
версия статуса области, опирающаяся на чрезмерную гордость в связи с
Великой Отечественной войной и недостаточную критику собственных
просчетов, связанных со сталинизмом. Подобный подход всячески
поддерживается российским руководством.
-- Но ведь в Польше или Чехии также не принято ставить на одну ступень
страдания собственного народа и немцев, которые были вынуждены покинуть
свои дома...
-- Значительное число знакомых мне польских и чешских интеллектуалов
вышли за пределы такого узкого национального подхода. Это официальная
Варшава сохраняет воинственный консерватизм, который питает невероятных
масштабов национализм. Выступать в качестве народа-жертвы стало
государственной польской традицией. Правящие ныне в Германии
христианские демократы летом 2005 года, накануне прихода к власти,
заявляли о своем искреннем стремлении к гармонизации отношений с
Польшей. Однако теперь, похоже, пропасть между двумя странами-соседями
становится еще более глубокой.
В чем же причина такой <аллергии> польского руководства к Германии и
немцам? Может быть, это связано с угрызениями совести оттого, что они
живут на чужой земле и в чужих домах -- в Штеттине (ныне Щецин. --
Ред.), в Бреслау -- третьем по величине немецком городе в границах
Веймарской республики, в Восточном Бранденбурге, Юго-Восточной Пруссии,
Свободном городе Данциге, Нижней и Верхней Силезии, Померании. С помощью
своего невероятного национализма они затушевывают то обстоятельство, что
живут на земле, которая в течение восьмисот лет была немецкой.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин